Заемщица на каникулах

Три способа уменьшить платежи по кредитам

Дата публикации: 13.04.2017 00:00
20 013
Время прочтения: 10 минут
Автор
Ольга Кучерова, шеф-редактор раздела «Страхование» Банки.ру с 2017 по 2019 год
Ольга Кучерова шеф-редактор раздела «Страхование» Банки.ру с 2017 по 2019 год
Источник
Banki.ru

Жить в долг можно. Но делать это нужно с умом, чтобы обслуживание кредитов не съедало большую часть ваших доходов. Обозреватель портала Банки.ру рассказывает о своем богатом опыте перекредитования для снижения кредитной нагрузки.

Как утверждают экономисты, потребности среднего класса всегда выше, чем его реальные доходы. Если это один из признаков среднего класса, я, несомненно, к нему отношусь. В голове моей все время возникают какие-то масштабные проекты, требующие больше денег, чем у меня есть в данный момент. Ждать и копить я не могу в принципе, единственный выход для меня — кредиты. А поскольку я человек увлекающийся, периодически кредитов оказывается слишком много. И вот тут приходится думать, как перекредитоваться на более выгодных условиях — либо с уменьшением ставки, либо хотя бы с уменьшением ежемесячного платежа.

Уменьшить ставку в нынешних условиях можно, либо заменив кредитные карты более дешевым по определению кредитом наличными, либо взяв один большой кредит в «своем» банке вместо нескольких мелких, которые вы брали «по случаю» на невыгодных условиях.

Уменьшить ежемесячный платеж по кредиту можно путем пролонгации имеющегося кредита или за счет кредитных каникул. Я на своем опыте испробовала все эти виды и в итоге снизила сумму ежемесячных платежей вдвое.

Пасьянс не сходится

В какой-то момент у меня накопилось столько кредитных карт, что из них легко можно было раскладывать пасьянс. Карты были преимущественно с запредельно высокими процентами (в отдельных случаях — более 50%, например по карте «Русского Стандарта»; в среднем — 28% годовых). Ведь я соглашалась «на всякий случай» на любые подобные предложения банков, хотя и понимала, что хороший продукт банки просто так в почтовый ящик кидать не будут. Суровые условия бывают и по картам, которые выдаются при покупке техники в кредит в сетевых магазинах (в моем случае это был пластик «Ренессанс Кредита»).

Карты, которые планировались «на черный день», естественно, быстро вскрывались, активировались и опустошались — как только возникал хоть малейший соблазн в виде нового ноутбука или шопинга в Барселоне.

В принципе, кредитные карты хороши льготным периодом и револьверностью: если ты успеваешь внести всю сумму к обозначенному сроку, когда формируется выписка и высчитывается минимальный ежемесячный платеж, то можно пользоваться деньгами почти бесплатно. Скажем, к 15-му числу перекинул на кредитку свою зарплату, пополнив карту «до упора», а затем спокойно живешь на эти деньги месяц. Пришла зарплата — снова восполнил весь использованный лимит, и система считает, что ты денег с карты не брал. Но я так не умею, поэтому приняла решение закрыть все свои карты, кроме пластика Райффайзенбанка, по которому у меня были гуманные проценты.

Поводом стало неожиданно щедрое предложение от ЮниКредит Банка, в котором у меня на тот момент была зарплатная карта с приличной белой зарплатой. «ЮниКредит» расщедрился на 1,1 млн рублей под 19% годовых. Соблазн был велик, но я сдержалась и взяла ровно ту сумму, которая была необходима для закрытия невыгодных карт. В итоге у меня уменьшились и ставка, и ежемесячный платеж. Я перестала путаться в датах и суммах платежей по картам и начала-таки гасить кредит — что с картами никак не получалось: я все время снова в них «влезала» и тратила только что пополненный лимит.

Подобный финансовый маневр я повторила спустя два года, когда у меня уже снова была кредитная карта — в том же «ЮниКредите». Но тут не обошлось без курьезов. Сейчас, конечно, весело вспоминать, а тогда было не до смеха.

