Кризис меняет привычный образ жизни россиян. Бедные экономят на еде, а те, у кого еще остались деньги, норовят вложить их в покупку валюты или товаров длительного пользования. О потребительской уверенности наших граждан в эпоху экономической турбулентности рассуждали представители экспертного сообщества на круглом столе, организованном агентством РИА Новости.
Для затравки представители Росстата озвучили некоторые показательные цифры. Заместитель начальника управления статистики уровня жизни Росстата Ольга Муханова сообщила, что в конце прошлого года общий индекс потребительской уверенности серьезно снизился: «Если к третьему кварталу 2008 года были положительные оценки, то четвертый квартал показал снижение с плюс 1% до минус 20».
Напомним, что индекс потребительской уверенности — новый показатель в расчетах Росстата. Он выводится на основе оценок, которые граждане дают экономическому положению в стране и своему личному благосостоянию, причем учитываются как показатели текущего момента, так и прогнозы на будущее.
Начальник управления статистики внутренней и внешней торговли Росстата Елена Седова добавила, что по итогам 2008 года прирост оборота розничной торговли составил 13%, тогда как за 2007 год этот показатель достигал 16,1%. Причем, как отметила
Но загадочная русская душа и тут проявила себя во всей своей противоречивости: в декабре статистики зафиксировали рост затрат на покупку дорогих товаров длительного пользования. На надвигающийся кризис россияне привычно ответили потребительским бумом и активно скупали технику — от легковых автомобилей и телевизоров до холодильников, стиральных машин и мобильных телефонов.
Этот феномен коллегам объяснил Александр Онищук, президент Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники: «Умер рынок ПИФов, люди больше не хотят вкладывать деньги в ценные бумаги, предпочитая их тратить». Правда,
Едва ли не хуже обстоит дело в продовольственном секторе. По словам главы Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Белоновского, поставщики уже завалили сети требованиями повысить цены. «Еще
Об этом же свидетельствуют и обнародованные 10 февраля данные опроса, проведенного «Левада-Центром». В ходе исследования 71% респондентов признались социологам, что в последние
Сказанное коллегами попытался обобщить в своем выступлении президент сообщества профессиональных психологов Никита Покровский. «Человек последних лет был порождением нефтяной иглы, и сход с нее сопровождается ломкой», — провозгласил социолог. И предложил похоронить «гламурный капитализм» с его религией неумеренного потребления, захватническим отношением к природным богатствам, пляжным туризмом и виртуализацией человеческих отношений.
Наталья РОЖКОВА