Согласовав антикризисный план действий, правительство и Центробанк принялись рассуждать о том, что будет дальше. Противоречивые прогнозы, которыми власти щедро делятся в последнее время, демонстрируют полное отсутствие единой информационной политики, а потому пониманию ситуации в обществе они не способствуют. Многоголосица лишь снижает доверие к правительству, отмечают эксперты. К тому же в условиях неопределенности потребительская уверенность россиян продолжает рекордное падение: по данным Росстата, в первом квартале 2009 года она снизилась до уровня 1999 года.
В конце прошлой недели глава ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что уже в ближайшее время может произойти снижение ставки рефинансирования. Однако вчера выяснилось, что высокие ставки для страны даже полезны. По словам помощника президента Аркадия Дворковича, высокие процентные ставки по кредитам, включая ставку рефинансирования, по-прежнему снижают привлекательность вложений в долларовые активы и позволяют повысить спрос на рублевые инструменты (подробнее см. на с. 8).
Оптимизм Центробанка, контрастирующий с позицией министерств экономического блока, продемонстрировал вчера первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Напомним, что на днях министр финансов Алексей Кудрин заявил о возможной второй волне финансового кризиса. «Нет второй волны, потому что не было первой. Это разные субстанции реальности», — сказал на международной конференции Высшей школы экономики
Формально рассуждения
«Четкого понимания, как дальше будут развиваться события, нет ни у кого. Но в зависимости от задач, которые стоят перед ведомствами, от постановки вопросов журналистами они расставляют свои акценты, которые в итоге трансформируются в оптимистичное или, напротив, пессимистичное видение, — комментирует замглавы Института социальных систем Дмитрий Бадовский. — Хотя у каждого чиновника в голове есть разные сценарии кризиса». Когда никто в мире не может с уверенностью сказать, как будет развиваться кризис, не следует делать однозначных заявлений, считает глава Центра социальной политики Евгений Гонтмахер. «Надо оговаривать, что это один из возможных вариантов. Не надо брать на себя ответственность и делать категорические заявления, правительству и так люди не доверяют», -говорит он.
На фоне общей неопределенности падают потребительские ожидания россиян. Согласно новым данным Росстата, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения России, снизился в первом квартале 2009 года до −35%. По сравнению с четвертым кварталом 2008 года индекс снизился на 15 п. п., а с первым кварталом 2008-го — на 35 п. п. Аналогичный уровень падения был в четвертом квартале 1999 года. На снижение индекса потребительской уверенности повлияло прежде всего преобладание негативных оценок респондентами произошедших изменений в экономике России. При этом на возможные положительные изменения в экономике указали лишь 13% опрошенных (против 28% в первом квартале 2008 года), на негативные — более 48% респондентов, что почти на 35 п. п. выше уровня первого квартала прошлого года.
Татьяна ФРОЛОВСКАЯ