Финансовая Лизинговая Компания (ФЛК), входящая в государственную Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), намерена вернуть себе более 5 млрд рублей, выведенных при бывшем руководстве. Компания обратилась к всемирно известному аудитору Price Waterhouse Coopers с просьбой проследить, какими путями и куда уходили деньги.
Недавние топ-менеджеры ФЛК поменяли свою сферу деятельности и увлеклись судостроением. По совпадению, подконтрольная государству авиализинговая компания осталась буквально в шаге от банкротства, тогда как бывшие ее руководители приобрели судостроительные верфи в Германии и Украине за 291,9 млн евро.
Скандал может стать международным. В Германии хотели бы верить энергичным российским бизнесменам, которые могут обеспечить верфи новыми заказами. А тем временем в осаждаемой кредиторами российской госкомпании настаивают на возбуждении уголовного дела. Бывшие топ-менеджеры ФЛК, которые предпочли корабли самолетам, решительно отметают упреки, заверяя, что добыли средства от продажи собственного имущества и в европейских банках, не уточняя, правда, в каких именно. В ФЛК выражают твердое намерение докопаться до истины.
Деньги любят уход
Гендиректор ФЛК Наиль Малютин заявил «Новой», что служба безопасности компании провела внутреннее расследование и выявила схему, по которой из ФЛК вывели около 150 миллионов евро. С февраля по август прошлого года в общей сложности семь договоров займа (копии есть в редакции) были заключены между ФЛК и двумя московскими фирмами: «ИК ЮГ» и Инвестиционная Лизинговая Компания.
— Исполнительный директор ФЛК Виктор Драчев и замгендиректора Никита Егоров (теперь уже бывшие) имели полноценные доверенности на ведение хозяйственных дел компании. Драчев работал под руководством Андрея Бурлакова. Именно Драчев и Егоров подписывали договоры, по которым ФЛК отдала 2 млрд 787 млн рублей в качестве займов, — рассказывает Малютин. — Я обнаружил эти договоры в августе 2008 года после того, как Егоров уволился по собственному желанию. Мы начали внутреннее разбирательство.
Гендиректор ФЛК подчеркивает, что договоры займа между компанией и упомянутыми фирмами абсолютно ничем не обеспечены: ни залогами, ни гарантиями.
— Они были заключены в ущерб компании. Я исхожу хотя бы из того, что процент по условию этих договоров должен уплачиваться в конце срока, что по меньшей мере странно. Деньги были привлеченными, и ФЛК должна была сама обслуживать проценты, — удивляется Малютин. — Мне трудно сказать, что представляют собой эти фирмы, которые получали средства от ФЛК. Но, на мой взгляд, у них ничего нет. С Инвестиционной Лизинговой Компанией у нас идет процесс в арбитражном суде, поскольку она не погасила свои векселя перед ФЛК на 750 миллионов рублей.
5 марта наступил срок возврата займа фирмой «ИК ЮГ». Но деньги не поступили. Все это позволило нынешнему гендиректору ФЛК предположить, что компания имеет дело с мошеннической схемой, о чем он и сообщил в следственные органы.
— По моему заявлению московский Следственный комитет при прокуратуре проводит проверку. Сроки продлены буквально неделю назад. 29 марта будет приниматься решение о возбуждении уголовного дела, — рассчитывает Малютин.
Самолеты приводнились
В 2005 году ФЛК учредила в Люксембурге дочернюю компанию FLC West Holding. Ее возглавил Андрей Бурлаков (к настоящему времени уже бывший первый замгендиректора ФЛК), а акционерами стали ФЛК и кипрская Almiar Investment Ltd. FLC West приобрела у норвежской Aker Yards 70 процентов Aker Yards Ukraine Holding с контрольными пакетами судоверфей в Германии и Украине. Сделка была закрыта в июле прошлого года. После смены собственников верфи стали называться Wadan Yards. Их нынешние хозяева Андрей Бурлаков и Евгений Зарицкий владеют Blackstead Holdings Limited (Кипр) и Templestowe Trading Corp (Британские Виргинские острова), которым принадлежат FLC West и соответственно верфи. Бурлаков подтвердил это «Шпигелю».
В Германии новый собственник обещал большие заказы на строительство арктических судов и танкеров для сжиженного газа, необходимых, к примеру, для «Газпрома». Однако новых заказов не появилось даже спустя полгода, хотя власти немецкой земли Мекленбург-Передней Померании, где расположены верфи, до сих пор не теряют надежды.
