В 2016-м — начале 2017 года в немецкоговорящих странах (Германия, Австрия, Швейцария) возрос спрос на «выбивание» долгов с россиян, имеющих активы за рубежом. Как это делается и как это сделать правильно?
На что жалуемся
Как взыскать долги с юридических и физических лиц? На что нужно обращать внимание, когда заключаешь договор с германским партнером? Также важно ответить на вопрос, как россиянам реализовать подтвержденное решением российского суда требование взыскания в отношении должника, имеющего активы в Европе, а именно в Германии.
За последние несколько лет к юристам в Германии все чаще обращаются клиенты с просьбой оказать содействие во взыскании задолженности не с мошенников (как это чаще всего было ранее), а именно с недобросовестных контрагентов: с физических лиц и компаний по договорам займа, а также прочим долговым документам. По нашему опыту, около 30% обращений поступают в отношении физических лиц, оформивших заем и скрывающихся за рубежом, убежденных в защищенности своих активов. Из юридических лиц обращаются чаще всего те, которые занимаются импортом или экспортом. Например, компания из России заключила договор с германской компанией на поставку определенного товара, перевела необходимую сумму, а партнер отказался не только поставить товар, но и вернуть полученные деньги.
Судебная процедура
Исковое заявление о взыскании долга до 5 000 евро с физического и юридического лица в Германии должно подаваться в районный суд (Amtsgericht). Свыше данной суммы — в земельный суд (Landgericht). Зачастую в договорах с юридическими лицами встречается оговорка: стороны не могут обращаться в российский государственный суд, пока не предпримут попытку решения разногласий, например, в третейском суде. В таком случае подача иска возможна только если попытка примирения в третейском суде была безуспешна. Если договор составлен с данной пометкой, подача иска в районный или земельный суд в Германии исключена.
Часто встречаются случаи, когда договор между двумя сторонами (одна из которых находится на территории Германии, а вторая за ее пределами) заключен без учета требований немецкого законодательства. В договоре прописано, что при возникновении спора дело будет рассматриваться Арбитражным судом в России на основании российского законодательства. В этом случае взыскание долга с немецкого партнера может быть затруднительно, поскольку решение российского государственного суда, скорее всего, не будет признано в Германии и отсутствует возможность обращения в немецкий суд.
«Принцип взаимности»
До зарубежных активов контрагентов или заемщиков пострадавшие кредиторы «добираются», как правило, после изнурительных судебных процессов в России. То есть на момент обращения к юридическим компаниям Германии финансовые возможности клиентов зачастую исчерпаны. Они надеются, что смогут арестовать активы должника в Германии на основании решения российского суда без дополнительных существенных затрат. Однако признание и исполнение такого решения в Германии может быть связано с рядом трудностей, а зачастую и вовсе невозможно.
Поскольку между Германией и Россией отсутствует договор о правовой помощи, все случаи признания в судебной практике основаны и осуществляются только на принципе взаимности. Суть этого принципа заключается в следующем: если Россия соглашается приводить в исполнение решения немецких судов на своей территории, то и Германия будет платить ответной монетой, признавая решения судов России.
До недавнего времени практика исходила из решения Земельного суда г. Аугсбург от 9 июля 2013 года по делу 081 О 3956/12, в котором было признано и приведено в исполнение на территории Германии решение Арбитражного суда Московской области от 9 июня 2012 года по делу А41-34323/11. Это решение стало началом «взаимности» и позволило исполнять решение судов РФ на территории Германии, что давало надежду на долгосрочную практику взаимного исполнения. Однако 13 июля 2016 года Верховный земельный суд Гамбурга (6 U 152/11) отказал в признании судебного решения из России, аргументируя это тем, что российские суды не признают на своей территории решения судов Германии. Следовательно, исходя из принципа взаимности, решения судов РФ не могут быть признаны в Германии.
В рамках данного процесса была проведена комплексная экспертиза, и выяснилось, что принцип взаимности российской стороной не соблюдается. В результате, обратившись с просьбой о признании решения суда РФ в немецкий суд, пострадавшие контрагенты продолжают генерировать расходы, но решение не может быть исполнено.
Необходимо уточнить, что из 28 стран Евросоюза у России существуют договоры о правовой помощи только с 13. Кроме того, нет договоров со странами, которые в Евросоюз не входят (например, со Швейцарией), а также с США, Австралией, ОАЭ и рядом других государств, где тоже можно обнаружить активы российских должников. Но, в отличие от Германии, например, в Швейцарии практика признания решений судов РФ более либеральна.
