Страховые компании регулярно сообщают о присвоении или подтверждении рейтинга от рейтингового агентства. Рядовому потенциальному клиенту эти буквосочетания, как правило, ни о чем говорят. А зря. Банки.ру решил их расшифровать.
На днях международное агентство A.M. Best подтвердило рейтинг финансовой устойчивости страховой компании «СОГАЗ» — на уровне «В++» и кредитный рейтинг эмитента на уровне «bbb», а агентство Standard & Poor's подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги этой же компании на уровне «BB+», улучшив по ним прогноз. А компания «ВСК» сообщила, что Fitch Ratings присвоило ей долгосрочные рейтинги финансовой устойчивости на уровне «А+(rus)» по национальной шкале и на уровне «BB-» по международной.
Для рядового потенциального клиента страховой компании такие оценки мало что значат. «Как правило, выбор человека падает на ту компанию, которая у всех на слуху, — делится наблюдениями аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. — Между тем пакет стандартных опций в массовых видах страхования у разных страховщиков мало чем отличается, а вот реализация ответственности компании на практике — вопрос очень серьезный. Главным аргументом становится даже не цена полиса, а опыт компании по урегулированию страховых случаев». В такой ситуации на рейтинг клиент обращает внимание далеко не в первую очередь, а между тем этот показатель может кое-что о компании сказать.
«Финансовые проблемы ряда компаний уже были предсказаны их рейтингом, и клиенты могли об этом узнать, если бы поинтересовались.»
«Известны примеры недобросовестного ухода с рынка компаний, которые имели низкий рейтинг или не имели его вообще, при этом активно работали в рознице, — это РСТК, «Россия», «Компаньон». Финансовые проблемы этих компаний уже были предсказаны их рейтингом, и клиенты могли об этом узнать, если бы поинтересовались», — говорит управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев.
За что дают рейтинги страховщикам
Рейтинг надежности страховщика — это мнение рейтингового агентства о том, с какой вероятностью компания сможет выполнять свои финансовые обязательства перед клиентами.
Высшая оценка, присваиваемая российскими агентствами страховщикам, «ААА» (по шкале «Эксперт РА» (RAEX) и Национального рейтингового агентства) означает максимальный уровень финансовой устойчивости; вероятность исполнения финансовых обязательств оценивается как исключительно высокая даже при неблагоприятных внешних изменениях. Рейтинги группы «B» означают степень надежности от средней до низкой и показывают ту или иную степень чувствительности компании к внешним изменениям. При этом «В» по шкале «Эксперт РА» означает низкий уровень надежности, а у НРА — удовлетворительный. У каждого агентства собственная шкала и методология, поэтому более корректно сравнивать между собой компании, имеющие рейтинги одного и того же агентства, поясняет руководитель управления по связям с общественностью «СОГАЗа» Екатерина Двойникова.
У рейтингов есть подуровни («ААА», «АА», «А» либо «А++», «А+» по российской шкале — это разные оценки). Группа «С» — это низкий рейтинг, «D» означает банкротство и дефолт (неспособность компании отвечать по обязательствам). У «Эксперт РА» также есть оценка «Е» — она выставляется при отзыве лицензии не по инициативе компании. Рейтинг обычно присваивается с прогнозом — «стабильным», «негативным», «позитивным», что означает мнение агентства о том, в какую сторону может измениться оценка в среднесрочной перспективе.
Рейтинги от международных агентств имеют несколько российских страховщиков — 6—7 (наивысший рейтинг от Fitch Ratings по национальной шкале — «ААА» — у «Альянса»). При этом рейтинг по международной шкале не может быть выше суверенного рейтинга России: он находится в группе «В» по версии всех трех ведущих международных агентств — Standard & Poor's, Moody's, Fitch.
При вынесении вердикта рейтинговое агентство принимает во внимание большое число показателей, многие из которых рядовой потребитель сам оценить не может. Основные — это величина и рентабельность активов, репутация собственников, стратегия компании и уровень ее прозрачности, изменение состава владельцев за год. Имеет значение также диверсификация страхового портфеля, его убыточность и даже инвестиционная привлекательность региона, в котором работает страховщик. Важна структура клиентской базы и надежность перестраховочной защиты, опыт крупных выплат, ликвидность инвестиционного портфеля и выполнение требований по покрытию резервов и собственных средств.
Банки.ру спросил у экспертов, какой рейтинг должен быть у страховщика, чтобы клиент мог без опаски нести ему свои деньги. Это имеет значение при покупке полиса добровольного страхования (каско, имущества, жизни), так как, например, в ОСАГО по полисам ушедших с рынка компаний возмещения выплачивает компенсационный фонд Российского союза автостраховщиков.
Буква имеет значение
Рейтинг от «А» и выше по шкале российских агентств показывает, что компания, по всем признакам, не имеет финансовых затруднений, проблем с активами и убыточностью, оценивает Павел Самиев. По шкале международных агентств такой уровень финансовой устойчивости соответствует рейтингу от «B» и выше, говорит эксперт.
«Наличие рейтинга — не гарантия того, что потребитель останется доволен услугами страховщика.»
Но наличие рейтинга — не гарантия того, что потребитель останется доволен услугами страховщика, предупреждает руководитель управления страховых рейтингов НРА Татьяна Никитина: отказы в выплатах бывают у компаний с разными рейтингами. «То, что страховая компания имеет финансовые возможности для осуществления выплат, не гарантирует того, что они будут произведены», — говорит она.
«Рейтинговое агентство не оценивает клиентоориентированность: скорость принятия решений о выплате, бюрократию, которая может присутствовать при общении с компанией», — подтверждает Самиев.
