С началом кризиса на рынке автокредитования наступило затишье: многие банки заморозили свои предложения, снизили лимиты и резко ужесточили требования к клиентам. В этих непростых условиях началась реализация государственной программы субсидирования процентных ставок в автокредитовании. На сегодняшний день в ней участвуют всего три банка. О том, почему почему количество банков, работающих в рамках госпрограммы, столь невелико, рассказал один из ее участников — вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ 24 Алексей ТОКАРЕВ.
— Ваш банк принимал участие в разработке программы. Почему было решено привлечь ваших специалистов?
— В работе над законопроектом принимал участие не только наш банк — ВТБ 24, но также Сбербанк и Россельхозбанк. Эксперимент по привлечению экспертов рынка для разработки законопроекта, мне кажется, полностью оправдал себя, потому что позволил предусмотреть и заблаговременно решить некоторые нюансы,
— Почему в реализации программы участвуют всего три банка? Участие банков, допустим, топ-30 позволило бы сделать ее более массовой?
— Как известно, в программе были определены обязательные критерии для банков — участников программы: банк должен иметь филиалы во всех субъектах Российской Федерации и участие государства или Центрального банка в уставном капитале кредитной организации должно составлять не менее 50%. Этим требованиям в полной мере отвечают только три банка.
Почему был выбран такой подход? Для ответа на этот вопрос нужно посмотреть, что произошло с рынком в целом, и в частности с рынком автокредитования, за последние месяцы. Многие банки с началом кризиса закрыли свои программы автокредитования, а те, кто не принял такие кардинальные меры, снизили лимиты и резко ужесточили требования, в том числе и по одобренным клиентам. Все это свидетельствует о наличии проблем у многих игроков рынка автокредитования. А в таких условиях нельзя быть уверенным в надежности «посредников» госпрограммы.
Кроме того, на данный момент количество игроков пропорционально объему рынка. Если бы рынок остался таким же, как был до кризиса, а количество игроков — как сейчас, то банки явно не переварили бы такой объем кредитов. Сегодня этой проблемы нет, и три банка вполне могут удовлетворить все заявки по льготной программе.
Для реализации государственной программы важна прежде всего стабильность в среднесрочной перспективе.
— Каким образом составлялся перечень марок автомобилей, попадающих под субсидии при кредитовании?
— Программа изначально была направлена, во-первых, на поддержку отечественного производителя. Во-вторых, она позволила воспользоваться кредитом людям с доходом ниже среднего уровня, так как охватывает низкий ценовой сегмент.
Учитывая обозначенные цели, львиную долю в списке, естественно, занимают автомобили серии classic. Мы видим по первым неделям работы программы, что средняя стоимость приобретаемого автомобиля далека даже до максимально установленной планки — 350 тыс. рублей. На данный момент она составляет 220—240 тыс. рублей. Под этот диапазон цен попадает как раз большая часть линейки продукции АвтоВАЗа. Второе место по популярности занимает Reno Logan. Этот производитель в прошлом году продал более 74 тыс. автомобилей и у него также представлен широкий модельный ряд и диапазон цен.
Конечно, на территории России есть сборочные производства и других автоконцернов — помимо тех, которые вошли в список. Правительство было настроено достаточно демократично и давало возможность всем автопроизводителям принять участие в льготной программе. Было объявлено, что если автоконцерн представит четкий план по снижению стоимости, то он также сможет пользоваться привилегиями и продавать автомобили в кредит по льготным ставкам. Сегодня участие или неучастие в программе зависит прежде всего от самих производителей. Я думаю, они вполне могут скорректировать базовую комплектацию. Федеральная программа по субсидированию процентной ставки по автокредитам представляет собой живой механизм. В утвержденный изначально список уже вносились изменения. И скорее всего, они могут быть внесены вновь.
Указание реальной ставки кредитования возможно благодаря тому, что государство компенсирует средства банкам, а не производителю.
— И на сколько, по оценкам разработчиков, данная программа должна увеличить спрос на продукцию АвтоВАЗа?
— Если посмотреть на динамику продаж АвтоВАЗа, то концерн в 2008 году продал автомобилей меньше, чем в 2007 году. Когда в октябре-ноябре 2008 года мы составляли прогноз на 2009 год, то делался расчет на изменение структуры рынка. В частности, увеличится доля отечественных автомобилей. На тот момент было ясно, что
Недавно был опубликован прогноз продаж АвтоВАЗа на 2009 год, согласно которому автоконцерн планировал реализовать около 600 тыс. автомобилей. Это означает, что в месяц они должны продавать 50 тыс. автомобилей. Однако в январе, феврале и марте отечественный производитель продавал по 30 тыс. автомобилей.
Конечно, мы надеемся, что данная программа позволит переломить ситуацию и поддержать отечественный автопром. Но на цифры нужно смотреть реально. Сегодня наш прогноз таков: объем продаж по этой программе будет составлять около 12% от рынка автокредитования в 2009 году.
— Кто стал инициатором этой программы и учитывался ли опыт других стран по поддержке автопрома при ее разработке?
— Предложения о стимулировании спроса с помощью федеральной программы поступали со всех сторон — и от производителей, и от банков. На совещании в Набережных Челнах, посвященном поддержке автопрома, наш банк озвучил свое предложение по субсидированию процентной ставки. Конечно, предварительно мы изучали опыт зарубежных стран, смотрели, какие аналоги есть на рынке. Программы по поддержке автопрома предлагались, например, в Германии, где эта мера еще действует, и во Франции, где ее уже отменили, так как острая фаза автомобильного кризиса там протекала в прошлом году. В этих странах в рамках государственных программ при покупке автомобиля клиенту выдавался ваучер, который предоставлял скидку на автомобиль. Недостаток такой программы заключается в том, что производители могли поднять цену на автомобиль накануне начала действия программы.
Главным преимуществом российской программы является то, что в договоре указывается реальная ставка кредитования. Такое возможно как раз благодаря тому, что государство компенсирует средства банкам, а не производителю.
Беседовала Вероника СОШИНА