Какое счастье, что у меня забрали деньги

Я с ужасом думаю о том времени, когда в банках будут одни роботы. Ибо роботам тоже свойственно ошибаться. А чтобы разобраться с ошибкой автоматизированной системы, все равно нужен человек. Но обо всем по порядку.

В октябре 2016 года банк сам обратился ко мне с предложением провести «рокировку»: взять кредит наличными под 16,9% годовых на сумму лимита по кредитной карте (ставка по карте была почти 26%) с соответствующим уменьшением ежемесячного платежа с 10 680 до 7 400 рублей. Вроде мелочь, но на фоне моей общей закредитованности экономия в 3 280 рублей была ощутимой. А главное, я теряла доступ к кредитным деньгам с карты, не потратить которые я просто физически не могла.

Надо отдать должное сотрудникам банка — они были очень внимательны, ответили на сотню моих дотошных вопросов, подобрали вариант, который меня устраивает. И все это по телефону. Никто не потребовал нового подтверждения доходов, справок НДФЛ и прочего — удовлетворились информацией о доходах в анкете. На тот момент это было для меня важно: подтверждение доходов потребовало бы сбора кучи документов по моим пяти работодателям (я тогда была фрилансером). Я пришла в офис только дважды: написать заявление на реструктуризацию и подписать новый договор. Вздохнула было с облегчением. И тут началось. Когда прошла дата ежемесячного платежа уже по новому договору, деньги списались вроде как обычно. Потом вернулись на счет. Потом опять списались. И еще раз списались. А потом списались уже заодно и с дебетовой карты. Может быть, они списались бы еще раза три, но на этом средства на моих счетах закончились.

Бросив все, я пошла в офис «ЮниКредита» и умоляла сотрудников остановить эту вакханалию. Они, как ни странно, впали в ступор от моей просьбы — оказалось, система все это делает сама, без участия человека, и повлиять на этот процесс обычный операционист не может. Полтора часа шли переговоры сначала операциониста с начальником отделения, потом их обоих с центральным офисом и службой технической поддержки. Все это время лица сотрудников фронт-офиса наводили на мысль, что дело мое безнадежно. Потом мне объяснили, что проблема возникла, скорее всего, из-за объединения счетов по двум кредитам — старому, который был у меня помимо кредитки, и новому, возникшему из-за реструктуризации карты. Заверили, что теперь все будет прекрасно, лишние списанные деньги вернутся через пару дней.

Я опять ушла с чувством облегчения. Но началась вторая часть Марлезонского балета. Деньги и правда вернулись, но зато мне начали каждое утро названивать сотрудники отдела по работе с просроченными задолженностями. Причем сначала трагическим и грозным голосом сообщали, что я должна банку денег (сумма ежемесячного платежа при этом спокойно лежала на счете). Я в ужасе просила проверить счет — проверяли, извинялись, прощались. На следующее утро все повторялось. Так продолжалось три недели — мне звонили разные люди по нескольку раз в день, некоторых я даже стала узнавать по голосу. Некоторые были вежливы и терпеливо выслушивали мою историю, некоторые начинали «наезжать» с первых слов, не слушая. Через три недели у меня сдали нервы. Идти в отделение не было ни возможности, ни желания — понятно же, что система опять что-то сама натворила и что они не очень имеют на нее влияние.

Попытки пообщаться с кол-центром удручали: на телефонные звонки мне отвечали заученным текстом, даже не пытаясь вникнуть в проблему. Один раз сотрудник мне сказал, что якобы деньги три недели не списываются, потому что я 15 минут назад оформила платежное поручение о переводе со счета на дебетовую карту (я пыталась вышибить клин клином, чтобы система очнулась и заработала), и теперь для осуществления платежа по кредиту не хватает 49 рублей. Через полчаса другой сотрудник кол-центра сказал мне, что это платежное поручение не только не выполнено, но и вообще не существовало в природе — даже следов его нет. Единственный ответ, которого я добилась: «Пишите жалобу, рассмотрим в течение 20 рабочих дней». Написала без особой надежды. О размере пени и штрафов за эти 20 дней мне даже подумать было страшно.

