Кризис спутал карты многим компаниям и банкам. У некоторых были амбициозные планы и стратегии развития, которые в моменты нестабильности подверглись глубокой коррекции. Летом 2008 года один из крупнейших банков страны — «Петрокоммерц» заявлял о намерении развивать ретейловый бизнес, вступив в конкуренцию с лидерами этого рынка. О том, что происходит в нем сейчас и как изменились стратегические планы, в интервью Банки.ру рассказал вице-президент банка Олег ГРИШИН.
— «Петрокоммерц» собирался увеличить долю розничного бизнеса в общем портфеле до 15—20% к 2012 году. Но осенью, судя по всему, вновь вернулся к старой модели, обслуживая лишь сотрудников своих корпоративных клиентов. На что вы делаете ставку в своем развитии в ближайшие год-два?
— В настоящее время число частных клиентов приближается у нас к миллиону человек. На мой взгляд, такое количество людей, пользующихся банковскими продуктами, вполне подходит под понятие «массовой» розницы.
— Но ведь это в основном сотрудники компаний — ваших корпоративных клиентов, а не люди «с улицы»… Развивать розницу для обычных граждан не планируете?
— Мы оказываем все виды розничных услуг для людей со стороны, но не ставим сверхзадачей увеличение их количества, как планировалось ранее. Сейчас численность людей «с улицы» в банке незначительна (не более 10—15% от числа частных клиентов).
Думаю, вернемся к развитию масштабной розницы, когда в стране стабилизируется положение и начнется экономический рост. Тогда можно будет предлагать обновленные и усовершенствованные продукты и услуги, ведь кризис — это не только «потерянное» время, но и редкая возможность заняться тем, на что обычно времени не хватает: оптимизацией и улучшением бизнес-процессов, сервиса. Впрочем, мы продолжаем создавать новые продукты, услуги и сервисы для клиентов, а также программы регионального развития. Конечно, они будут развиваться не такими быстрыми темпами, как прежде.
— То есть пока вы не будете менять модель и продолжите оставаться банком, обслуживающим корпоративных клиентов и их сотрудников?
— Да.
— Какие именно новые продукты, услуги, сервисы и для каких категорий клиентов вы планируете ввести в ближайшее время?
— Обычно мы рассказываем не о планах, а о свершенных делах. Но если все-таки давать анонс, то в первую очередь скажу о внедрении дистанционного банковского обслуживания. Скоро оно станет доступным во всех наших филиалах, для всех розничных клиентов. Чтобы подключиться к этой системе, надо будет открыть счет или оформить пластиковую карту. Сервис предоставляется бесплатно. Вторым интересным продуктом станет банкоматный вклад. Вместо того чтобы держать деньги на пластиковой карте, доходность по которой крайне низка, клиент сможет переводить средства во вклад, сочетающий оперативность «пластика» и доходность депозита. Пользоваться этим продуктом смогут все держатели карт нашего банка.
— Собираетесь ли вы открывать новые филиалы в нынешнем году?
— Рассматриваем такую возможность. В этом году мы, кстати, уже открыли филиал в Уфе, в прошлом — в Липецке, Челябинске, Новосибирске. Воспользоваться нашими услугами в этих и других филиалах могут не только корпоративные клиенты и их сотрудники, но и люди с «улицы», которым мы рады предоставить качественный сервис и большой ассортимент продуктов. Активно работают на рынке банковских розничных услуг и наши «дочки». К примеру, Ухтабанк (Республика Коми) активно работает не только с корпорациями и их сотрудниками, но и с широкой розницей. Другая «дочка» — Ставропольпромстройбанк — ориентирована на комплексное обслуживание клиентов и в прошлом году ввела принцип «одного окна», при котором частные лица и предприятия малого бизнеса могут сразу получить целый пакет услуг. В этом году будем расширять банкоматную сеть, а также подключать предприятия и торговые точки к эквайринговому обслуживанию.