Кредитный рейтинг сам по себе не является рекомендацией к выбору страховой компании, считает директор группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства Алексей Бредихин: выбор нужно делать с учетом всей имеющейся информации.
Если у компании нет рейтинга, это может значить одно из двух: либо она не обращалась за его получением, либо не стала делать полученный рейтинг публичным из-за того, что он оказался низким, объясняет управляющий директор по рейтингам страховых компаний RAEX Алексей Янин. «В любом случае потребителю стоит задуматься: сейчас получение рейтинга как минимум от одного агентства — фактически норма ведения бизнеса», — говорит он.
Может ли агентство ошибиться
Ситуации, когда компания с высоким рейтингом лишается лицензии или объявляет дефолт, редки, но возможны, признают эксперты. Например, страховая компания «Ростра» на момент приостановки ее лицензии 27 октября 2011 года имела рейтинг «А+» от НРА — правда, за полтора месяца до этого рейтинг был помещен в «Лист ожидания».
Но подобные ситуации нельзя считать ошибкой агентства, если оно выставляло оценку в соответствии со всеми правилами, подчеркивает Алексей Янин. «Даже самый высокий рейтинг не дает нулевую вероятность отзыва лицензии. Это все равно может случиться, но с очень низкой вероятностью», — объясняет он. Качество работы агентства оценивается по матрицам дефолтов — таблицам, где видно, в каком проценте случаев у рейтингуемых компаний случается дефолт. Если частотность тем ниже, чем выше рейтинг, значит агентство работает правильно.
Такого рода ошибки могут быть, если агентству предоставили недостоверную отчетность или если непредвиденные угрозы возникли уже после присвоения рейтинга, рассуждает аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Правда, в последнем случае агентство может оперативно изменить рейтинг (планово он присваивается ежегодно).
«Даже самый высокий рейтинг не дает нулевую вероятность отзыва лицензии. »
За подобные случаи рейтинговое агентство отвечает только своей репутацией, никакой финансовой ответственности нет, говорит Янин. «Проверка достоверности отчетности или других данных не входит в зону ответственности агентства», — добавляет Татьяна Никитина из НРА.
Зачем рейтинги страховщикам
Страховым компаниям рейтинги в первую очередь нужны для участия в тендерах. Во всем мире наличие рейтинга — это либо требование регулятора, либо «входной билет» на определенный рынок. «Наличие высокого международного рейтинга увеличивает круг клиентов и инвесторов, снижает стоимость ресурсов на долговом рынке, облегчает работу на рынке перестрахования», — перечисляет замглавы центра экономики и финансов ВСК Ольга Кашкарова. Международный рейтинг необходим для ряда стран, в которых российские компании хотят вести бизнес, добавляет директор финансово-экономического департамента «Ингосстраха» Елена Арефьева.
На внутреннем рынке определенный рейтинг от «Эксперт РА» дает компании, например, аккредитацию при АИЖК, Сбербанке, позволяет проводить более масштабные операции, облегчает доступ к кредитованию, приводит примеры Марк Гойхман.
В России есть отрасли, где требования к рейтингу страховщиков исторически не выставлялись, — в частности, это рынок страхования ответственности туроператоров, рассказывает Павел Самиев. «И мы знаем, чем закончилась эта история. Сейчас большая часть компаний, присутствующих на этом рынке, — «однодневки». Крупные страховщики в нем, как правило, не участвуют», — отмечает эксперт.
Рейтингование — коммерческая услуга: стоимость контракта на получение рейтинга от российского агентства составляет порядка 300—400 тыс. рублей, от международного — 1—2 млн рублей, как рассказал Павел Самиев. Процедура такая: после заключения контракта агентство изучает отчетность компании, инсайдерскую информацию и встречается с топ-менеджментом, затем готовит рейтинговый отчет и пресс-релиз о выставлении оценки. Если компания согласна с рейтингом, он публикуется, если нет — компания подает апелляцию. Если и с результатами апелляции страховщик не согласен — агентство и компания подписывают соглашение, по которому данные анализа финансового состояния страховщика не подлежат разглашению.
Елена ПЕТЕШОВА, Banki.ru
Комментарии
1. Размер страховщика и факт присутствия его ЦУУ в твоем городе/регионе (если ты предпочитаешь общению через интернет/по почте - личное присутствие). Крупный страховщик из топ-10 наверняка не рухнет в ближайшее время и с ним проще решать вопросы о выплате если дело дойдет до суда - исполнительный лист-банк-списание с его счета.
2. Правила страхования (перед заключением договора). Не верьте агенту/менеджеру по продажам на слово, он может просто не знать ответа на ваш вопрос и что-то попутать не со зла.
Рейтинги обывателю в деревне Марьино совершенно ни к чему...
Единственное, что здесь интересно физлицу - репутация собственников. (Если, конечно, вы не чиновник/олигарх, страхующий яхту за 200 лимонов баксов.) Выплата за мятый бампер или протечку на кухне страховую компанию не обрушит.
Рейтинги агентств имеют, наверное, смысл для юриков. Нам, грешным, важнее банальные отзывы в интернете.
"Марьвановне" зачем знать репутацию собственника компании ВСК, к примеру, для страховки своего ренологана по каске? Ей надо понимать, от чего её ренологан застрахован, а от чего нет+куда идти и с какими документами для получения выплаты.
Репутация собственника Марьиванне интересна с точки зрения того, имеет этот собственник привычку платить по своим обязательствам или нет. Наобещать в договоре можно что угодно.
Я писал о явных нарушениях при аудите банка в головную компанию E&Y. Молчание гробовое. Про местное отделение E&Y я уже и не говорю.
А рейтинги даются по аудированной отчетности.