3 марта Банк России отозвал сразу четыре банковские лицензии. Три из них — у банков из Республики Татарстан, третьего после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству банков региона страны. Под ударом еще несколько местных банков. Регионального банковского кризиса таких масштабов в стране еще не было.
Анкор еще анкор, или Масштабы бедствия
Вечером 2 марта в Казани был настоящий праздник. Местные любимцы — хоккейный клуб «Ак Барс», на матчи которого постоянно ходят руководители республики, — выиграли серию плей-офф 1/8 финала Кубка Гагарина у самого принципиального соперника, уфимского «Салавата Юлаева». Но уже на следующий день руководству Татарстана было явно не до праздников.
3 марта ЦБ лишил права на жизнь сразу три местные кредитные организации — Татфондбанк (ТФБ), Интехбанк и Анкор Банк. По данным ЦБ на 1 января 2017 года, Татфондбанк занимал 42-е место по активам (лишение лицензии банка из топ-50 само по себе из ряда вон выходящий случай), Интехбанк — 138-е, Анкор Банк — 233-е.
««Дыра» в Интехбанке, входившем в группу ТФБ составила 14 млрд. рублей. Этот банк по операционной деятельности полностью связан с ТФБ.»
До сих пор Татарстан оставался одним из немногих российских регионов, которые практически миновал банкопад. С октября 2014-го по ноябрь 2016 года в Татарстане была отозвана лишь одна лицензия. В результате на 1 ноября 2016 года в республике действовал 21 региональный банк. По количеству зарегистрированных банков Татарстан уступает только Москве и Санкт-Петербургу. Теперь за один день республика потеряла сразу три банковские лицензии. И может потерять еще. В совокупности активы трех погоревших банков составляют четверть активов банковской системы Татарстана.
Все три «покойных» банка, как следует из сообщения регулятора, размещали денежные средства в активы неудовлетворительного качества и не создавали адекватные принятым рискам резервы.
ЦБ обнаружил, что ТФБ находится в "тяжелейшем финансовом положении" в мае 2016 года, еще несколько месяцев регулятор вел переговоры с акционерами. Акционеры в это время продолжали оказывать очень ограниченную поддержку, ее размер и форма не позволяли ЦБ принять участие в мероприятиях по финансовому оздоровлению. Об этом журналистам рассказал первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин. А в конце осени корпоративные клиенты банка перестали зачислять деньги на счета в банке, а стали их снимать, быстро наступил кризис ликвидности. Затем последовал отток средств физлиц. "Мы предпочли ввести мораторий, чтобы получить передышку, рассказал Тулин -- чтобы еще раз проверить финансовое положение банка, но ничего нового работа временной администрации не дала".
По словам заместителя председателя ЦБ Ольги Поляковой, "на протяжении 2016 года с Татфондбанком проводилась работа по составлению плана восстановления финансовой устойчивости, целью которого являлось урегулирование проблем возможностями и ресурсами собственников и менеджмента банка. "Работа не привела к должным результатам, и в сентябре Банком России в целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков принял решение ввести банку ограничение на привлечение средств физических лиц и выставлено предписание на формирование резервов в необходимом объеме, -- отметила она.
«На 1 февраля 2017 года «дыра» в балансе ТФБ составила порядка 96,7 млрд рублей. До введения временной администрации размер «дыры» в активах оценивался в 43 млрд. рублей. »
Крупнейший банк Татарстана «Ак Барс» (Татфондбанк был вторым), по данным Банки.ру, занимает на 1 февраля 2017 года 21-е место в России по размеру активов. Теперь его роль в сохранении финансовой устойчивости республики становится критически важной. Можно не сомневаться, что «Ак Барс» автоматически превращается в системно значимый банк: без него банковская система республики оказалась бы на грани краха.