— «Петрокоммерц» временно приостановил выдачу ипотечных кредитов. Когда возможно возобновление? Какой сейчас объем ипотечного портфеля?
— Думаю, к этому мы вернемся, когда рынок восстановится. Кризис наступил как раз в тот момент, когда мы оттестировали наш ипотечный продукт и планировали предоставить его массовому клиенту. Поэтому объем ипотечных кредитов у нас невысок — менее трети общего розничного кредитного портфеля, который на 1 марта превысил 11 миллиардов рублей.
— Если розница не будет вашим ключевым направлением, на что вы будете делать ставку в своем развитии в ближайшие год-два?
— Так получилось, что нам не довелось изменить нашу стратегию. Поэтому мы просто продолжим развиваться в ранее выбранном направлении — обслуживании корпоративных клиентов и их сотрудников.
— Отмечали ли вы панику среди вкладчиков, которая наблюдалась во многих банках России с начала осени?
— Никакой паники мы не видели. Наши вкладчики — это в основном владельцы бизнеса, менеджеры высшего и среднего звена (премиальный сегмент банковской розницы) и рядовые сотрудники компаний — корпоративных клиентов. В финансовых вопросах это более подкованная аудитория, которая понимает, что для волнений нет оснований.
Люди осознавали, что нет смысла забирать свои сбережения с депозитов, потому что мы — один из крупнейших банков страны, основной расчетный банк ОАО «ЛУКОЙЛ» в рублевой зоне. У нас очень надежные акционеры — группа «ИФД КапиталЪ». Это один из крупнейших холдингов, активы которого представлены в нефтегазовой отрасли, финансовом секторе, сфере пенсионного обеспечения, строительстве, энергетике, массмедиа и высоких технологиях.
— Какой у вас сейчас размер просрочки по потребкредитам?
— Около 2%, что ниже среднерыночных значений.
— Какие программы лояльности разработаны для клиентов, испытывающих затруднения с возвратом долгов?
— Разрабатывать спецпрограммы для должников имеет смысл, когда существует глобальная проблема. У нас же столь незначительный объем просрочки по частным клиентам, что необходимости в таких программах нет. С каждым клиентом, у которого возникли затруднения с возвратом кредита, мы работаем индивидуально.
— Для банков сейчас особенно остро встала задача привлечения средств населения. Многие вступили в борьбу за депозиты, развернули масштабные рекламные кампании. «Петрокоммерц» тоже повысил ставки — максимальное предложение по вкладам у вас составляет 16%, в то время как на рынке есть уже 19—20% годовых. Будете ли вы дальше поднимать ставки?
— «Петрокоммерц» никогда не ставил задачу привлечения средств любой ценой. В условиях кризиса главной задачей для человека должно стать не приумножение, а сбережение, поэтому гнаться за самой высокой ставкой как минимум неразумно. Нужно понимать, что 20% предлагают, что называется, не от хорошей жизни.
При определении процентных ставок по депозитам мы смотрим на ситуацию на рынке, стараясь сохранять их на среднерыночном уровне. Верхней границей этого уровня по рублевым вкладам в регионах, по нашему мнению, могут быть 16%.
Сумма привлеченных средств физических лиц во вклады, сберегательные сертификаты, на карточные и текущие счета в банке на 1 января 2009 года составила 38,2 миллиарда рублей — это 23,6% обязательств банка. Сумма срочных депозитов физических лиц — почти 31 миллиард.
— «Петрокоммерц» стал одним из первых банков, которые предложили рынку услугу ОФБУ. Сейчас ваши «Петрокоммерц-акции» демонстрируют один из самых высоких, по данным Investfunds.ru, уровней доходности на рынке — шестое место на конец марта. Как вам это удается?
