Александр ИВАНОВ — экс-председатель правления и акционер подвергнутого санации Свердловского Губернского банка, а теперь генеральный директор САО «Экспресс Гарант», вновь заставил заговорить о себе. Конкурентов — с ревнивой настороженностью, клиентов — с любопытством. Ещё бы: он не только вернулся в банковский бизнес, но и обещает создать такую финансовую империю, аналогов которой в регионе ещё нет. Мы решили навестить Александра Викторовича на новом месте его работы, проверить, насколько серьёзны эти планы, и из первых уст услышать эксклюзивные детали задуманного. Александр Иванов, не дававший интервью с осени прошлого года, когда была совершена сделка по продаже СГБ, раскрыл для читателей «URA.Ru» все карты. А заодно — приподнял завесу тайны и честно рассказал о последних днях своей работы у руля СГБ, о возможных ошибках менеджмента, о переговорах по продаже банка и партнёрстве с Валерием Савельевым.
Офис, в котором сейчас размещается «Экспресс Гарант» и где сегодня находится кабинет генерального директора страхового общества Александра Иванова, конечно же, не такой шикарный, как здание СГБ на улице Пушкина-Толмачева, в самом центре Екатеринбурга, где мы брали интервью у Александра Викторовича в последний раз (это было осенью прошлого года, когда банк уже столкнулся с первой волной оттока вкладов населения). Но внутри, на этажах, где работают страховщики, — очень уютно. Все заняты делом, и видно, что компания активно работает, — а это самый лучший признак в кризис. Вот и глава «Экспресс Гаранта», на лице которого корреспондент «URA.Ru» не заметила никакого уныния (как можно было ожидать вследствие осенних событий), а увидела традиционную радушную улыбку, собирался в командировку. По признанию Александра Иванова, начинать новое дело с нуля всегда тяжело, но интересно. Бизнесмен согласился, что полгода — большой срок «информационного забвения», и поэтому, несмотря на занятость, согласился ответить на любые вопросы нашего агентства.
— Александр Викторович, вы заинтриговали рынок информацией о создании новой финансовой группы. Что же это будет за структура и чем она будет заниматься?
— Это будет крупнейшая региональная группа по оказанию финансовых услуг, такой финансово-страховой супермаркет. Сейчас идёт процесс слияния пяти страховых компаний — «Экспресс Гарант», «Тирус-Медсервис», «Фонд Здоровье», «Астрамед МС», «Белая башня-Здоровье». Они консолидируются вокруг «Экспресс Гаранта», который владеет контрольным пакетом акций в этих структурах.
Сейчас все компании переводятся на единую акцию. Для этого мы увеличиваем капитал «Экспресс Гаранта», и уже зарегистрирована допэмиссия на 390 млн. рублей. Кроме того, в группу будет входить челябинский банк «Резерв», 99% акций которого принадлежат «Экспресс Гаранту», лизинговая компания «Резерв-лизинг». Планируется создать одноимённую управляющую компанию, которая, в том числе, будет работать в секторе коллективных инвестиций — привлекать средства в паевые инвестиционные фонды.
Финансовая группа будет работать под единым брендом. Сразу скажу, что с названием мы пока не определились.
—
— Да, такая попытка была. Но компании, которые вы назвали, действительно не были связаны юридически. Аналогов же нашей финансовой группе на региональном рынке точно нет. Мы делаем юридически прозрачную компанию, чтобы не было вопросов по поводу её структуры ни у внешних инвесторов, ни у аудиторов, ни у наших партнёров. На Урале представлены финансово-промышленные группы — ФПГ, объединяющие банки, заводы. А вот чисто финансовых групп нет. К тому же после слияния мы будем крупнейшей региональной страховой группой. В регионах нет мощных страховых групп. Как правило, все они располагаются в Москве, а здесь представлены филиалами.
— В таком случае, как думаете конкурировать с москвичами?
— Знаете, у нас с ними разные ниши. У «Экспресс Гаранта», других страховых структур, которые войдут в финансовую группу, уже есть своя сложившаяся клиентура, своё место на рынке. Мы не боимся конкуренции. Плюс наше знание местной специфики и оперативность в принятии решений — не надо согласовывать вопросы с Москвой, как представителям федеральных компаний.
— Но, насколько я понимаю, возглавляя Свердловский Губернский банк, вы уже пытались создать финансовый холдинг. Не опасаетесь, что найдутся участники рынка, которые будут проецировать осеннюю ситуацию в СГБ на вашу новую структуру?
-На самом деле мы не то чтобы пытались создать, мы в СГБ создали этот финансовый холдинг. Просто он не был объединён в одну группу, как это будет сейчас, но реально существовал и, более того, существует до сих пор. Если вы помните, был пул страховых компаний, банк, лизинговая, строительная компании. Просто позднее Свердловский Губернский банк, входящий в этот неформальный холдинг, был продан. По условиям сделки, лизинговая и строительная структуры отошли группе «Синара». Что касается осенних событий, то в СГБ не было таких сложностей, которые нельзя было бы решить. Я считаю, что проект Свердловского Губернского банка удался.
— Просто процесс продажи банка совпал с его санацией — финансовым оздоровлением.