Безвыходных ситуаций не бывает
Решение суда РФ (не исполнительный лист) может послужить основанием для проведения в Германии так называемого документарного процесса. (Urkundenprozess). Производство на основании письменных документов урегулировано в пятой книге Гражданского процессуального кодекса Германии и допускается по требованиям, предметом которых является уплата определенной денежной суммы или предоставление определенного количества иных заменимых вещей либо ценных бумаг. Иск подается в общем порядке — как правило, по месту жительства ответчика в районный или земельный суд Германии в соответствии с обычными правилами распределения компетенции. С уже имеющимся документом, то есть с решением суда из России, существует возможность получить немецкий исполнительный лист.
Было бы что взыскать
Важно также учесть, что перед инициированием процедуры признания или исполнения целесообразно проверить, остались ли у должника активы — возможно ли с него что-то взыскать. Для этого, как по итогам полученного в России исполнительного листа, так и перед попыткой инициировать новый судебный процесс на территории Германии, необходимо провести проверку активов компании или человека за рубежом. Этот процесс кажется, на первый взгляд, совершенно не обязательным, но в итоге может сэкономить деньги, время и нервы.
Процедура проверки простая и официальная: привлекаются юристы и детективы, они проводят оценку активов. И еще до того, как начать «махать кулаками», вы точно будете знать, стоит ли затевать тяжбу. Важно понимать: факт наличия счетов у вашего должника еще не означает, что вы сможете взыскать с него долг. Предполагая возможное преследование, должник запросто мог вывести все средства со счетов, реализовать свое имущество, скрыть активы (например, перевести их на сторонних лиц), оставив на счетах лишь неприкасаемый минимум. Такой минимум рассчитывается на человека или на семью.
В процессе взыскания долга на основании решения суда судебный исполнитель в первую очередь предлагает ответчику добровольно погасить задолженность. А в случае отказа требует от должника предоставить заверенный под присягой список имущества и денежных средств, накладывает арест на счет и имущество или принудительно реализует арестованное имущество. Решение немецкого суда действительно на протяжении 30 лет. Его исполнение осуществляет служба судебных приставов, имеющая широкий спектр возможностей, в том числе право на арест счетов и имущества должника с последующей продажей на торгах.
С чистого листа
Так как на сегодняшний день между Россией и Германией действует принцип взаимности, следует учитывать возможные трудности взыскания задолженностей с контрагентов уже при составлении договора. Мы рекомендуем предусматривать в контрактах арбитражную оговорку или заключать арбитражное соглашение, которое рассматривается третейскими судами. А также в письменной форме перечислить все возможные санкции за невыполнение договора. Договор, который составлен юридически правильно, позволит избежать проблем в случае возникновения конфликтной ситуации и обеспечит взыскание причиненного вам ущерба.
Арбитражные решения признаются на территории Германии и России согласно Нью-Йоркской конвенции 1958 года (решение третейского суда России подлежит исполнению на территории Германии). Стороны внешнеэкономических контрактов могут выбирать в силу автономии воли и свободы договора любой арбитражный институт для решения своих споров. К примеру, действовать в соответствии с Арбитражным положением Германской институции по арбитражному делу (ДИС) или рассматривать спор в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС при ТПП РФ).
В 2015 году рабочая группа по подготовке Гаагской конвенции по признанию и исполнению решений опубликовала проект, который мог бы расширить возможности исполнения решений судов стран, не входящих в Европейский союз, представители которых участвуют в рабочей группе. В частности, России. Тем не менее, несмотря на многолетние усилия его авторов, этот проект пока остается только проектом, а сама конвенция не была ратифицирована достаточным количеством государств.
Ситуацию по признанию и исполнению решений может изменить Пленум Арбитражного и Верховного судов Российской Федерации. Российские арбитражные суды более или менее лояльно относились к немецким делам, а по линии Верховного суда всегда были отказы. Если Пленум двух судов придет к решению признания официального заявления, появится возможность изменить практику исполнения исков российских судов в Германии — достаточно будет постановления.
Шансы на получение такого постановления, к сожалению, невелики. Здесь играет определенную роль политическая конъюнктура. Ну а в Германии уже сформировался сегмент по взысканию долгов с физических и юридических лиц, поэтому юридические компании предлагают данную практику как услугу.
Евгений ВУНШ, ведущий партнер адвокатской канцелярии «Вунш и Партнеры», для Banki.ru