Банки.ру подготовил рейтинг автокредитных банков по итогам 2015 года. В рамках исследования рассмотрены объемы автокредитных портфелей банков, уровень просрочки по ним, а также объемы выдач и количество выданных автокредитов по регионам, виду и цели кредитования. Главная сенсация — группа Societe Generale в России обогнала группу Сбербанка в части автокредитования.
Голые цифры
Впервые за последние полтора года банки группы Societe Generale (SG) в России смогли обойти банки группы Сбербанка в автокредитном рейтинге.
Согласно полученным данным, Росбанк и Русфинанс Банк, входящие в группу SG, совокупно достигли объема портфеля автокредитов физлиц на 1 января 2016 года в размере 111,8 млрд рублей. Группа Сбербанка России, в которую входят непосредственно Сбербанк и Сетелем Банк, немного отстала — ее портфель равен 111,6 млрд рублей. При этом на Сетелем Банк, в который «Сбер» планомерно переводит весь свой автобизнес, приходится 71,7% портфеля.
Следует обратить внимание, что Сбербанк и «Сетелем» представлены в рейтинге Банки.ру в единой группе с января 2014 года, а Росбанк и «Русфинанс» объединены в рейтинге в единую банковскую группу с июля 2015 года. До этого момента совокупные портфели «будущих» групп шли вровень, однако Сбербанк лидировал. Тем не менее на 1 января 2014 года совокупный портфель банков группы SG приближался к 151 млрд рублей, а группы Сбербанка России — к 143 млрд рублей.
Напомним, Русфинанс Банк входит в группу Societe Generale с 2006 года. Объединение Росбанка и BSGV произошло в 2011 году (контрольный пакет банка SG приобрела в 2008 году). Летом 2015 года была завершена передача автокредитования в дилерском канале из Росбанка в Русфинанс Банк. В свою очередь Сбербанк закрыл сделку по приобретению 70% акций Сетелем Банка в сентябре 2012 года.
На третьем месте по объему портфеля автокредитов (91,8 млрд рублей) на начало января 2016 года в рейтинге расположился ВТБ 24.
В пятерку крупнейших на данном рынке по портфелю также входят ЮниКредит Банк (53 млрд рублей) и Тойота Банк (около 36 млрд рублей).
Всего в рейтинге приняли участие 29 кредитных организаций. Совокупный объем их автокредитных портфелей на 1 января 2016 года равнялся порядка 520 млрд рублей.
Данные об уровне просроченной задолженности по автокредитам согласились раскрыть 26 банков. Средний уровень просрочки по ним — 9,89%. Самая низкая просрочка — у банка «Центр-Инвест» (0,87%), самая высокая — у банка «Возрождение» (28,58%).
Несмотря на то что группа Сбербанка «проиграла» гонку портфелей, по объемам выдач она по-прежнему лидер. В 2015 году Сетелем Банк (именно в него передан весь автобизнес «Сбера») выдал кредитов на приобретение автомобилей на сумму свыше 42 млрд рублей. Показатели группы SG несколько ниже — 37,6 млрд рублей. Ну а замыкает тройку топов ВТБ 24 — 34,7 млрд рублей.
Уже, уже… совсем узко?
За календарный год (январь-2015 — январь-2016) участники рейтинга показали преимущественно отрицательную динамику портфеля автокредитов. Банки группы SG — минус 22,30%, группа Сбербанка — минус 22,73%, ВТБ 24 — минус 21,95%. Заметнее всего в этом плане отличился Московский Кредитный Банк — у него минус 58,56%. Самая выдающая положительная динамика — у Плюс Банка (плюс 108,69%).
Падают продажи авто — соответственно, «вымываются» портфели автокредитов. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), автомобильный рынок сократился в 2015 году на 35,7%.
Более 80% рассмотренных нами банков показали снижение объема портфеля автокредитов за вторую половину 2015 года. И только Плюс Банк с лучшей положительной динамикой портфеля за год показал его рост в абсолютном значении с 8,6 млрд до 17,9 млрд рублей (январь к январю).
«Очевидно, что падение авторынка в первую очередь связано с ростом цен на новые автомобили и снижением покупательской способности. Автомобиль не является предметом первой необходимости, поэтому определенная часть населения в период кризиса разумно отложит его покупку. Если не брать в расчет премиальные бренды, в массовом сегменте объемы автокредитования в 2015 году падали вместе с продажами автомобилей, но частично падение было компенсировано перераспределением клиентопотока на б/у авто», — говорит директор управления кредитно-депозитных продуктов БыстроБанка Игорь Гржещук.
