В начале февраля заработала единая транспортная карта (ЕТК) «Стрелка», предназначенная для оплаты общественного транспорта в Московской области. По замыслу создателей, карта не просто позволяет избавить пассажиров от простаивания в очередях за билетами, но и заметно снижает их расходы на транспорт. Банки.ру протестировал этот продукт.
Платить всегда, платить везде
Проект начинался с размахом. Дизайн и торговую марку единой транспортной карты выбирали путем голосования в Интернете. Для новой карты загодя разработали сайт с личным кабинетом и мобильные приложения под iOS и Android. Заранее были продуманы и реализованы удобные способы приобретения и пополнения карты. Основной инвестор ЕТК – ОАО «Универсальная электронная карта» поставило задачу полностью обеспечить оплату любого общественного транспорта более чем семимиллионного населения Московской области и уже на третий день действия карты отчиталось о 1 400 проданных «Стрелках».
«Карта будет действовать на всех видах общественного транспорта. С этого воскресенья (с 1 февраля. – Прим. ред.) ее принимают в автобусах, – сказал губернатор Московской области Андрей Воробьев в своем ежегодном обращении к жителям Подмосковья. – Очень много было жалоб, что люди вынуждены стоять возле автобуса, в автоматах или возле кассы покупать билеты. Вот от этого мы должны избавиться. Единая транспортная карта позволяет осуществлять пополнение современными методами – с помощью телефона или компьютера. Проезд по карте стоит дешевле, чем одноразовый билет».
Если напрямую сравнить стоимость проезда по «Стрелке» с обычными тарифами «Мострансавто», то действительно выгода очевидна: билет на поездку по городу или в пределах одной зоны (расстояние до 5 км) стоит 28 рублей, у водителя – 40 рублей. Те же 28 рублей стоит и проезд по «Стрелке», если в течение месяца ездить менее десяти раз.
Но с 11-й по 20-ю поездки будут стоить по 26 рублей и так далее, со снижением на 2 рубля каждые десять поездок в течение месяца, вплоть до 51-й поездки, когда тариф останавливается на уровне 18 рублей. Даже месячные проездные на 45 поездок (1 200 рублей) и 65 поездок (1 570 рублей) оказываются менее выгодными – при этом, в отличие от месячных проездных, «Стрелку» не нужно покупать каждый месяц. Достаточно регулярно пополнять ее баланс.
С этой точки зрения новое детище УЭК смотрится очень выгодно по сравнению с московским пилотным проектом оплаты проезда автобуса бесконтактной банковской картой с технологией MasterCard PayPass или Visa payWave – пусть специальную карту приобретать и не нужно, но стоимость проезда равна цене билета на одну поездку.
Сильной стороной «Стрелки» является ее область применения, реализованная, правда, пока не в полной мере – ее должны принимать в автобусах всех 222 подмосковных перевозчиков, а с 1 марта этого года и в пригородных электричках. В перспективе она должна охватить также маршрутки, троллейбусы и трамваи. Приобретение ее также не должно составить проблемы: как сообщила пресс-служба ОАО «УЭК», «сейчас «Стрелку» можно приобрести в кассах «Мострансавто», у кондуктора или водителя (на автобусах «Мострансавто» с регулируемыми тарифами), в салонах «Евросеть».
Прошел почти месяц эксплуатации «Стрелки». По сообщению УЭК, достигнуты солидные результаты: «по состоянию на 20 февраля реализовано 16 832 карты «Стрелка». По «Стрелке» совершено 126 332 поездки». Пресс-релиз на сайте «Мострансавто» также лучится оптимизмом – если ему верить, уже через две недели после введения «Стрелки» собираемость оплаты за проезд повысилась на 5%.
Приключения «Стрелки» в Москве
Воодушевленный таким успехом «Стрелки», я попытался приобрести эту карту и немного попользоваться ею. Правда, живу и работаю я в Москве, но автобусы «Мострансавто» связывают со столицей многие подмосковные города, да и в салонах «Евросети» также недостатка нет.
Первая же моя попытка купить «Стрелку» в автобусе «Мострансавто» маршрута № 401 (м. «Алтуфьево» – г. Дмитров) вызвала недоумение у водителя. «У нас никаких карт «Стрелка» нет», – уверенно заявил он, несмотря на то, что его автобус был оклеен множеством стикеров с изображением «Стрелки» и завлекательным девизом «Больше ездишь – меньше платишь!». Водитель следующего автобуса посоветовал приехать в Дмитров и купить «Стрелку» там. Водитель третьего неожиданно признался в том, что карты у него есть, но продать их он не может, так как им не раздали инструкций, что надо нажимать для активации карты.