В пресс-службе «Ак Барса» Банки.ру заявили, что кредитная организация работает в штатном режиме, выполняя свои обязательства перед клиентами и партнерами в полном объеме. «Наличность в банкоматах поддерживается на достаточном уровне. Мы ведем открытую информационную политику, раскрывая информацию о банке в официальных источниках — на сайте и в социальных сетях, оперативно реагируя на обратную связь от клиентов». В банке сообщили, что уровень ликвидности превышает минимально требуемое Центробанком РФ значение в 10 раз, а размер капитала — в 1,5 раза. «Это позволит банку выдержать любые волнения рынка и развивать масштаб бизнеса без негативного влияния на финансовую устойчивость. Росту ключевых показателей и сохранению стабильности деятельности будет способствовать и увеличение уставного капитала на 10 миллиардов рублей за счет допэмиссии акций банка», — сообщили в «Ак Барсе».
«Мы анализировали информационные атаки на опорный банк республики («Ак Барс» - прим.ред) и понимаем, что это, скорее всего, было проявлением недобросовестной конкуренции. Ситуация в банковском секторе Татарстана контролируемая.»
По данным информационно-аналитической службы Банки.ру, активы одного только Татфондбанка составляли 21,3% от активов всей банковской системы республики, доля капитала — 18,1%. В этом банке хранилось 25,9% суммы всех вкладов физических лиц в Татарстане и 11,5% средств юридических лиц.
Чтобы понять, о каком регионе идет речь, достаточно сказать, что Республика Татарстан занимает пятое место среди российских регионов по объему внешнеторгового оборота, восьмое — по объему валового регионального продукта, входит в тройку главных производителей сельхозпродукции в стране, в пятерку — по вводу жилья и объему инвестиций в основной капитал, в десятку — по обороту розничной торговли.
3 марта президент Татарстана Рустам Минниханов потребовал от руководителями правоохранительных и надзорных органов привлечь к ответственности лиц, которые причастны к банковскому кризису в республике. «Поставлена приоритетная задача по выявлению и недопущению вывода активов банков, включая кредиты юридическим и физическим лицам, чтобы добиться максимального обеспечения выплат пострадавшим клиентам банков», — приводит слова Минниханова его пресс-служба.
«Анкор банк не был связан с Татфондбанком, просто попал в эту волну, когда физлица и юрлица захотели забрать средства. У банки были недостаточно качественные активы, и они не смогли справиться с этой ситуацией.»
Битва Челубея с «Пересветом»
Кризис в банковской системе Татарстана развивался стремительно. По крайней мере, его активная фаза.
15 декабря Банк России ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов Татфондбанка сроком на три месяца. Такое решение объяснялось неудовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения. На Агентство по страхованию вкладов были возложены функции временной администрации по управлению банком сроком на шесть месяцев.
Татфондбанк не выплатил по своим облигациям более 117 млн рублей из-за введенного ЦБ моратория на удовлетворение требований кредиторов. В пресс-службе банка объясняли, что причиной неисполнения эмитентом соответствующего обязательства перед владельцами его ценных бумаг было «введение с 15 декабря 2016 года Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов Татфондбанка сроком на три месяца».
Изначально сообщалось, что правительство Татарстана намерено сохранить контроль в банке (через Министерство земельных и имущественных отношений оно владело долей в 41,68%), но при этом рассчитывает на кредит ЦБ. Однако в конце декабря глава республики Рустам Минниханов признал, что регион не сможет стать санатором. По крайней мере, единственным. «Мы, республика, взять на санацию Татфондбанк не способны. Мы не справимся, тем более Татфондбанк сам санатор двух банков, хотя я подтверждаю, что все меры поддержки, которые может оказать республика, мы окажем», — сказал тогда Минниханов. «Мы за то, чтобы банк получил санатора, поддержку как со стороны ЦБ, так и с нашей стороны», — заявил он.
«На финансовое оздоровление ТФБ, по результатам оценки, понадобилось бы 220-230 млрд рублей заемных средств.»