Исполнительный директор Плюс Банка Кирилл Григорьев указывает, что рынок автокредитования недостаточно большой (в банке оценивают выдачи в 20—25 млрд рублей в месяц) для крупных кредитных организаций, чтобы на него ориентироваться, а для небольших и универсальных банков — недостаточно доходный. Автокредитование имеет низкую маржу, средний срок кредитования (3—5 лет), специфический маркетинг (выстраивание партнерских продаж), среднее качество, что приводит к необходимости наращивать компетенции в длительной процедуре взыскания и реализации залогов.
«Чтобы понять всю специфичность этого бизнеса, обычно банку хватает от полугода до двух лет. Соответственно, новые банки выходят на этот рынок и в скором времени уходят с него. Стоит отметить, что в целом рынок автокредитования в России достаточно устойчивый и, можно сказать, состоялся с точки зрения игроков. Рынок уже поделен между существующими специализированными игроками, которые имеют понятный и прогнозируемый тренд. Учитывая, что ранее рынок уже переживал несколько спадов и подъемов, можно было заметить, что для многих банков данный сегмент бизнеса изначально не привлекателен», — комментирует Григорьев.
Он напоминает, что в целях стимулирования продаж российского автопрома в апреле 2015 года государством была запущена программа субсидирования процентной ставки по кредитам на новые авто, что позволило сократить негативное влияние падающего рынка.
«Доля госпрограммы, по нашей оценке, составила примерно 70% в продажах новых транспортных средств в кредит. Соответственно, остальные 30% — это некоторые марки авто со стоимостью выше среднего, они не подпадают под программу «кредиты с первоначальным взносом менее 20%». В целом мы оцениваем падение продаж автокредитов банками в два раза в 2015 году», — говорит Григорьев.
Между тем доли автокредитов практически во всех банках «стоят» на «полюбившихся» самим кредитным организациям значениях и за второе полугодие прошлого года не претерпели существенных изменений.
Игорь Гржещук из БыстроБанка считает маловероятным существенное увеличение доли автокредитов в розничных портфелях банков в ближайшей перспективе.
«Продажи новых авто в целом по рынку не растут, сегмент подержанных авто интересует не всех игроков в силу определенной специфики и повышенных рисков. К тому же этот рынок сформировался, и у его основных участников доля автобизнеса стабильна», — размышляет он.
«На сегодняшний день доля кредитных продаж как минимум в авто уже находится на достаточно высоком уровне. Ожидать заметного увеличения доли в банках не стоит (рост доли кредитных продаж в первом квартале 2015 года связан с перезапуском госпрограммы), — отмечает начальник управления продуктовой политики департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бородавин. — Возможен незначительный рост к концу года за счет сезонного фактора».
А вот президент Тойота Банка Александр Колошенко ожидает, что специализированные, в том числе кэптивные, банки однозначно начнут наращивать свою долю автокредитов. «Универсальные банки, скорее всего, будут уделять больше внимания ипотечным и потребительским кредитам», — добавляет он.
«Влияние снижения автопродаж на рынок автокредитования прямое, даже с некоторым мультипликатором, — это видно из итогов работы основных игроков на рынке автокредитования, — продолжает эксперт. — Рост бизнеса отдельных крупных банков не должен вводить в заблуждение: с рынка ушли или потеряли свою долю другие игроки; это никак не способствует здоровой конкуренции и уж тем более росту качества и количества доступных предложений для потребителей».
Что тренд «колесный» нам готовит
Первый и не самый приятный, по мнению Александра Колошенко, тренд — резкое снижение доли продаж автомобилей в кредит, даже при активной поддержке дилеров и импортеров.
Второе — из-за падения объемов нового бизнеса и резкого сокращения маржи отдельные банки были вынуждены покинуть некоторые дилерские сети или вовсе остановить автокредитование.
Третье и самое заметное для банков и клиентов — дилеры массово и экстренно стали учиться считать свою доходность, активно запуская продажи новых продуктов (с особым фокусом на продаже GAP-страхования и кредитного страхования жизни), в надежде компенсировать исчезающий доход собственно от продажи автомобилей.
