В карты не играем

Дата публикации: 07.08.2015 00:00
19 850
55 Время прочтения: 11 минут

Пластиковые карты теряют популярность у россиян, свидетельствуют данные исследовательского холдинга «Ромир». По данным холдинга, доля пользующихся двумя-тремя картами за последние три года сократилась в 3,5 раза. При этом существенно выросла доля тех, кто не пользуется пластиковыми картами даже при их наличии. Действительно ли карточный бизнес в России ждет закат, выяснял Банки.ру.

Одна карта вместо трех

Популярность банковских карт падает. К такому выводу пришел исследовательский холдинг «Ромир». Холдинг провел исследование на тему использования пластиковых карт россиянами и выяснил, что отношение россиян к пластику стало существенно меняться.

В опросе участвовали 1 100 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше из городов с населением от 100 тыс. человек и выше. Опрашивались респонденты из всех федеральных округов России. В первую очередь специалисты холдинга спрашивали, сколькими банковскими пластиковыми картами владеет респондент и сколькими картами пользуется регулярно. Выяснилось, что почти пятая часть опрошенных (18%) вовсе не имеет пластиковых карт в своем кошельке. Три года назад, при проведении первого подобного опроса, доля таких ответов была в 4,5 раза меньше — только 4% респондентов не имели карт.

Как сообщается в исследовании, за три года доли респондентов, которые заявляли о наличии одной либо двух-трех карт, фактически поменялись местами. «Если три года назад двумя-тремя картами владели 53% опрошенных, то в этом году такой ответ дали 24% респондентов. И наоборот, сегодня о наличии одной карты заявили 53% участников опроса, тогда как три года назад таковых насчитывалось 28%», — говорится в отчете «Ромир». Как следует из данных компании, за три года вчетверо сократилось и число держателей четырех-пяти пластиковых карт – с 12% до 3%.

Бегом от банкомата

Интересовался «Ромир» и тем, как изменились цели использования банковских карт. Пластик традиционно активно используется для снятия наличных в банкоматах — 56% респондентов подтвердили эту цель (в 2012 году – 68%). Другие виды операций, по данным «Ромир», за три года значительно растеряли востребованность. Если ранее 63% опрошенных использовали кредитные и дебетовые карты для оплаты покупок и услуг в рознице, то теперь так поступают только 27% респондентов. Также сократилась доля тех, кто регулярно оплачивает услуги через банкоматы — с 55% до 18%.

Втрое уменьшилось количество тех, кто использует карты для накопления средств – с 33% до 11%. Вчетверо уменьшилось регулярное использование карт для оплаты покупок в Интернете – с 42% до 9%. Доля тех, кто регулярно оплачивает услуги через банкоматы, сократилась с 55% до 18%.

При этом более активно пластик для оплаты покупок в магазинах используют россияне до 45 лет, отмечается в исследовании. Оплата услуг через банковские терминалы, наоборот, более востребована респондентами от 45 до 60 лет. Что касается зависимости «карточной активности» от размера населенного пункта, самыми продвинутыми пользователи пластика предсказуемо оказались жители мегаполисов.

«Россияне теперь в разы реже расплачиваются картами в магазинах, реже платят картами за услуги в банкоматах. Не исключено, что подобным образом они пытаются строже контролировать свои расходы. А с другой стороны, за последнее время получили распространение и другие системы для оплаты услуг и проведения банковских трансферов», — говорится в исследовании.

Как и три года назад, чаще всего держатели банковских карт через терминалы оплачивают услуги Интернета, телефона или ТВ — 73%. Также пользуется спросом оплата через терминалы коммунальных платежей – 65%.

Денежные переводы, погашение кредитов, оплата налогов и штрафов через терминал стали менее популярны – их осуществляют только 26%, 22% и 16% респондентов соответственно.

«Вероятно, это связано с развитием других систем для проведения подобных платежей и операций. В целом же, видимо, стоит говорить о том, что в тяжелой экономической ситуации россияне внимательнее относятся к своим тратам. Возможно, поэтому многие отказались от виртуальных платежей, которые психологически труднее контролировать. Вероятно, по этой же причине пришел конец эйфории от использования сразу нескольких карт одновременно», — приходят к выводу аналитики «Ромир». По их мнению, россиянам легче контролировать платежи одной картой.