В Германии эта земля считается небогатой, с самым высоким уровнем безработицы. И чтобы поддержать верфи, а стало быть, сохранить рабочие места, местные власти были вынуждены предоставить Wadan Yards кредит 60 млн евро для оплаты текущих счетов. В январе верфи включили в федеральную программу помощи «пошатнувшимся» предприятиям, общим объемом 15 млрд евро. А позволить верфи выполнить остающиеся заказы поможет кредит 180 млн евро, предоставленный банками KfW-Ipex и Deutsche Bank.
При этом о новых владельцах верфей в Германии знают немного. В служебной записке при решении вопроса о кредитовании комиссия местного парламента отмечала, что банки недостаточно информированы о них, а также их стратегических интересах и позиции на российском рынке.
Грозит ли немцам разочарование?
— Немецким властям я бы порекомендовал очень внимательно отнестись к этим людям и к этой ситуации, чтобы исключить возможность принять желаемое за действительное, — говорит гендиректор российской ФЛК Наиль Малютин. — Надеюсь, обстоятельная проверка покажет, были ли при покупке верфей использованы деньги, выведенные из ФЛК. Если наши опасения подтвердятся, это будет означать, что России нанесен ущерб. Если выяснится худшее, придется приложить усилия, чтобы не позволить продать или заложить активы, купленные на средства ФЛК.
В разговоре с корреспондентом «Шпигеля» Андрей Бурлаков не принимал упреки в свой адрес. На вопрос, откуда средства на покупку верфей, он ответил, что реализовал свои активы, а также получил кредиты в западных банках, не конкретизируя, в каких именно. Он также отметил, что Wadan Yards планируют участвовать в тендерах «Газпрома», «Роснефти» и других компаний на строительство буровых платформ, ледоколов, танкеров, газовозов и прочих сложных судов.
В долг и в гриву
Дерзкие проекты в области судостроения все же не затмевают дерзких схем, при помощи которых в прошлом году из Финансовой Лизинговой Компании вывели около 150 миллионов евро.
«Новая» установила, что некоторые фирмы и действующие лица, фигурирующие в схемах, напрямую или опосредованно связаны с Wadan Yards.
Так, фирма «ИК ЮГ» получила от ФЛК по пяти договорам займа 1 млрд 837 млн рублей. Договоры от лица фирмы подписывал ее гендиректор Юрий Харченко. По совпадению, Харченко в прошлом был начальником управления безопасности Мира-банка (лицензия отозвана в 2008 году), в совет директоров которого входил Андрей Бурлаков — один из бывших руководителей ФЛК и нынешний совладелец верфей. Должность зампреда правления банка занимала Анна Эткина — в настоящее время вице-президент по финансам Wadan Yards.
950 миллионов рублей по двум договорам займа получила от ФЛК Инвестиционная Лизинговая Компания. В далеком 2002 году, по данным Московской регистрационной палаты, учредителями этой фирмы числились Евгений Зарицкий и Андрей Бурлаков — нынешние владельцы верфей. Позднее учредителем удачно занимающей деньги Инвестиционной Лизинговой Компании стала фирма «Спецпроект», она же учредитель «Судфининвеста» — компании, играющей роль московского представительства Wadan Yards.
Гендиректором Инвестиционной Лизинговой Компании была Наталия Конькова. Она подписывала договоры займа с ФЛК на 950 миллионов. По совпадению, Конькова теперь главбух московского представительства Wadan Yards. Наконец, человек, который подписывал эти два договора займа со стороны ФЛК — бывший первый замгендиректора компании Никита Егоров, теперь (согласно ЕГРЮЛ) гендиректор «Судфининвеста» — московского представительства Wadan Yards.
Андрей Бурлаков и Евгений Зарицкий, а также представитель «Судфининвеста» не прокомментировали ситуацию.
Средства из компании растекались не только по договорам займа с малоизвестными фирмами. По словам Малютина, заключались и другие сделки.
Измаил Островский был советником гендиректора ФЛК примерно до лета 2008 года (ранее был замгендиректора по развитию). Он учреждал фирму «Бета-лизинг», которая владела акциями ФЛК. С Управляющей компанией Росбанка фирма заключила сделку РЕПО с акциями ФЛК, получив 1 млрд рублей и еще 500 млн рублей после такой же сделки с банком «Траст». От ФЛК поручительство по двум этим сделкам подписал Виктор Драчев.