«Понятие «кумулятивная маржа» все больше используется в дилерской сети, хотя 2—3 года назад термин был в ходу только лишь у некоторых крупных дилерских групп. Как результат, резко обострилась конкуренция между банками по дилерской комиссии. Некоторые отчаянные игроки при весьма среднерыночных розничных ставках платят 3% и больше. Вероятно, это попытка сохранить свою долю на рынке любой ценой», — предполагает Колошенко.
Четвертый тренд, по словам президента Тойота Банка, заключается в том, что страховые компании начали активно повышать свои страховые тарифы по каско или вовсе устанавливать заградительные тарифы. При наличии у большинства банков обязательного требования к наличию такой страховки при покупке авто в кредит, продажи в кредит дополнительно снизились.
«Пятое — заметно активизировались автопроизводители / импортеры при реализации специальных программ со своими собственными банками. Это наглядно видно как по количеству таких программ, так и по динамике роста портфелей кэптивных банков. Использовавшие партнерские программы с универсальными банками при наличии своих банков практически свернули работу с внешними партнерами, сфокусировавшись на продвижении собственных структур и продуктов», — заключает Колошенко.
В качестве трендов рынка автокредитов 2015 года Игорь Гржещук выделяет госпрограмму субсидирования ставок, которая оказала серьезную поддержку рынку автокредитования, продажи в массовых сегментах без нее были бы существенно меньше. В целом же, считает эксперт, рынок автокредитов следует трендам авторынка — с ростом стоимости авто растут средние чеки, растет сегмент подержанных авто, одновременно с этим улучшается и качество клиентов в нем, так как многие автолюбители из-за непростой экономической ситуации в стране были вынуждены изменить предпочтения в пользу б/у авто.
Также в 2015—2016 годах продолжается тенденция к усилению роли официальных дилеров на рынке подержанных авто, он становится более цивилизованным.
Из тенденций Гржещук отмечает, помимо прочего, что ряд игроков ушли или уходят с рынка, сворачивая автокредитование как направление своего бизнеса.
«Некоторые банки рассматривают текущий период как возможность для увеличения своей доли на рынке и для подготовки позиций к моменту, когда рынок восстановится и перейдет к росту. А это рано или поздно произойдет, — уточняет наш собеседник. — Сроки автокредитов существенно не изменились — большинство оформляется на пять лет, как и раньше, а в случае кредитов с господдержкой — на три года. Кризис, скорее, должен отразиться на темпах досрочного погашения этих кредитов. Возможно, что, не имея лишних свободных денег, клиенты будут погашать их медленнее».
Не согласен со своим коллегой Александр Колошенко.
«Вопреки ожиданиям увеличения срока кредита, в сложных рыночных условиях и, особенно, при более высоких розничных ставках, клиенты стремятся погасить кредит быстрее, — отмечает он. — Все чаще клиенты предпочитали изыскивать средства и полностью досрочно гасить кредит уже через год, лишь бы не платить астрономическую стоимость автостраховки. Аналогичный тренд и в конце каждого следующего года».
Кирилл Григорьев из Плюс Банка в свою очередь обращает внимание на следующие тренды. Это уход с рынка неспециализированных, универсальных банков; сокращение продаж в сегменте новых транспортных средств (ТС); рост продаж в сегменте б/у; снижение спроса на автокредиты (как из-за повышения ставок, так и из-за роста стоимости авто); очередной запуск госпрограммы, которая существенно помогла рынку и в продажах новых ТС, и в выдаче автокредитов.
«В целом тренды сохраняются до сих пор, но мы видим постепенное снижение стоимости автокредитов под давлением ограничений, вводимых ЦБ по ставке (353-ФЗ)», — указывает наш собеседник.
«Основной тренд 2015 года на рынке автокредитования — это продвижение кредитных программ с автопроизводителями. Этот же тренд сохраняется в 2016 году. Отмечу также, что госпрограмма сроком на 36 месяцев составляет основную массу выданных кредитов у основных участников рынка», — говорит Алексей Бородавин из Русфинанс Банка.
Кстати, опрошенные Банки.ру эксперты практически единодушно утверждают, что при значительном масштабе автобизнеса имеет смысл запускать отдельный монопродуктовый или кэптивный банк — так шанс достичь успеха выше. Этим, в частности, обоснованы лидерские места групп Сбербанка и SG и их заметный рост из года в год.
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru