15 июня Банк России принял ожидаемое решение снизить ключевую ставку на 1 процентный пункт, до 11,5%. Портал Банки.ру разбирался, как это решение повлияет на экономическую ситуацию в стране.
На совете директоров Центробанка в понедельник, 15 июня, было принято решение снизить ключевой ставку с 12,5% до 11,5%. Многие экономисты накануне прогнозировали изменение ставки именно в таком варианте. По мнению Центробанка, годовая инфляция достигнет целевого уровня 4% в 2017 году. При этом сейчас регулятор отмечает ослабление инфляционных рисков при сохранении рисков существенного охлаждения экономики, а также значительное сокращение потребительского спроса и замедление темпов роста потребительских цен.
ЦБ также указывает на дальнейшее охлаждение экономической активности, обусловленное, в частности, снижением числа новых заказов, уменьшением загрузки производственных мощностей и рабочей силы, что приводит к росту безработицы. «Действие данных факторов наряду с замедлением роста розничного кредитования приведет к дальнейшему сокращению потребительских расходов. Инвестиции в основной капитал продолжат снижаться, что будет обусловлено негативными ожиданиями экономических агентов относительно перспектив российской экономики и жесткими условиями кредитования», — говорится в сообщении Центробанка. Таким образом, регулятор фактически признает, что финансовый кризис просто перенесен на экономку, которая, по словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, еще не достигла дна в своем падении.
По прогнозам регулятора, в дальнейшем экономическая ситуация будет зависеть от динамики цен на энергоносители и от способности экономики адаптироваться к произошедшим внешним шокам. Между тем Банк России полагает, что слабый внутренний спрос будет способствовать дальнейшему снижению инфляции. Дополнительное сдерживающее влияние на цены в ближайшие месяцы окажет произошедшее в феврале — мае укрепление рубля. Замедление роста потребительских цен создаст предпосылки к дальнейшему снижению инфляционных ожиданий, прогнозирует ЦБ.
Согласно последним данным Росстата, по итогам I квартала ВВП России упал на 2,2%, сильнее, чем ожидало правительство. ЦБ по итогам 2015 года ожидает снижения ВВП на 3,2%. По прогнозам регулятора, при мировой цене нефти марки Brent в районе 60 долларов за баррель нас ждет спад и в 2016 году. И даже при цене нефти в 70 долларов за баррель рост ВВП в 2016 году составит не более 0,7%.
Как считает главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов, ключевая ставка сама по себе не гарантирует однозначного роста в экономике. «Мы видим это на примере западных ставок, где ставки снижаются до нуля, однако рост так и не начинается. Поэтому оптимального уровня ключевой ставки не существует. Снижение ставки, конечно, поможет экономике, поскольку это приведет к снижению ставок по кредитам, будет стимулировать потребление и уменьшать склонность к сбережениям. Но нужно понимать, что, снижая ключевую ставку, мы увеличиваем инфляционные риски и тут ЦБ надо соблюдать баланс», — говорит Девятов.
Необходимым и достаточным условием для восстановления экономики является проведение структурных реформ, ЦБ же со своей стороны может создавать менее или более благоприятные условия для кредитной активности, утверждает начальник аналитического департамента агентства RusRating Александр Овчинников. «Лучшей иллюстрацией данной позиции является замедление экономики России в 2011—2013 годах, несмотря на достаточно низкий уровень ставки ЦБ и активное наращивание темпов кредитования банковской системы со второй половины 2013 года», — напоминает Овчинников.
«На мой взгляд, снижение ставки может лишь ускорить возобновление роста экономики, но вряд ли его спровоцировать. Кроме того, помимо ставки, важную роль играют состояние с рублевой ликвидностью, состояние заемщиков, внешняя конъюнктура и многое другое, в том числе скорость работы внутренних стабилизирующих механизмов», — комментирует действие регулятора директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.
Что касается инвестиционной активности, тут ключевая ставка тоже играет небольшую роль, так как основные проблемы связаны с неопределенностью в российской экономике в том числе из-за санкций, говорит Алексей Девятов. «Сейчас всего 7—8% банковских кредитов финансируют капитальные инвестиции. Это не такая высокая доля», — отмечает экономист.
Снижение ставки Центробанком может восприниматься как стратегическая победа над инфляцией. Однако директор Центра структурных исследований Института Гайдара Михаил Хромов считает, что резкий всплеск инфляции, наблюдавшийся в конце 2014 — начале 2015 года, был во многом обусловлен девальвацией рубля и влиянием удорожания импортных товаров. «Этот фактор практически не зависел от денежно-кредитной политики Банка России. И декабрьское внеочередное повышение ключевой ставки до 17% годовых в большей степени было реакцией на динамику валютного рынка, чем на динамику инфляции. Таким образом, текущее снижение ставки может быть не только реакцией на замедление инфляции, но и реакцией Банка России на динамику обменных курсов», — предполагает эксперт.
Решение ЦБ повлечет за собой снижение ставок по кредитам и депозитам, однако может выявиться и негативное влияние решения ЦБ. «Например, если банк набрал дорогих депозитов, а затем при снижении ставок лишился возможности размещать средства так, чтобы оправдывать ставку по депозитам. Но при этом снижение ставок приводит к положительной переоценке облигаций, и эту прибыль банки могут фиксировать», — говорит Владимир Брагин.
«Пока мы остаемся в переходном состоянии, когда, с одной стороны, отступила угроза финансовой стабильности, а с другой — не сформировались условия для поступательного развития реального сектора. Эта ситуация сохранится еще некоторое время», — заключает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
Юлия ТИТОВА, Banki.ru
Комментарии
Ну да, ну да. То есть Эльвира Сахипзадовна запрессовала розницу (сдувала, понимаешь, кредитный пузырь), создала "жёсткие условия кредитования" своими идиотскими экзерсисами с "таргетированием инфляции" и бешеным ростом ставок, и тем таки добилась
тогда, наконец, пришло долгожданное "сокращение потребительских расходов", с чаемым "ослаблением инфляционных рисков".
В переводе на общеупотребительный русский - мы угробили реальную экономику и сократили доходы населения, что позволило нам отчитаться о снижении инфляции.
Лечить перхоть гильотиной - любимый приём либералов от экономики.
У власти разве либералы? Там духовность, скрепы, Крым, вот это все называется консерватизмом.
Не путайте. В либеральной доктрине, ЦБ вообще не вмешивался бы, разразился бы короткий и жестокий кризис, как в штатах с сабпраймом, 50% банков бы обанкротилась, оставшиеся усилились.
значит финансовая стабильность - это угроза?)