Крах Татфондбанка мог быть отчасти спровоцирован финансовой несостоятельностью банка «Пересвет». В портфеле Татфондбанка оказалось много облигаций «православного» банка, в котором временная администрация была введена 21 октября 2016 года, а переговоры с кредиторами по потенциальным механизмам санации продолжаются до сих пор.
«Возможный механизм краха ТФБ был таким: ТФБ и «Пересвет» обменялись «дружескими облигациями», чтобы получать от ЦБ деньги с помощью сделок РЕПО. Когда «Пересвет» не исполнил обязательства по своим облигациям, ЦБ увеличил до 100% дисконт по облигациям «Пересвета» и потребовал от ТФБ внести дополнительное обеспечение на сумму около 4 миллиардов рублей. Кроме того, предприятия-резиденты в ноябре 2016 года забрали из ТФБ депозиты на сумму 6,9 миллиарда рублей. Такой отток ликвидности лишил ТФБ платежеспособности», — такое мнение на Банки.ру высказывал банковский аналитик Максим Осадчий.
Впрочем, по некоторым сведениям, проблемы Татфондбанка были выявлены еще весной 2016 года — вскоре после того, как 9 марта ТФБ выиграл конкурс на санацию банка «Советский». При этом ЦБ ожидал, что в случае наступления кризиса ликвидности спасать банк будет как раз его крупнейший акционер — правительство Татарстана. Кроме «Советского», с 27 мая 2014 года группа «ТФБ» являлась санатором Тимер Банка (бывший «БТА-Казань»).
23 декабря 2016 года ЦБ ввел временную администрацию в Интехбанк, который ранее входил в группу «ТФБ», наложив мораторий на удовлетворение требований кредиторов на три месяца. Причинами назывались неустойчивое финансовое положение и наличие угрозы интересам его кредиторов и вкладчиков: Интехбанк к тому моменту не проводил платежей более семи дней.
Интехбанк держал в Татфондбанке около 10% активов, фактически весь свой капитал (на 1 декабря 2016 года собственные средства «Интеха» составляли 3,9 млрд рублей, активы банка — 35,2 млрд рублей), оценивал управляющий директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков.
Падение ТФБ автоматически вызвало проблемы у связанных с ним банков. У его «дочек» (Радиотехбанк и банк «Советский»), а также у Татагропромбанка, аффилированного с ТФБ через общих акционеров. У санируемых ТФБ банков (Тимер Банк и тот же «Советский»). У банков, находящихся на процессинговом обслуживании в ТФБ (Алтынбанк, Интехбанк и Татагропромбанк). Так как ТФБ занимал второе место в Татарстане по активам после «Ак Барса», начался набег кредиторов на другие местные банки.
О проблемах в Анкор Банке стало известно в феврале 2017 года, когда банк ввел ограничение на выдачу вкладов, объяснив данную меру необходимостью противостоять паническим настроениям вкладчиков.
«Банк вынужден ввести ограничения на снятие денежных средств на фоне панических настроений клиентов, обусловленных введением мораториев на удовлетворение требований кредиторов в известных кредитных организациях Татарстана. Руководством банка разработана и реализуется программа первоочередных мер по улучшению финансового положения. Об этом информирован Национальный банк Республики Татарстан и акционеры», — говорилось в обращении к клиентам от имени правления банка.
20 февраля 2017 года было принято решение ввести временную администрацию в два дочерних банка Татфондбанка — банк «Советский» и Тимер Банк. Председатель правления Татфондбанка Роберт Мусин до этого момента был бенефициаром Тимер Банка.
Онегина не читали
Отказавшись спасать банк за счет собственных средств, власти Татарстана развернули бурную деятельность вокруг других вариантов спасения и минимизаций последствий возможного краха ТФБ. В частности, в середине января руководство Татарстана договорилось с рядом ведомств о том, что налоги и взносы, которые «зависли» в Татфондбанке и Интехбанке, будут считаться уплаченными. Такие договоренности были достигнуты с местным управлением Федеральной налоговой службы (ФНС), отделениями Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). «Все предприниматели и компании, которые подадут в налоговую инспекцию заявление о зачислении платежей, будут приглашены на специальную комиссию, которая решит, можно ли считать данную компанию или предпринимателя добросовестным налогоплательщиком (плательщиком взносов) и на этом основании засчитывать уплату в бюджет», — комментировал эти договоренности уполномоченный при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов.
