Согласно исследованию ВЦИОМ, в конце 2016 года россияне потратили на Новый год больше, чем годом ранее, и получили в итоге больше удовлетворения от праздников. Взаимосвязаны ли эти вещи и действительно ли наши сограждане стали жить лучше, вместе с экспертами разбирался Банки.ру.
Тратили больше, праздновали тише
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) подсчитал, что жители России отметили наступивший 2017 год более «роскошно», чем 2016-й. Так, сумма средних расходов на празднование выросла на 17% (с 12,1 тыс. до 14,2 тыс. рублей).
«По отношению к предполагаемым тратам, высказанным в конце декабря, также отмечен прирост — на 14%. На подарки близким и друзьям в среднем потрачено 5,3 тыс. рублей, на новогодний стол — 4,8 тыс. рублей, на турпоездки, елки, рестораны и прочее — 4,1 тыс. рублей. Те или иные траты совершили 97% опрошенных, и только 3% не потратили денег на празднование и каникулы», — отмечается в исследовании.
В принципе довольны прошедшими праздниками остались три четверти россиян. Причем уровень удовлетворенности от праздничной новогодней недели вырос за год с 72% до 78% (последний раз такой же показатель был отмечен в опросе, проводившемся в 2013 году). Однако каждый пятый россиянин так или иначе все равно остался недоволен.
Чаще всего друзья и близкие дарили россиянам «красоту» — парфюмерию, косметику и бижутерию (такие подарки получили 27% опрошенных), что-то съестное — конфеты, деликатесы, а также спиртные напитки (25%) и различные небольшие сувениры (15%). Почти каждый десятый житель России получил в подарок деньги, эта статистика практически не меняется за последние несколько лет.
Примечательно, что подарков для красоты дарили в этом году на 5 процентных пунктов больше, чем в прошлом, а сувениров, наоборот, на 5 п. п. пунктов меньше. По итогам прошедших праздников остались без подарка лишь 16% россиян, в то время как годом ранее таковых было 23%. Что также косвенно свидетельствует о большей готовности к тратам на подарки в новогодние праздники 2016—2017 годов.
Чаще всего на этих зимних праздниках соотечественники ходили в гости (35% опрошенных), гуляли на природе (23%), работали (21%), занимались активными зимними видами спорта — коньки, лыжи, санки (20%), а также посещали разнообразные елки и представления с детьми или смотрели фильмы в кинотеатрах (18%).
Между тем 27% респондентов ответили: «Нигде не бывали, все праздники провели дома». Это самый высокий показатель за последние четыре года исследований. С прошлого года он вырос на 7 п. п. Важно заметить и тот факт, что в гости и гулять в этом году отправились значительно меньше россиян, чем 12 месяцев назад. Такие тенденции также могли сказаться на, допустим, более дорогом новогоднем столе, которым соотечественники решили порадовать себя, пропустив интересные посиделки и «погулялки», предполагают эксперты.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен в середине января 2017 года посредством телефонных интервью 1,8 тыс. респондентов.
Экономика или психология
«Воистину странная картина получается, казалось бы. С одной стороны, рост стоимости новогодних расходов вызван ускорением повышения потребительских цен. С другой — по официальной статистике, этого не прослеживается. Я не раз предупреждал: нынешнее снижение инфляции зависит в первую очередь от изменения состава корзины потребления. Как и во всех странах, российский индекс цен рассчитывается по текущей корзине потребления. Если по назначению использовать русский язык, это означает, что если жить поскромнее, то и повышение цен будет ощущаться как менее значительное. Новогоднюю корзину потребления не сравнишь с обычной. Там преобладают товары совсем не среднего качества, на которые перешли те, кто всегда покупал самое дорогое», — делится своим мнением глава аналитического департамента «Golden Hills КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.
Уровень удовлетворенности россиян в новогодние праздники вырос, потому что каждый из них смог почувствовать экономический эффект от изменения в корзине потребления под Новый год, сравнимый разве что с тем, какой испытывают «туристы из КНДР» при виде российского застолья, полагает аналитик. Но не нужно все сводить к еде, предупреждает эксперт. Ведь также сказывалось сокращение продолжительности новогоднего отдыха, в первую очередь — в виде повышения производительности труда и приближения реализации плановых показателей за январь.
«Не секрет, что финансовые возможности напрямую влияют на уровень удовлетворенности любой семьи. Чем больше каждый из нас порадует друг друга подарками, путешествиями или другими благами, тем больше будет удовлетворенность у каждого из нас. Однако тут вопрос не только в финансовых возможностях, но и в происходящем вокруг: чем больше стабильности в происходящем (экономика, политика) в стране, тем выше уровень удовлетворенности каждой семьи», — размышляет риск-менеджер Киви Банка Рамиль Шарапов.
Он полагает, что на рост стоимости расходов повлияли несколько ключевых факторов. Во-первых, это отсутствие мотивации делать долгосрочные накопления — в связи с отсутствием уверенности в стабильности курса рубля и скудными предложениями банков на рынке вкладов населения. Ввиду данных обстоятельств и относительного улучшения ситуации в экономике страны население предпочитает тратить накопленное. В меньшей степени на рост новогодних расходов повлияла инфляция, так как она на протяжении всего прошедшего года и начала текущего находилась на гораздо более низком уровне, чем двумя годами ранее, считает Шарапов.
Главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов также убежден, что рост трат и уровня удовлетворенности частично взаимосвязаны, так как затраты обычно связаны с ожиданиями или мечтами, которые формируются к концу года. Если ожидания удается реализовать, то и степень удовлетворенности увеличивается.
«Материальное положение населения стабилизировалось или даже улучшилось. Связано это прежде всего с укреплением рубля и с увеличением возможности граждан потреблять импорт, — отмечает Богданов. — Скорее россияне почувствовали уверенность в будущем, так как самые плохие экономические комбинации — как внутренние, так и внешние — они уже наблюдали. Сейчас ситуации в экономике России и на внешних рынках заметно лучше».
Председатель правления Риабанка Борис Липкин отмечает, что реальные доходы россиян в 2016 году снижались. То есть, очевидно, позволить себе потратить больше люди смогли из-за большей уверенности в завтрашнем дне, а не потому, что достаток вырос.
«Это вполне объяснимо: рубль укрепился, инфляция снизилась, стоимость нефти выросла к концу года, политическая ситуация стабильна — для населения все это позитивные сигналы к тому, что можно слегка отпустить пояса», — поясняет Липкин.
Шеф-редактор рекрутингового портала Rabota.ru Анна Чуксеева напоминает: 2016 год был достаточно стабильным на рынке труда, что отразилось на настроении граждан. В течение 2016 года предлагаемые средние заработные платы увеличились на 4,7%. При этом официальная инфляция составила 5,4%.
«Даже сопоставляя эти два показателя, мы видим тренд на уменьшение реальных доходов работающих. А если рассматривать реальную «индивидуальную» инфляцию, то в среднем в 2016 году она составляет 10—15%, что еще более увеличивает скорость падения реальных доходов, — комментирует Чуксеева. — Данные ВЦИОМ говорят о том, что в текущем положении россияне, скорее, отказываются от крупных покупок и долгосрочного планирования и делают выбор в пользу насущных бытовых трат, поэтому и расходы на новогодний стол выросли».
Исследования Rabota.ru показывают: львиная доля расходов в 2016 году приходится на покупку продуктов (49,24%) и оплату коммунальных услуг (12,73%), внесение платежей по кредитам и ипотеке (14,57%). Но даже в режиме экономии люди не отказывают себе в небольших удовольствиях вроде походов в кафе (12,91% опрошенных). Аналогично люди не скупятся и на «праздничные» траты.
По мнению аналитика компании Forex Optimum Ивана Капустянского, на рост новогодних расходов повлияла преимущественно стабилизация на валютном рынке.
«Весь 2016 год мы наблюдали укрепление рубля относительно доллара США и евро. В свою очередь, эта динамика сопровождалась снижением инфляции — к сожалению, связанной с «валютным фактором», а не с реальным падением цен на товары и услуги. Таким образом, благосостояние россиян просто прекратило заметно ухудшаться. А из-за эффекта низкой базы такая динамика психологически воспринимается как улучшение. Помимо стабильности на финансовых рынках, на позитивный настрой россиян повлияли словесные интервенции российских чиновников относительно роста экономики, а также эйфория вокруг будущего снятия санкций с России ввиду прихода нового президента в США. По факту же, на мой взгляд, текущее поведение россиян было мотивировано чистой психологией, а не реальным ростом благосостояния», — рассуждает Капустянский.
К кризису привыкли
В свою очередь, начальник управления развития банковских карт и трансакционного бизнеса Абсолют Банка Алексей Перов не считает, что рост уровня удовлетворенности новогодними праздниками и большие траты в течение каникул коррелируют друг с другом. «Потребительская активность в первую очередь зависит от уровня доходов разных категорий клиентов, поэтому показатели здесь не могут быть однородными: люди с доходом ниже среднего уровня стали меньше тратить, так как объем свободных денежных средств из-за падения реального уровня доходов сократился. У граждан с более высоким уровнем доходов изменения не столь заметны», — говорит Перов.
Он приводит статистику, согласно которой расходы держателей карт Абсолют Банка на совершение покупок в декабре 2016 года остались примерно на том же уровне, что и в декабре 2015-го. При этом объем покупок на одну карту в целом за 2016 год вырос на 10,7% по отношению к 2015 году, что примерно сопоставимо с уровнем инфляции.
«Вместе с тем важно отметить, что средняя сумма одной операции покупки с использованием карты сократилась на 9,6% в декабре 2016-го и на 1,8% в целом по году. С учетом вышеизложенных показателей, на мой взгляд, это свидетельствует о том, что клиенты стали чаще использовать пластиковые карты, в том числе и для мелких покупок, — обращает внимание Перов. — Кроме того, тот же показатель по операциям снятия наличных сократился на 22% в декабре 2016-го по отношению к декабрю 2015-го, а по итогам года снизился на 1,1%. Это говорит о том, что держатели карт стали более щепетильны в вопросах накопления средств и получения дополнительных преимуществ при аккумулировании пассивов на карточных счетах. В целом увеличение годового объема покупок вызвано ростом цен и развитием у клиентов привычки к использованию пластиковых карт».