Осознанное поведение

Идея продвижения безналичных платежей активно продвигается на уровне Министерства финансов РФ и Центрального банка. В мае 2012 года Минфин разработал законопроект о принудительном переходе на безналичные платежи. Суть документа в том, что граждане не смогут совершать покупки стоимостью более 600 тыс. рублей за наличные деньги. Однако работа над законопроектом пока не завершена.

Еще одна законодательная инициатива, призванная ускорить развитие безналичных платежей, — поправки к закону «О защите прав потребителей» — все-таки была доведена до конца. Поправки в закон, которые обязали предприятия с оборотом свыше 60 млн рублей в год устанавливать терминалы для оплаты банковскими картами, вступили в силу.

Говорить однозначно о снижении интереса клиентов к использованию пластиковых карт некорректно, считают представители банков, опрошенные Банки.ру.

«Люди стали более осознанно подходить к приобретению того или иного продукта в банке, это факт. Но сказать об однозначном снижении интереса к картам мы не можем. Например, продажи пластиковых карт в первом полугодии 2015 года в Бинбанке выросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — говорит руководитель направления разработки карточных продуктов Бинбанка Александр Матущенко.

На сегодняшний день в среднем один активный клиент Бинбанка имеет одну кредитную и одну дебетовую карту. Число трансакций в банке по сравнению с прошлым годом увеличилось. В конце первого полугодия 2014 года в среднем объем трансакций на одну выданную карту составлял 3,4 операции, по итогам первого полугодия 2015 года — четыре операции в месяц.

В ВТБ 24 рассказали, что в первом полугодии 2014 года было выдано более 800 тыс. кредитных карт, а в первом полугодии 2015-го — 494 тыс. Как считают в банке, разница связана не с падением спроса на кредитные карты, а с ужесточением требований к заемщикам. Карточный кредитный портфель ВТБ 24 за первое полугодие 2015 года вырос с 93 млрд до 98,8 млрд рублей. «Наши заемщики не теряют интерес к карточным кредитам, а рынок кредитных карт в целом остается одним из самых перспективных», — уверен начальник отдела продуктов управления кредитных карт ВТБ 24 Азат Гафуров. Он отмечает, что ВТБ 24 за первое полугодие нарастил свою долю на рынке с 6,53% до 7,09% и вышел на третье место в России по размеру кредитного карточного портфеля.

В Промсвязьбанке сообщили, что за I квартал 2015 года рост эмиссии по расчетным картам составил менее 2%. Таким образом, в банке отмечают стагнацию или небольшой рост эмиссии дебетовых карт.

К концу первого полугодия 2015 года количество карт в портфеле ЮниКредит Банка выросло на 15% по сравнению с 2014 годом, а за первое полугодие 2015-го банк выдал на 42% больше новых карт, чем за тот же период 2014-го. Объем операций по оплате товаров и услуг за первое полугодие 2015 года увеличился на 18,5% по сравнению с тем же периодом 2014-го.

Как отмечает старший вице-президент по развитию банковских продуктов и маркетингу банка «Ренессанс Кредит» Евгений Лапин, согласно данным ЦБ, в I квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество операций по банковским картам выросло на 26%, а объем в денежном выражении увеличился на 7%. По его мнению, в последнее время достаточно большое количество работающих граждан снова стали получать зарплату в конвертах, а не на банковские карты. Вероятно, этим и объясняются итоги исследования «Ромир», считает Лапин.

«Мы не отмечаем существенного снижения интереса россиян к пластиковым картам, количество выпущенных банковских карт снизилось незначительно — на 7,5% по сравнению с первым полугодием 2014 года. При этом мы отмечаем увеличение количества трансакций по банковским картам на 7,4%, а также общей суммы трансакций на 9,8%», — прокомментировал заместитель директора департамента развития розничных продаж Росбанка Тахир Минажетдинов.

Позиция директора по кредитным картам Восточного Экспресс Банка Алексея Крейтора весьма категорична: «В стране в целом совершенно точно нет снижения интереса к использованию карт. Напротив, клиенты все чаще предпочитают пластик при оплате покупок». По его данным, в Восточном Экспресс Банке за год доля безналичных операций по картам увеличилась с 31% до 38%.