27 февраля глава временной администрации кредитной организации Дмитрий Онегин из Агентства по страхованию вкладов, подписавший отчет ТФБ за IV квартал прошлого года, заявлял, что считает санацию банка перспективной. Сообщалось, что Онегин «не обнаружил злонамеренных действий правления по доведению банка до неплатежеспособности», а также что «сложности с ликвидностью» у банка возникли «в связи с повышенным спросом на досрочное закрытие вкладов на фоне публикаций в СМИ о возможной санации и паники в социальных сетях».
В республике профильные министерства и ведомства развернули штаб по поддержке предпринимателей. По распоряжению президента Татарстана на их поддержку правительство выделило 1 млрд рублей. Кроме того, по личному обращению Рустама Минниханова группа компаний «ТАИФ» и ряд других инвесторов согласились выступить в качестве стратегических инвесторов Татфондбанка. Письмо с возможными вариантами поддержки банка было направлено в ЦБ РФ. Однако регулятор, как и ранее, отклонил заявку потенциальных санаторов, не сочтя ее финансово убедительной.
В одну из крупнейших в республике группу компаний «ТАИФ», которая пыталась выступить в роли спасителя ТФБ, в частности, входят 29 компаний в сфере нефтепереработки, нефтехимии и энергетики, три компании в сфере инвестиционно-финансовых услуг, а также телерадиокомпания «Новый век» и авиакомпания «Тулпар Эйр». Но вряд ли она сама смогла бы потянуть санацию на 220 млрд рублей.
На случай возможного краха ТФБ власти Татарстана начали перевод средств пенсионеров и вкладчиков из этой кредитной организации в Сбербанк.
Кроме мер помощи предпринимателям, а также переговоров с ЦБ и потенциальными инвесторами, власти Татарстана попытались добиться помощи тонущим банкам и с помощью словесных интервенций.
26 декабря 2016 года на фоне нарастающих проблем с местными банками Рустам Минниханов беспрецедентно резко раскритиковал политику федерального центра по отношению к регионам-донорам. На заседании Госсовета РТ он заявил, что считает решение спонсировать дотационные регионы за счет средств донорских регионов непродуманным и «выкачивание» денег из успешных регионов в правительстве республики не одобряет.
«Это касается небольшого количества регионов [доноров] — 10—12, серьезно это касается регионов 5—6. Но так же нельзя. Мы понимаем, что нужно поддерживать регионы-реципиенты, но не за счет ухудшения ситуации, которую мы имеем. На следующий год по отношению к этому году мы имеем минус 8 миллиардов (рублей). То есть весь заработок за следующий год, если мы хорошо поработаем, уйдет на покрытие того, что у нас изъяли», — заявил Минниханов.
«Это самый легкий путь, который выбирают некоторые наши федеральные руководители. Наверное, президенту России докладывают, что это безболезненно. Как безболезненно? Это болезненно, мы должны свое мнение высказать, это неправильно. Огромные суммы теряют Москва, Ханты-Мансийск, Санкт-Петербург, мы», — сказал глава Татарстана.
Его позицию поддержал председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин. По его словам, власти республики выступают за бюджетный федерализм в пропорции 50 на 50 (чтобы половина доходов оставалась в регионе). Фарид Мухаметшин как альтернативу предлагал федеральному центру построить в дотационном регионе налогооблагаемую базу — республиканское производство на интересных для Татарстана условиях.
В ответ 29 декабря на совещании по сбалансированности региональных бюджетов в 2017—2019 годах Дмитрий Медведев дал понять, что федеральный центр не пойдет на уступки и не будет возвращать в регионы-доноры заработанные ими средства. Медведев подчеркнул, что федеральный центр выступает против принципа «деньги идут к деньгам», то есть возвращения средств в регионы, которые их заработали.