— По первой сделке на 1 млрд рублей Драчев подписал поручительство до июля 2008 года, но, когда сделку продлили, поручительства ФЛК не было, и сегодня компания не отвечает по этому долгу, — утверждает Наиль Малютин. — Что касается 500 миллионов, то поручительство было выдано, и компания вынуждена отвечать. Но мы будем судиться и попытаемся доказать, что это было мошенничество. Я, как гендиректор, не был поставлен в известность об этих сделках, копий поручительств в компании не было, и для меня был большой сюрприз, когда нам их предъявили Управляющая компания Росбанка и банк «Траст».
В Управляющей компании Росбанка и банке «Траст» ситуацию пока не прокомментировали.
Хотя в московском представительстве Wadan Yards не ответили на наши вопросы, зарубежный источник, знакомый с ситуацией, обратил внимание на то, что в прошлом Андрей Бурлаков и Наиль Малютин учреждали, к примеру, фирму «Намойл» (транспортировка нефтепродуктов) и «ТрансЛизингИнвест», у которой были вексельные отношения с ФЛК.
В ФЛК подчеркнули, что с упомянутыми структурами Малютина давно ничего не связывает.
— Андрей Бурлаков и Евгений Зарицкий уволены из ФЛК с формулировкой «за прогул», поскольку они не появлялись на рабочем месте с 1 ноября 2008 года, — говорит Наиль Малютин. — Им направляли уведомления, чтобы они явились на работу.
Малютин подтвердил, что между фирмами и некоторыми лицами, упомянутыми в схеме получения займов от ФЛК, есть определенная связь.
— Не хочу никого обвинять, окончательное решение за следствием и судом, но, на мой взгляд, схема вывода денег из компании напоминает мошенническую, — оценил ситуацию гендиректор ФЛК. — Компании причинен не просто значительный ущерб. Она фактически в шаге от банкротства. И новому менеджменту во главе со мной большими усилиями при поддержке Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) удается договариваться с кредиторами о реструктуризации задолженности. У нас есть надежда, что удастся вернуть средства с помощью правоохранительных органов. Мы также направили письма главе ОАК, и он уведомил вице-премьера Сергея Иванова об этой ситуации. Думаю, что правительство поможет нам вернуть активы компании.
Мы наняли компанию Price Waterhouse Coopers, чтобы помочь нам установить счета и всю цепочку прохождения денег. Сегодня PWC занимается реструктуризацией бизнеса компании и работой с кредиторами. Мы попросили ее поучаствовать и в возврате активов.
Есть ли ресурс?
«Новая» выяснила, что совладелец верфей и один из бывших руководителей ФЛК — Андрей Бурлаков знаком со спецпредставителем президента по международному энергетическому сотрудничеству, членом совета директоров «Газпрома» Игорем Юсуфовым. Его сын Виталий Юсуфов (директор московского представительства Nord-Stream AG) также оказывает содействие Бурлакову.
На вопрос журналиста «Шпигеля», какое отношение к верфям имеет Игорь Юсуфов, Бурлаков ответил, что тот не является ни акционером, ни совладельцем. Но пояснил, что они знакомы не один год и Юсуфов их поддерживал как официальное лицо. Бурлаков подчеркнул, что слово «лоббист» здесь некорректно, Юсуфов, скорее, его старший товарищ.
Что касается Виталия Юсуфова, то с ним, по словам Бурлакова, сотрудничают исключительно в части, касающейся юридических международных дел. Он не работает в Wadan Yards, не присутствует на совещаниях и не получает гонорар. И тайны из этого никто не делает.
Виталий Юсуфов не ответил на вопросы «Новой».
Бывший советник российского правительства на условиях анонимности поделился мнением, что ситуация с ФЛК в какой-то степени типична для подконтрольных государству компаний. Им нередко приходится искать активы, деньги и прочие материальные ценности, которые пропали при предыдущих руководителях. На взгляд эксперта, ситуация с ФЛК ярко проявилась только благодаря кризису. Видимо, кризис не позволил вывести средства, а затем незаметно провести реструктуризацию, как это могло бы произойти в любой герметично закрытой корпорации. Возникла проблема, кто будет отвечать за дыру в несколько миллиардов рублей, которую уже заметили на правительственном уровне. И, разумеется, никто не захотел оказаться крайним.
Совместное расследование с журналом Der Spiegel