От отчаяния я написала два эмоциональных поста в Facebook*: на своей странице с просьбой о помощи к друзьям и на странице самого банка, откуда пост в течение секунды был удален модератором.

«Дорогие товарищи из банка Юникредит, обратите, пожалуйста, внимание на мою проблему, не могу разобраться уже три недели, — писала я и подробно описывала всю историю с указанием возможных причин сбоев. — У меня что-то со счетом, платеж по кредиту не списывается, начисляются штрафы и пени, ваши сотрудники звонят каждый день, наезжают, все нервы вымотали. <…> Теперь деньги на счете (уже свежие) зависают, а тот платеж так и числится несписанным. В итоге система считает, что я месяц не плачу по кредиту, а на счете, между тем, лежат ДВА платежа!!!!! <…>Товарищи дорогие, нельзя до такой степени на персонале экономить, ей-богу! И решите уже наконец что-нибудь со своей системой, которая дает ТАКИЕ сбои».

Не прошло и пары часов, как мне позвонили из банка — наконец-то не с «наездом», а с вопросом, что у меня случилось. И это был уже не оператор кол-центра, а кто-то сильно вышестоящий. Я объяснила. Деньги списались в тот же день. Звонить перестали. Возможно, правда, сработало более точечное воздействие — коллеги расшарили мое воззвание к «ЮниКредиту», в том числе адресно некоторым сотрудникам банка.

Честно говоря, до этого я не верила в силу соцсетей. Теперь верю. И никогда в жизни я так не радовалась, что у меня забрали деньги.

Добавленное время

Честно скажу, что перекредитование или реструктуризация задолженности не всегда бывает выгодной — иногда просто нет других вариантов. Например, когда ваш доход снизился и ежемесячный платеж стал неподъемным. Если вы давний «хороший» клиент, банк, скорее всего, охотно пойдет вам навстречу и даже сам предложит варианты. Скорее всего, у вас будет выбор из пролонгации имеющегося договора или заключения другого на новый срок. Оба эти варианта, конечно, выгодны банку, так как он привязывает к себе клиента на больший срок и, соответственно, получает в итоге больше процентов. Но зато вы уменьшаете ежемесячную нагрузку на ваш бюджет. Клиенту, по моему опыту, выгоднее каникулы, чем новый договор.

В любом случае при перекредитовании банк может повысить ставку на 1—3 процентных пункта, сославшись на то, что ситуация на рынке поменялась. Нужно также иметь в виду, что банк, вероятнее всего, спросит, была ли у вас в последние полгода реструктуризация долга в другом банке. Если была, могут и отказать. Мне, однако, удалось провести за четыре месяца две реструктуризации в одном банке. Очевидно, я считаюсь неплохим клиентом — банк поверил в мою будущую кредитоспособность и пошел навстречу. Ну и себя, понятно, не обидел.

После реструктуризации кредита в «ЮниКредите» для меня ставка выросла с 16,9% в 2013 году до 18,9% в 2016-м. При этом после трех лет от момента выдачи кредита на пять лет у меня оставалось 2/3 от первоначальной суммы. Дело в том, что при аннуитете вы платите сначала преимущественно проценты и только потом тело кредита. В первый месяц, согласно графику платежей, я не выплачивала тело кредита совсем — весь платеж ушел на проценты. Во второй месяц на выплату тела кредита и процентов по нему пришлось примерно поровну, а затем постепенно росла доля на тело и уменьшалась доля на проценты. Надо сказать, что под конец пятилетнего срока кредита ты проценты уже практически не платишь — за последний год выплачивается менее 1/20 от всей суммы процентов по кредитам.

Так что убаюкивать себя обещаниями, что всегда есть возможность досрочного погашения, не стоит. Примерно через год-полтора досрочно закрывать пятилетний кредит смысла нет: вы уже выплатили большую часть процентов и гасите в основном тело долга.