В Хоум Кредит Банке также не фиксируют падения интереса клиентов к пластиковым картам. Как сообщил аналитик банка Станислав Дужинский, по данным отчетности банка по МСФО, портфель кредитных карт с конца 2012 года по I квартал 2015 года вырос в 1,8 раза — до 43,8 млрд рублей, количество действующих кредитных карт увеличилось с 511 тыс. до 734 тыс. Пик этого показателя пришелся на III квартал 2014 года, когда число активных карт достигло 820 тыс. штук. «Такая динамка во многом объясняется ростом финансовой грамотности россиян за последние годы, повышением интереса к безналичным платежам посредством интернет-банка и приложений для мобильных устройств», — считает Дужинский. По его мнению, в какой-то мере спрос на карты Хоум Кредит Банка был выше среднерыночного за счет привлекательных условий — cash back, бонусного функционала.

Кредитки под ударом

По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), держателей банковских карт в России становится больше. Если в 2010 году их было 41%, то в 2015-м эта цифра составляет уже 75% населения. Количество эмитированных банковских карт за последние пять лет практически удвоилось – с 126 млн до 227 млн. Однако активно пользуются картами, по данным НАФИ, всего 57% населения.

При этом эксперты отмечают особенности в поведении держателей именно кредитных карт. «За три года россияне поняли, что кредитная карта является довольно дорогим кредитным ресурсом. Распространенная история: человек имеет кредитную карту с лимитом, равным его месячной зарплате, полностью расходует один раз кредитный лимит, а потом пользуется револьверным принципом и то погашает часть задолженности, то опять выбирает весь лимит. Так проходит три года, человек находится все в том же кредитном лимите, а за три года заплатил уже три годовые ставки. Тогда волевым усилием он погашает кредитную карту и закрывает ее», — рассуждает заместитель председателя правления ФГ БКС по розничному бизнесу Станислав Новиков. Другая причина снижения спроса, на его взгляд, это участившиеся случаи мошенничества с картами.

Покупки по кредитным картам очень часто носят незапланированный, импульсивный характер, в более сложных экономических условиях людям свойственно сдерживать подобные порывы и более ответственно относиться к своим тратам, считает президент агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева. Она указывает, что на протяжении последних пяти лет доля кредитных карт в общем кредитном портфеле увеличивалась с арифметической прогрессией. «Однако, учитывая макроэкономическую ситуацию в стране, изменившуюся политику банков в области кредитования физических лиц, можно говорить о тенденции к снижению темпов роста кредитных карт. Банки стараются сокращать свое присутствие в высокорисковых сегментах заемщиков, снижают выдачи моментальных карт в рамках экспресс-кредитования. Таким образом, чтобы сегодня получить кредитную карту, нужно иметь хорошую кредитную историю, а нередко еще и историю в данном конкретном банке: депозит или зарплатную карту», — полагает Докучаева.

По данным «Секвойи», средняя сумма кредита сегодня составляет около 60 тыс. рублей, а ежемесячный платеж – 7,2 тыс. Лидером по числу кредитных карт является Москва, на которую приходится около 13% из общего количества в стране. Меньше всего кредитов данного типа выдали в Чукотском АО — 0,005% кредитных карт. Таким образом, каждую десятую кредитную карту берут москвичи. Далее идут Санкт-Петербург и Свердловская область, на них приходится по 7% и 5,5% карточек соответственно. «Такое неравномерное распределение кредитной активности в данном сегменте населения связано со множеством факторов: финансовой грамотностью населения, уровнем благосостояния заемщиков и развитием инфраструктуры приема карт к оплате в регионе», — поясняет Елена Докучаева. При этом в сегменте необеспеченных кредитов, к которому относятся и кредитные карты, наблюдается самый быстрый рост просрочки. По данным «Секвойи», доля просроченных кредитов наличными от общего количества выданных в данном сегменте составляет 20%, в сегменте кредитных карт – 17%. В компании прогнозируют, что просроченная задолженность рост в сегменте кредитных карт продолжит свой рост и по итогам 2015 года составит порядка 290–300 млрд рублей.

Чем привлечь клиента

В целом на рынке пластиковых карт наблюдается активное перераспределение клиентов. «В сложившейся ситуации финансовые учреждения ищут новые возможности для привлечения. Это могут быть новые продукты или изменение подхода к формированию и комплектации карточной линейки. Карта перестает быть для граждан просто инструментом для трансакций, она становится частью комплексной программы обслуживания с дополнительными услугами и сервисами», — рассуждает начальник управления депозитных и расчетных продуктов Промсвязьбанка Наталья Волошина. По ее мнению, в связи с макроэкономической ситуацией в стране и изменениями комиссий международных платежных систем можно отметить тренд на изменение параметров продуктов, в том числе кобрендинговых карт.