В первой попавшейся «Евросети» мой необычный запрос также не встретил понимания – никаких «Стрелок» у них не было и нет. Звонок в контактный центр позволил определить тот редкий в Москве магазин сети, где эти карты должны быть в наличии. Правда, и там консультанты поначалу отпирались, но с помощью контакт-центра мне удалось преодолеть их сопротивление и все-таки заставить найти и продать вожделенную карту.
ЕТК продается по цене 200 рублей, 120 из которых идет на счет, то есть сама карта стоит 80 рублей. Причем это стоимость залоговая, то есть карту можно вернуть в пунктах обмена и возврата карты «Стрелка», расположенных в Кашире, Талдоме, Чехове, Коломне и Клину, и получить деньги обратно.
Пополнить карту можно через личный кабинет на сайте www.strelkacard.ru, через мобильное приложение «Стрелка», в салонах «Евросеть», в терминалах и банкоматах Сбербанка, через «Сбербанк Онлайн» или с помощью «Яндекс.Денег». Комиссия за пополнение не взимается. Есть один нюанс: для регистрации в личном кабинете требуется защитный код, размещенный на памятке, которая лежит в выдаваемом конверте с картой.
Так получилось, что для первой своей попытки пополнить «Стрелку» я использовал «Сбербанк Онлайн», что показалось наиболее удобным способом в рабочее время. Действительно, в списке получателей платежа нашлась «Транспортная карта Стрелка», но ввести ее номер никак не удавалось – система сообщала о неверном формате номера. Не получилось ввести номер и с пробелами, и без пробелов, и через дефисы, и без ведущего нуля. По всей видимости, этот сервис за месяц работы «Стрелки» никто так и не протестировал.
А вот с мобильным приложением все получилось без особых сложностей. Приложение достаточно установить, привязать к номеру телефона и указать защитный номер – все, можно пополнять. Приложение позволяет проверять баланс, пополнять его с банковской карты и через «Яндекс.Деньги», а также контролировать свои поездки. Приложение позволяет управлять несколькими «Стрелками», что может быть полезно, если в вашей семье несколько человек пользуются этими картами.
Увы, прокатиться в Дмитров у меня не вышло – водитель все того же оклеенного стикерами со «Стрелкой» автобуса № 401 сообщил, что со «Стрелки» пробивается максимум 80 рублей, а проезд стоит 120. В то же время на сайте карты указано, что ею можно расплачиваться на маршрутах, где стоимость проезда не более 120 рублей.
Откровенные недоработки в столь масштабном проекте, мягко говоря, удивляют. Но все же 17 тыс. жителей Подмосковья уже пользуются «Стрелкой» достаточно активно. Спишем проблемы на то, что УЭК создавала свою единую транспортную карту не для москвичей, и будем надеяться, что столь полезное средство оплаты проезда вскоре все-таки заработает на полную мощность.
Михаил ДЬЯКОВ, Banki.ru
Комментарии
Во первых, немного странно что в подмосковье внедрение начали с автобусов. В питере начали с метро, потом перекинулись на трамваи и так далее, закончили маршрутками (самый проблемный сегмент оказался).
Второе , - Вот это правильно,мразу стимулирует пользоваться картой. В Питере разница в цене практически нулевая, что дестимулировало и до сих пор дестимулирует.
3) Нонсенс.
4)
Не удивительно. На Евросеть сейчас навалили ТОННЫ разрозненных "побочных" услуг (ретейлер еще пару лет назад понял что на одних "мабилах" не уедет и диверсифицировал предлагаемые услуги) о которых конкретные сотрудники конкретной точки могут тупо и не знать.
5)
Вот тут я снимаю шляпу. Питерский Подорожник тут смотрится бледно и убого. Пополнение онлайн - платное (комиссия), никакого отслеживания использования (кабинет) нету в прицнипе, БАЛАНС можно узнать только в метро, о приложениях и речи нет. Питерские ФГУПы такие ФГУПы
6) С подорожником на маршрутках в Питере с этим была беда. Не захотели маршруточники принимать их. Тупо отказывались. Только показательные лишения лицензий и штрафы смогли переубедить. Но и до сих пор периодически бывают проблемы с отдельными маршрутками.
А в целом - ничего революционного.
Вероятно, "живущие на Болоте" не в курсе, что в Подмосковье нет ни метро, ни трамваев?
Где метро?