По мнению премьера, целевые трансферты должны направляться в первую очередь исходя из потребностей в развитии региональных отраслей экономики, социальной сферы, а не в регионы, которые являются донорами и могут найти финансирование за счет собственных средств.
Впрочем, федеральному центру, вероятно, все равно придется помогать Татарстану справиться с последствиями полномасштабного банковского кризиса. Сам Татарстан слишком большой и важный регион, чтобы «упасть». Особенно незадолго до президентских выборов.
Принцип домино
Участники рынка и эксперты оценили причины и возможные последствия банковского кризиса в Татарстане.
«Такие проблемы нужно снимать в самом начале их возникновения»
Гарегин Тосунян, президент АРБ:
— Жаль, что сторонам не удалось урегулировать проблемы Татфондбанка. Полагаю, что отзыв лицензий двух других казанских банков в определенной степени стал последствием проблем, возникших у Татфондбанка. Банку, местным властям и регулятору необходимо было найти общий язык, чтобы не допустить такого развития событий.
Очень сожалею об отзыве лицензии Татфондбанка — кредитной организации с многолетней хорошей репутацией. Полагаю, что это событие может иметь серьезные последствия не только для региона. Однако не следует излишне драматизировать ситуацию — надеюсь, что за данными отзывами лицензии не последует лавины проблем в других банках региона.
Такого рода проблемы нужно уметь снимать в самом начале их возникновения, когда кризис ликвидности и отток клиентуры еще не достигли критической точки.
Думаю, что причиной отзыва являются и экономические проблемы, и амбиции отдельных участников, но более детально это может комментировать только Банк России.
«Бизнес можно обезопасить от потерь, введя страхование депозитов юрлиц»
Дмитрий Шиляев, председатель правления банка «Югра»:
— В будущем бизнес можно обезопасить от потерь, связанных с отзывом лицензий у крупных банков, введя страхование депозитов юрлиц. Это также будет способствовать предотвращению паники клиентов. Мы разделяем инициативу страхования юрлиц, которая, безусловно, поддержит бизнес. Считаем, что страхование должно распространяться на предприятия МСБ — наиболее уязвимого участника рынка, который не всегда может правильно оценивать свои риски. Причем сумма страхования, так же как и у физлиц, должна быть ограничена 1,4 миллиона рублей.
«Финансовая устойчивость Татарстана не пострадает»
Андрей Пискунов, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА):
— Финансовая устойчивость Татарстана после отзыва лицензий у Татфондбанка, Интехбанка и Анкор Банка не пострадает. Эти банки не предоставляли трансакционных услуг для бюджета республики. Основная масса платежей проводится через «Ак Барс», который фактически обслуживает бюджетную систему республики (месячные обороты достигают среднемесячных расходов бюджета). Пострадали в основной массе ИП, малый и средний бизнес. Однако, учитывая размер банков, вряд ли стоит ожидать существенного всплеска безработицы и социальных протестов.
«Мы будем наблюдать переток средств в крупные федеральные банки с госучастием»
Мария Зинина, ведущий аналитик рейтингового агентства RAEХ («Эксперт РА»):
— В целом банковская система Республики Татарстан характеризуется повышенным уровнем финансирования компаний, связанных с конечными бенефициарами банков. Это выражается и в перекрестном кредитовании банками друг друга (в том числе, в рамках неформальных банковских групп) под предоставление кредитов кэптивным заемщикам. Такая взаимозависимость не раз отмечалась нами при рейтинговании банков региона и находила отражение в негативных рейтинговых действиях в их отношении. Она в результате и стала причиной банковского «эффекта домино», который наблюдается в республике. Панические настроения в регионе, конечно, уже во многом отыграли после введения моратория на удовлетворение требований кредиторов Татфондбанка. Однако локальным игрокам теперь предстоит испытать дополнительный стресс, связанный с новой волной снижения доверия вкладчиков. Логично предположить, что в итоге мы будем наблюдать переток средств кредиторов и вкладчиков в крупные федеральные банки с госучастием.