По мнению Тахира Минажетдинова, стимулировать россиян пользоваться банковскими картами можно, предложив им карты с дополнительными преимуществами, будь то процент на остаток по счету, кешбэк при совершении покупок или накопление бонусных баллов.

Начальник управления развития дебетовых продуктов банка «Открытие». Дмитрий Лепехин считает, что необходимо активно развивать инфраструктуру принятия платежей и повышать уровень финансовой грамотности россиян – «ведь до сих пор многие боятся расплачиваться картой в Интернете и в поездках».

«На мой взгляд, средства стимулирования для оплаты картами не потеряли за прошедшее время своей актуальности. Это, во-первых, традиционные маркетинговые инструменты, такие как бонусные программы, программы лояльности и дисконтные программы, возможность получения дополнительного дохода на остаток, кешбэк от покупок. И, во-вторых, это решение вопросов, связанных с увеличением степени проникновения инфраструктуры для оплаты картой, а следовательно, повышением доступности банковской карты как полноценного платежного инструмента», — полагает начальник управления платежных карт АО «Тройка-Д Банк» Татьяна Ковшова.

Директор дирекции розничного бизнеса Русславбанка Спартак Антонов также отмечает, что в России есть проблема с достаточным количеством POS-терминалов вне крупных городов. За пределами областных центров недостаточно развита инфраструктура по приему безналичных платежей.

Впрочем, эксперты солидарны во мнении, что потеря интереса к платежным картам — вынужденная реакция держателей, обусловленная общим неблагоприятным экономическим фоном. «Что касается общего уровня доверия населения к национальной финансовой системе, это достигается только долгосрочной стабильностью всех основных параметров, определяющих благосостояние людей, как то инфляция, валютный курс и многие другие факторы», — поясняет Евгений Лапин.

Анна БРЫТКОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

55
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

e3l3n3a
07.08.2015 06:55
Глупо рассуждать что многие бояться карточками пользоваться , если на руках у каждого по нескольку штук было. Проблема не в этом совсем. К примеру по кредитным картам самые большие просрочки и населние пытается избавиться от них, именно потому что поняло -это не самый лучший банковский продукт, проценты если вдруг пропустил платеж, жуть какие и через 2-3 месяца просрочки, наступает настоящая кабола. Штрафы, пени, повышенный процент, ит.д. невыносимо просто. Банкирам пора на землю опуститься, другое время настало, пересматривать надо, именно этот банковский продукт, а то в трубу вылетите. Меняйте правила игры. Пусть будут проценты чуть повыше, но уберите эти глупые штрафы пени и все скрытые проценты. Пусть клиент четко видит одну цифру и все. С кредитными картами (особенно таких банков как Тинькофф, Русский стандарт, Восточный экспресс и ряд других) у людей чувство что их обманули, репутация этого продукта считаю подорвана.
24

9066496087
07.08.2015 08:25
Я всегда улыбаюсь, слыша слова типа "социальная ответственность бизнеса", основная цель которого - максимальная прибыль при минимальных финансовых издержках
20

baxi
07.08.2015 08:34
а, что вы хотите в супермаркете, я уже перестал пользоваться картой, т.к. на прилавке одни цены, приходишь к кассе у них совсем другие цены выбиваются, а если картой расплатился *рен возвращают и вообще в продовольственных магазинах вообще бардак по соответствию ценников. Так что людей самих толкают, чтобы они не пользовались картами.
4

striga007
07.08.2015 08:37
Здравствуйте! В связи с затронутой этой темой Кредитных Карт хотелось бы узнать, а пенсионерам какие Банки выдают Кредитные Карты , и какие условия действуют для получения Карты пенсионером ??? ( сумма Кредита на Карте, %% , ну и т.д. ) Конечно, может уже эта тема затрагивалась на сайте, а я её пропустил - дадите ссылочку....
0

iprant
07.08.2015 09:06
андрей (baxi) пишет:
а, что вы хотите в супермаркете, я уже перестал пользоваться картой, т.к. на прилавке одни цены, приходишь к кассе у них совсем другие цены выбиваются, а если картой расплатился *рен возвращают и вообще в продовольственных магазинах вообще бардак по соответствию ценников. Так что людей самих толкают, чтобы они не пользовались картами.

Это не карты виноваты, а магазины нарушают закон. Должны возвращать без вопросов. А если ещё и ценники неправильные, должны продавать по цене, указанной в торговом зале.
17

Обучение

Материалы по теме