— Портфель ОФБУ «Петрокоммерц-акции» на начало года состоял преимущественно из акций компаний-экспортеров (в первую очередь нефтегазовой отрасли) и денежных средств в долларах США, благодаря чему и удалось показать конкурентную доходность. Таким образом, результат получен за счет формирования защитной структуры портфеля, а не за счет принятия повышенных рисков.
— В бумаги каких компаний посоветуете вкладываться частному инвестору?
— В ситуации, когда мировая экономика находится в зоне повышенных рисков, я не стану рекомендовать частному инвестору самостоятельный выход на финансовые рынки. Времена легких денег прошли. Могу лишь дать совет обратиться к профессионалам и использовать любые формы доверительного управления, будь то фонды или индивидуальное доверительное управление. Для того чтобы сейчас остаться на рынке и продолжать зарабатывать деньги, как никогда необходима быстрота реакции в принятии взвешенных решений, что требует ежесекундной самоотдачи.
— Как будет развиваться ситуация на рынках в ближайшие недели?
— Сейчас мы наблюдаем волну оптимизма на всех мировых фондовых площадках и на сырьевых рынках. На наш взгляд, российский рынок в данный момент перекуплен, и хотя сохраняется возможность продолжения роста, риски серьезной коррекции сильно повысились (особенно с учетом традиционно слабой динамики рынка в мае).
— Недавно ваши специалисты предотвратили эпидемию вируса, поразившего несколько банкоматов «Петрокоммерца». Стоит ли ожидать повторения инцидента?
— У нас данная проблема была выявлена на ранней стадии, и ни один клиент не понес ущерба. СМИ писали о нас как об одном из якобы пострадавших банков, но это некорректно. Вирусные атаки на банкоматы — проблема всей банковской системы. Просто мы были честны и признали ее существование. Такая политика информационной открытости, по нашему мнению, предпочтительна, так как подразумевает не камуфлирование проблем, а их решение. Сейчас банк установил специальное обновление программного обеспечения, предоставленное поставщиком банкоматов, — оно позволяет блокировать использование вируса, в том числе и при попытках нового заражения.
— Известно, что терминалы мог заразить
— Служебное расследование не выявило признаков участия персонала банка в мошеннических действиях. Справедливости ради нужно отметить, что авторы вредоносного программного обеспечения (называемого в прессе вирусом, что не совсем правильно) и организаторы преступлений имеют высокую квалификацию в области информационных технологий финансового сектора. Специалисты подобного уровня скорее относятся к числу разработчиков ПО для банкоматов. Таких людей на рынке немного, что может облегчить задачу правоохранительным органам.
— У вас есть версии, кто мог стать автором и исполнителем этой диверсии?
— Версиями должны заниматься правоохранительные органы.
— Не так давно на своем сайте вы ввели сервис «Задай вопрос руководству». Отвечает действительно оно? Могу ли я быть уверенной в том, что, адресовав вопрос, например, президенту банка Владимиру Никитенко, получу ответ лично от него?
— Вопросы поступают сразу на несколько адресов. На стандартные вопросы ответы готовят специалисты. В случае же нестандартных вопросов, которые могут быть решены только на высшем уровне, отвечают лично руководители. Каждый задавший вопрос получает ответ с подписью сотрудника, его подготовившего. Согласитесь, специалист по вкладам сможет подробнее проконсультировать клиента, например, по процентным ставкам, чем президент банка. Если же вы зададите такой вопрос, на который сумеет ответить только Владимир Николаевич, то ответ получите лично от него.
— Много вопросов поступило за минувшие полгода? Сколько их приходит в месяц, как быстро вы на них отвечаете?
— В действительности вопросов поступает не так много — не более трех — пяти в день, иногда меньше. Многие люди не любят безличного общения и при возникновении вопросов звонят в наш круглосуточный call-центр. Сроки ответов на каждый вопрос индивидуальны. Если вопрос стандартный и несрочный — сутки-двое, не больше.
Беседовала Светлана БАРСУКОВА, Banki.ru