«Это сигнал, что в других регионах риски довольно высоки»
Андрей Люшин, заместитель председателя правления Локо-Банка:
— Проблемы в банковской сфере в одном из самых успешных регионов России — как минимум сигнал, что в других регионах риски довольно высоки. К сожалению, вкладчики, малый и средний бизнес будут бежать в московские банки из топ-50. На текущий момент ни у ЦБ, ни у правительства нет ресурсов, чтобы обеспечить создание фонда страхования депозитов юрлиц. А попытка заставить за это платить компании может еще сильнее усложнить ситуацию. В большинстве регионов практически вымерли местные небольшие банки. Например, в той же Северной Осетии — Алании, где все местные банки лишились лицензии. Подобная ситуация наблюдается и во многих других регионах.
«Банки, в капитале которых участвует государство, не должны себя так дискредитировать»
Сабина Хасанова, руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру:
— Решение об отзыве лицензии у Татфондбанка, основным акционером которого являлась Республика Татарстан, способно серьезно подорвать доверие граждан к банковской системе страны. Банки, в капитале которых участвует государство, не должны так себя дискредитировать.
Отзыв лицензии у банка, доля государства в котором достигает почти 42%, стал прецедентом, который для простых людей и бизнеса послужит громким сигналом и поставит под сомнение безопасность хранения сбережений даже в банках с госучастием. Люди станут остерегаться и обходить стороной банки «за топ-50». То есть круг доверия сузится. Эта ситуация впоследствии спровоцирует и катализирует переток средств и сбережений в самые крупные государственные банки страны. Что, вероятно, вызовет глобальные проблемы с ресурсной базой у всех остальных финансовых учреждений.
Много вопросов, конечно, и к самому регулятору: просмотреть «дыру» (по различным источникам, приближающуюся к 100 миллиардам рублей, это около половины активов банка) — мягко говоря, несколько странно. И с трудом списывается на невнимательность. В банке уже долгое время работает уполномоченный представитель ЦБ, обязанности которого связаны как раз с тем, чтобы осуществлять функцию постоянного контроля за активно-пассивными операциями кредитной организации. Более того, представитель уполномочен участвовать в заседаниях органов управления банка, получать информацию и все необходимые документы по вопросам кредитования, предоставления гарантий, управления активами, пассивами и т. д. При этом банку, финансовое состояние которого оказалось столь шатким, доверяют санацию сразу двух кредитных организаций (банка «Советский» и Тимер Банка). Каким образом проводилась проверка финансового положения банка при выборе санатора, на плечи которого была возложена ответственность за две достаточно крупные кредитные организации, — остается загадкой.
Сложившаяся ситуация серьезно подрывает доверие к регулятору: банку выделили средства АСВ в рамках программы докапитализации, передали два банка на санацию. При этом деньги, переданные «Советскому», практически сразу попали на баланс Татфондбанка в виде межбанковских кредитов, и в итоге у банка отзывается лицензия. В решении данного вопроса Банк России взял несвойственную для себя паузу, вызвав при этом целую волну панических настроений в регионе. В результате несколько банков в регионе испытали существенные проблемы с ликвидностью.
Анна ПОНОМАРЕВА, Семён НОВОПРУДСКИЙ, Banki.ru
Комментарии
+++++, добавление только насчет дыры, цифра в 200 ярдов ближе к цели
конечно, он сказать мог бы что нибудь и поумнее.. но сам факт!.. сам факт его присутствия!
мы уже не первый год хороним ЮГРАся
а он на поминках, живой, авторитета васи.
эх, юграси, караси, ТФБ финансы!
а мы слогали не тому прощальные романсы
В хоккей играют настоящие мужчины
Трус не играет в хоккей!