В СМП Банке заметили следующую тенденцию: в конце каждого года традиционно идет увеличение трансакционного потока, однако в декабре прошлого года сумма среднего чека возросла. По мнению аналитиков банка, данное явление можно объяснить общим повышением цен.
«Полученные нами данные также говорят о позитивных изменениях на российском потребительском рынке, которые, в частности, проявились в возможности больших трат в новогодние праздники, традиционно воспринимаемых россиянами как одни из самых главных», — заявляет аналитик Хоум Кредит Банка Станислав Дужинский.
По данным опроса клиентов Хоум Кредит Банка, проведенного в преддверии новогодних праздников, практически половина респондентов (45,8%) оценила 2016 год как более удачный в финансовом плане по сравнению с 2015-м. Самым значимым положительным изменением этого года можно назвать рост доходов семьи (23,4%) и рост доступности банковских кредитов (10,7%). Часть респондентов отметили, что цены на потребительские товары росли не так сильно, как в прошлом году (всего 4,2%), и указали на стабильность курса рубля (3,7%). Потратить на новогодние подарки большую сумму, чем в прошлом году, собирались 38,7%.
«В большинстве случаев люди уже почувствовали все перемены в своих финансовых возможностях после обвала курса рубля в 2014 году. Два года — более чем достаточно, чтобы привыкнуть к росту стоимости повседневной потребительской корзины и жизни в целом. Так что смирение с кризисом должно было пройти гораздо раньше. Тут многое зависит от ситуации в отдельно взятой семье. В целом рост расходов на новогодние праздники говорит о том, что семьи в России стали более уверены в будущем и могут себя порадовать приятными покупками», — заключает Рамиль Шарапов из Киви Банка.
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru
Комментарии
ВЦИОМ живет в прошлом веке, обслуживает известно чьи интересы и поэтому «не знает», что телефонные опросы перестали отражать настроение общества. Это ясно показали результаты телефонных опросов в Великобритании и США, которые неправильно отразили настроение общества и кардинально ошиблись в прогнозе/предсказании Брексита/Брекзита и победы Дональда Трампа на выборах в США.
Кроме того, известно, 1) что люди в «трубку» говорят менее откровенно, чем «с глазу на глаз». 2) Люди склонны преувеличивать свои субъективные впечатления. 3) Разве представительна выборка из какой-то базы телефонных номеров? У всех ли есть телефоны? Все ли держат их "под рукой" и отвечают на все телефонные звонки? 4) Более того, отмеченная разница в процентах приведена без доверительного интервала, что недопустимо при сравнении статистических исследований.
Единственное, что объективное было в этом «исследовании» - это данные по средним суммам покупок по банковским картам. А они показали, что сумма среднего чека СНИЗИЛАСЬ по сравнению с предыдущим периодом. И чисто экономически, как люди могут тратить на "шопинг" бОльше при падении своих доходов и меньшей кредитной активности? Даже при достатке денег, кто при здоровой психике будет тратить бОльше, когда не уверен в завтрашнем дне?
Так что выводы из результатов исследования ВЦИОМА точны НАОБОРОТ или они отражают только те ~1- 5% населения, которые разбогатели на кризисе и "бесятся с жиру".
Опрос (может быть частично, но все-таки) проводился по городскому телефону - в нем участвовала моя свекровь - пенсионерка, сидящая дома, у телефона.
У 90% моих сверстников телефона либо уже давно нет (у нас он вообще отключен за ненадобностью, у многих есть номинально, но нет самого аппарата). Т.е. выборка совершенно не репрезентативна. Тем более, что звонили днем.
Я все ждала, когда же это исследование всплывет где-то Лично по моим ощущениям, сложившимся из разговоров с друзьями и родными, в этом году все сильно поужались. Многие из "подарков" приносили просто что-то к столу - т.е. попали в те %%, которые/которым дарили еду и алкоголь. Многие собирались и праздновали вместе чтобы сэкономить - все что-то принесли - вот тебе и стол, и не так накладно для каждого в отдельности.
И уж точно средняя сумма подарков была куда меньше 5,3 тыс. рублей.
Это и есть тот реальный минимальный уровень инфляции.
Вроде бы еще в 4-5классе, на первом уроке по экономике рассказывают про эластичный и не эластичный спрос.
Что как не повышай цены на соль, спички и хлеб - его будут покупать.
Новый год, не соль и не хлеб, но россияне в силу традиций откажутся от него в последнюю очередь, т.к. праздник поистине народный и семейный. С рождеством у нас не заладилось.
Т.е. как бы паршиво не жили и как бы не ухудшалась жизнь, но на НГ выжмут последнюю копейку хоть на пойло, гордо именуемым себя советским/российским шампанским, на оливье из побольше картошки, поменьше сосисок и обрезок колбасы.
И пока нет реально массового голода - спрос на НГ на какой то минимальный набор не будет падать, не зависимо от реального падения доходов в России.