— Три-четыре года назад, когда банк был маленький и имел лишь несколько офисов далеко на Уралмаше, было очень мало желающих, а точнее, их вообще не было, приобрести этот банк. Зато осенью прошлого года был буквально вал звонков от потенциальных покупателей. В основном на меня выходили московские структуры. Большое желание купить СГБ имела группа «Синара». Она смогла договориться с областными властями (области принадлежит блокпакет акций. — Ред.), мы не возражали. Лучше, чтобы местные банки объединялись («Синара» самый крупный акционер СКБ-банка. — Ред.), чем заходили «федералы». Более того, последнее предложение о покупке СГБ было буквально месяц назад — на меня вышли московские структуры и спросили, не желает ли группа «Синара» продать СГБ. Я передал предложение, но, видимо, оно не вызвало интереса. Это объяснимо — «Губернский» развивается. Насколько я знаю, по планам Агентства по страхованию вкладов в перспективе готовится слияние СГБ и СКБ-банка. Это хороший актив.
— Но то, что банку пришлось столкнуться с проблемами, наверное, вызвано какими-то ошибками менеджмента?
— Осенью прошлого года для всех банков, особенно региональных, был сложный период. Большой ошибкой было то, что мы не получили международный рейтинг. Мы собирались получить рейтинг по итогам 2007 года — нам должны были присвоить его в июле прошлого года. Но сроки сдвинулись на месяц — аудиторы приехали не в июле, а в августе. Должны были выдать рейтинг до 30 сентября. Но 16 сентября на рынке начался отток капитала, и рейтинговые агентства вообще перестали давать какие-либо рейтинги. Когда ЦБ ввёл беззалоговые кредиты, и я считаю, это стало спасением для банковской системы, одним из требований допуска к деньгам было наличие международного рейтинга. Мы не попали в список банков, которые могли получить кредит.
Тем не менее, деньги удалось найти. Кредитный комитет Сбербанка принял решение выделить Свердловскому Губернскому банку кредит в 1,5 млрд. рублей. Причём для ликвидации кассового разрыва нам хватило бы даже половины этой суммы. Но мы так и не воспользовались этим займом. Тогда уже активно шли переговоры с группой «Синара», которая делала нам предложения о покупке ещё весной прошлого года. Идея слияния крупных областных банков давно существовала, но никак не реализовывалась. Осенью акционеры, а среди них — правительство области, приняли решение о продаже СГБ и слиянии двух крупных кредитно-финансовых структур. При продаже Агентством по страхованию вкладов санатору были выделены существенные деньги. Они пришли в область и сейчас здесь работают. Так что плюсов от этой сделки много.
Банк, как и любой бизнес, покупается и продаётся. Я считаю, что проект «Свердловский Губернский банк» удался. Повторю, что СГБ за три года стал банком большим, привлекающим к себе внимание, хотя 3—4 года назад по объёмам это был банк «Резерв».
— То есть через 3—4 года банк «Резерв» выйдет на уровень СГБ?
— (Улыбается) Нет, конечно. Сейчас уже такого, наверное, не будет — бурный рост СГБ был, как теперь говорят, в сытые годы. Да и задачи сейчас такой нет, чтобы сделать банк «Резерв» по размеру бизнеса сопоставимым с «Губернским». Мы не ставим себе цель развиваться большими темпами, активно захватывать рынок. В июле-августе в Екатеринбурге официально заработает филиал «Резерва» (сейчас действует операционный офис). Головной офис пока будет находиться в Челябинске.
Сейчас надо собрать все силы в кулак, пережить кризис, а дальше видно будет. Пока что банк работает как расчётно-кассовый центр нашей группы. Хотя, конечно, есть клиенты — вкладчики. Ещё мы будем предлагать автокредиты. Кстати, несмотря на отсутствие рекламы, за два месяца работы банк увеличил объём вкладов в 2 раза. Но в целом размеры невелики. Когда закончится кризис, тогда и начнём раскручиваться. В ближайшее время мы будем создавать платформу для дальнейшего развития. В течение 2010 года планируется увеличение уставного капитала банка.
— По поводу «Резерва» — вы сами вышли на Валерия Савельева (экс-владелец банка. — Ред.) или это он предложил вам купить банк?
— Вы знаете, мы давно и плотно работаем с Валерием Борисовичем, мы коллеги по партии («Единой России». — Ред.).
— Но Савельев не будет участвовать в создании вашей финансовой группы?
— Нет. У него же есть ещё один банк, уже в Екатеринбурге (Сберинвестбанк. — Ред.). Возможно, поэтому им и было принято решение о продаже аналогичного бизнеса в Челябинске.
— Осенью все опасаются новой волны проблем у банков, банки ждут убытков. Страховые компании лишаются лицензий и тоже ожидают ухудшения ситуации. Нет опасения больших рисков, которые могут привести к краху планов?
— Если говорить о страховом бизнесе, то регулятор прогнозирует, что 25—30% компаний уйдут с рынка. Думаю, так и будет.
Что касается банков, то все сейчас пугают второй волной. Наверное, она коснётся банков — уровень просрочки растёт. Но, на мой взгляд, не критически. И в таком шоковом варианте кризисной волны, как осенью 2008 года, не будет. И очень хорошо, что все говорят про вторую волну — и Центробанк, и финансовые власти, и эксперты. И население, и самое главное, сами банки к этому готовятся, принимают необходимые меры. Их должно быть достаточно, чтобы не допустить масштабной катастрофы. Если говорить о Банке «Резерв», то мы специально покупали небольшой банк, чтобы было меньше рисков.
— Кто финансирует создание новой структуры? Планируется ли расширять круг инвесторов?
— Финансовая группа создаётся частными инвесторами. И в ближайшие два года, в текущих кризисных условиях, вопрос о привлечении новых серьёзных партнёров, а мы хотели бы ориентироваться на западные фонды, вряд ли будет актуален.
Беседовала Оксана ЛУТКОВА