Итак, после перекредитования с закрытием старого договора и открытием нового в одном банке общая переплата по первому варианту кредита за пять лет составила 47% (что с учетом обвала рубля в 2014 году вдвое сегодня выглядит не так уж и страшно). По второму варианту переплата за те же пять лет составит 82%, и опять вы сначала выплатите проценты, а потом уже тело кредита. Зато ежемесячный платеж уменьшится с 18 000 до 11 000 рублей, что меня вполне устраивало.

Если есть возможность выбора, лучше отказаться от заключения нового договора и взять кредитные каникулы, в течение которых вы уменьшите платеж за счет того, что несколько месяцев (в моем случае девять месяцев) не будете выплачивать тело долга, а только проценты. В моей ситуации по автокредиту в Локо-Банке это уменьшило платеж с 10 800 рублей в месяц до 4 500. Это дало желанную передышку, накопившиеся финансовые проблемы были в целом решены, и возврат к прежнему размеру платежа по окончании каникул уже не казался таким страшным.

Локо-Банк, как раньше «ЮниКредит», повел себя очень гуманно: предлагал разные варианты, в том числе и со снижением ежемесячного платежа на весь срок действия кредита — естественно, за счет пролонгации договора на несколько лет. Поскольку это был автокредит, я решила просто «продлить удовольствие» лишь на год, так как пятилетний срок кредита и так для машины слишком велик — по его окончании можно авто уже сразу продавать и влезать в новую кабалу.

При каникулах за четыре года (три оставшихся года плюс один добавленный) переплата составила 42% от тела кредита, лишь на 2 п. п. превысив переплату по кредиту на начальных условиях.

Изучая документы, которые мне пришлось подписать при перекредитовании в Локо-Банке, я с изумлением обнаружила, что в результате каникул полная стоимость кредита у меня не только не выросла вслед за процентной ставкой (с 13,40% до 16,00%), но и упала, составив 15,348% вместо первоначальных 23,880%. С чем связано это финансовое чудо? Все просто: по условиям моего договора, в первый месяц — до внесения первого платежа — ставка по кредиту составляла 31,40% вместо озвученных 13,40%. При каникулах этого уже не было, так что «излишки ставки» просто «размазались» на более длительный период. А вот если бы я закрывала один договор и открывала другой, как было в «ЮниКредите», чуда бы не случилось.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Alex Ki
13.04.2017 07:42
Опять "сначала проценты, потом тело", сколько можно вводить в заблуждение
16

мур3ик
13.04.2017 07:44
Примерно через год-полтора досрочно закрывать пятилетний кредит смысла нет: вы уже выплатили большую часть процентов и гасите в основном тело долга.

Уважаемая редакция банки.ру. Этот бред повторяется в каждой статье ваших "специалистов". Пожалуйста, проведите уже ликбез среди фрилансеров. Или наймите корректора, который будет выжигать ересь каленым железом.

Проценты выплачиваются на фактическую задолженность, никаких "процентов вперед" нет. Обсуждалось уже миллион раз.
47

Youkora
13.04.2017 08:01
"Надо сказать, что под конец пятилетнего срока кредита ты проценты уже практически не платишь — за последний год выплачивается менее 1/20 от всей суммы процентов по кредитам."

Когда автор пишет такое, хочется спросить, кто его допустил до публикации на вроде бы не последнем в рунете ресурсе по данной тематике?...
18

Fillka
13.04.2017 08:07
Наверное имелось ввиду то, что платеж по кредиту вначале периода состоит на 90% из процентов и 10% ОД, ну или около того, а ближе к погашению соотношение меняется.
6

Nata3512
13.04.2017 08:15
Печаль, думаешь на таком ресурсе прочитаешь грамотную статью, а получается наоборот. Уважаемая редакция, проверяйте статьи своих авторов, ну не прилично такому ресурсу такое печатать, этот бред о будущих процентах просто коробит.
20

Обучение

Материалы по теме