Центробанк на год изменил параметры оценки качества кредитов. Например, кредиты физлицам с просрочкой меньше двух месяцев будут считаться «хорошими», а реструктуризация задолженности не будет требовать досоздания резервов.
Банк России смягчит на один год нормы резервирования для банков по всем кредитам, рассказал замдиректора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Владимир Чистюхин. «Сегодня действует норматив, при котором обслуживание кредита считается «хорошим», когда просрочка по нему не превышает 5 дней по кредитам юрлицам и 30 дней — по кредитам физлицам, — цитирует Чистюхина «Интерфакс». — Теперь ЦБ устанавливает, что кредит, по которому просрочка не превышает 60 дней по физлицам и 30 дней по юрлицам, считается «хорошим».
Точно так же, по словам Чистюхина, увеличиваются предельные сроки просрочки, на основании которых обслуживание кредита оценивается как «среднее» или «плохое». Теперь к «средним» будет относиться кредит, если просрочка по нему не превышает 60 дней по юрлицам и 90 дней по физлицам, «плохим» — когда просрочка по кредиту юрлицам не превышает 90 дней, физлицам — 120 дней. По его словам, качество обслуживания касается как выплат процентов, так и основного долга.
Отныне, по словам Чистюхина, сам по себе факт реструктуризации ссуды не будет ухудшать ее качества, в то время как сегодня это происходит автоматически. Чистюхин пояснил, о чем, например, может идти речь: изменение валюты кредита или сроков кредитования.
И наконец, Центробанк теперь по-новому будет оценивать выдачу новых ссуд на погашение старых — это тоже не будет ухудшать качество портфеля.
По его оценке, новые нормы вступят в силу в январе следующего года и будут действовать временно — в течение одного года. «Это антикризисная мера, и банки после истечения срока действия этих норм должны будут восстановить прежние параметры, если, конечно, ЦБ не решит их пролонгировать», — сказал он.
То, что ЦБ смягчает требования к резервированию, хорошо вписывается в нынешнюю ситуацию, когда либерализуются правила деятельности коммерческих банков, считает председатель совета директоров «Моего банка» Константин Карташов. Больше самостоятельности в определении категории кредитов многим банкам только на пользу, полагает он.
Просрочка по долгам компаний в последнее время растет поражающими воображение темпами: если в октябре речь шла о 15%-ном росте, то в ноябре она увеличилась более чем на 30%. А банки уже начали реструктурировать долги компаний, в том числе за счет конвертации валюты долга. Например, две недели назад «Система-галс» сообщила, что кредит, под который ее материнская компания АФК «Система» заложила около 17% акций «дочки», конвертирован из рублей в доллары. При этом ставка составила 15% годовых вместо 8,5% по кредиту в $500 млн и LIBOR + 5,43% по кредиту в $200 млн. Аналитики «Тройки диалог» подсчитали, что банк «Санкт-Петербург» реструктурировал уже 5% долгов.
Просроченная задолженность физлиц растет пока не так быстро — на 3—6% в месяц, лишь немногим опережая рост общего объема кредитов населению. Но, например, «ВТБ 24» уже предложил клиентам сменить валюту кредита с долларов или евро на рубли.
Какие резервы
По ссудам компаниям с хорошим финансовым положением нужно резервировать 0% — если кредит обслуживается хорошо, 1—20% — если средне, 21—50% — если плохо. По ссудам компаниям со средним положением — 1—20%, 21—50%, 50—100% соответственно. Для компаний с плохим положением — 21—50%, 50—100%, 100% соответственно.
Андрей ПАНОВ