Пока новый собственник Связь-Банка, Внешэкономбанк, раздумывает, во что превратить приобретение — в финансовую опору отрасли связи или нового гиганта отечественного ретейла, его топ-менеджеры, не теряя времени, обновляют розничные программы, стремясь сделать их привлекательными для массового потребителя. О том, какие новые услуги будут предложены частным клиентам, рассказала в интервью Банки.ру зампред правления Связь-Банка Ирина БУШЕВА.
— Владельцы Связь-Банка рассматривают несколько вариантов его развития. Будет ли присутствовать розничный бизнес в обновленной стратегии банка?
— Думаю, да, ведь розница — это то, что будет необходимо крупным корпорациям, которые работают с ВЭБом.
— В прошлом году банк приостановил кредитование частных клиентов. Сейчас планируете возобновлять эти программы?
— Безусловно. Во-первых, вскоре представим линейку потребительских кредитов, ориентированных на граждан с разным уровнем дохода и занятых в различных отраслях. Для сотрудников компаний — корпоративных клиентов ВЭБа и Связь-Банка разрабатываем упрощенную процедуру оформления и погашения потребкредитов. Подать заявку на такой кредит можно будет в мини-офисах Связь-Банка, расположенных в отделениях Почты России. Во-вторых, мы подписали соглашение с АИЖК, позволяющее в ближайшее время запустить программу ипотечного кредитования (средняя процентная ставка по программе — 16,5%, срок — до 30 лет).
— В декабре прошлого года банк до 28 февраля 2009-го отменил пени и штрафы за просрочку погашения потребительских и автокредитов, но при условии, что клиенты погасят все долги до этого срока. Насколько существенно сократилась просрочка к концу февраля?
— Скажу так: за период действия акции она не выросла, то есть наши заемщики осуществляли погашение долга и начисленных процентов в требуемые сроки. В текущей ситуации это положительный результат. По некоторым видам кредитов нам удается удерживать просрочку на чрезвычайно низком уровне, не превышающем 2%.
— В своих публичных сообщениях вы назвали эту меру «протягиванием руки помощи». Оценили ли ее ваши клиенты? Выросла ли их лояльность по отношению к банку и в чем это выразилось?
— Мы считаем, что хорошая платежная дисциплина является подтверждением того, что наши заемщики поддержали эту меру.
— Известно, что некоторые банки, напротив, увеличили штрафы за просрочки. Насколько, с вашей точки зрения, это правильно?
— Кредитные организации вправе использовать любые законные методы предотвращения просрочки — от акций, повышающих лояльность, до ужесточения штрафных санкций.
— Какова сейчас структура кредитного портфеля банка?
— 84% портфеля составляют потребительские нецелевые кредиты, 10% приходится на ипотечные кредиты, оставшийся портфель формируется из задолженности по картам с кредитной составляющей и автокредитам.
— В конце прошлого года банк пересмотрел условия по вкладам. По части из них была снижена «входная» сумма и увеличены ставки на 2—2,5 процентного пункта. Привело ли это к притоку средств населения?
— Да, мы констатируем увеличение числа клиентов со средними суммами (около 220 тысяч рублей), а также пополнение вкладов на более крупные суммы. С января по июль 2009 года прирост средств на депозитных счетах составил более 1 миллиарда рублей.
— Банк России настоятельно рекомендует кредитным организациям прекратить «гонку ставок» и постепенно снижать доходность депозитов. Собирается ли Связь-Банк вносить соответствующие коррективы в свою процентную политику по вкладам?
— Формируя условия по вкладам, мы ориентировались на аналогичные продукты госбанков и крупных коммерческих банков. У них нет столь высоких ставок.
— Недавно главы Почты России и ВЭБа сообщили о желании реанимировать идею по созданию почтобанка с участием почты и Связь-Банка, от которой отказались
— Мы, вероятно, продолжим сотрудничество с нашим стратегическим партнером по приему вкладов, переводов, обслуживанию банковских карт. С помощью Почты России мы попытаемся сделать финансовые услуги доступными широким слоям населения. Сейчас ведем переговоры с почтой о запуске новых, модифицированных продуктов. Думаем, это случится до конца 2009 года.
— Насколько реальны сейчас имевшиеся ранее у Связь-Банка планы стать ретейловым гигантом, который составит конкуренцию Сбербанку?
— Не совсем корректная формулировка. Рынок ретейловых услуг очень емкий, поэтому каждый может найти свою нишу. Массовый клиент недостаточно охвачен финансовыми услугами, так что вопрос острой конкурентной борьбы не стоит. Клиентов хватит и Сбербанку, и нам.
— Через Связь-Банк получают пенсии 15 миллионов российских пенсионеров. Чем порадуете их в этом году?
— Двумя специальными вкладами с повышенными процентными ставками. Один до востребования, называется «Пенсионный резерв», другой срочный — «13-я пенсия». На первый можно перечислять пенсионные выплаты, снимать оттуда средства и получать повышенные проценты, а второй — пополнять без ограничения сроков и сумм дополнительных взносов и получать ощутимую прибавку к пенсии. Максимальная ставка по вкладу «13-я пенсия» — 13,8% годовых.
— В прошлом году объемы эмиссии платежных карт Связь-Банка превысили полмиллиона штук. Известно, что по «пластику» он входит в 25 крупнейших банков и собирался войти в топ-10. Удастся ли это? Сколько карт эмитировано в этом году?
— В первом квартале выпущено около 20 тысяч карт. Планируем, что к концу года выпуск карт будет осуществляться удвоенными темпами. Есть все предпосылки для вхождения банка в число лидеров этого бизнеса. Собственная сеть банка по выдаче наличных средств состоит более чем из 14 тысяч точек и охватывает практически всю территорию страны. Это позволяет реализовывать зарплатные проекты федерального масштаба.
— Многие банки сейчас сокращают издержки за счет урезания представительских расходов. Делал ли это Связь-Банк и какую экономию это принесло?
— Да, мы уменьшили представительские расходы. В первом полугодии 2009 года экономия по смете затрат в расчете на год составляет 0,8 миллиарда рублей.
Беседовала Светлана БАРСУКОВА, Banki.ru