Кризис вынуждает многие лизинговые компании менять стратегию развития и даже думать о полном выходе из бизнеса. О том, как участникам рынка эффективнее распорядиться своими активами в нынешней непростой экономической ситуации, в интервью порталу Банки.ру рассказал коммерческий директор «Национальной Лизинговой Компании» Геннадий БЕЛОУСОВ.
— В интервью и выступлениях специалистов лизинговой отрасли в последнее время все чаще стала звучать тема «плохих» банковских кредитов, их влияния на устойчивость финансовой системы в целом. Как отразился кризис на бизнесе лизинговых компаний?
— В период бурного расцвета лизинговой отрасли инвестиции в этот бизнес были значительными. Лизинговые компании создавались при банках, при дилерах и производителях оборудования, автотранспорта и т. д. Для многих инвесторов это были непрофильные активы. Не было опыта, четкого понимания структуры бизнеса, его особенностей. Соответственно, высокими были затраты на его ведение, однако за счет устойчивого спроса они покрывались. Сейчас возникла необходимость оптимизации, принятия непростых управленческих решений, и далеко не все компании, особенно не обладающие достаточным опытом, смогли достойно выйти из сложившейся финансовой ситуации. Прошли значительные сокращения штатов лизинговых компаний, были изменены параметры лизинговых продуктов, ужесточились требования к заемщикам и т. д. Но и эти меры помогли далеко не всем. Многим компаниям пришлось либо затаиться до наступления лучших времен, переориентироваться, выбрать более узкую нишу, кому-то приходится и вовсе уйти с рынка.
В то же время многие по-прежнему чувствуют себя достаточно уверенно, обладают хорошим запасом ликвидности и менять стратегию не собираются. Для них, как и для других участников рынка, борьба с дебиторской задолженностью стала главным приоритетом. Некоторые игроки временно приостановили развитие региональной сети, ужесточили требования к лизингополучателям. Однако в целом их стратегия развития не претерпела коренных изменений.
— Как лизинговые компании сокращают издержки в условиях кризиса?
— О сокращении издержек мы слышим с ноября прошлого года. Цены на аренду офисов действительно падают, запросы персонала уменьшаются. Компании активно ищут способы резко увеличить эффективность работы, повысить производительность труда сотрудников и даже найти новые, многообещающие ниши на рынке. Однако этого недостаточно. Я поддерживаю своих коллег, говорящих о необходимости создания новой концепции развития самого лизинга. Компаниям нужно лучше понимать бизнес лизингополучателей.
— Как может меняться стратегия лизинговых компаний в нынешних экономических обстоятельствах?
— Не исключено, что одни компании в новых условиях решат сконцентрироваться исключительно на крупных сделках и откажутся от соблазна работать со всеми, кто соответствует выработанным еще в «мирное время» стандартам, то есть перестанут «распыляться по мелочам». Другие могут прийти к выводу, что в условиях дефицита источников финансирования для лизинга наиболее перспективен именно малый бизнес. Потому, что он в принципе ориентирован на деньги населения, а не на банковские кредиты. А кто-то,
— Сколько компаний готово сейчас продать свой бизнес?
— Много. Для них это уже очевидная и лежащая на поверхности идея — срочно продать свой лизинговый бизнес и вложить освободившиеся деньги в более прибыльное дело. Cчитаю такое поведение вполне адекватным в условиях стагнации локального рынка, хотя, возможно, кому-то еще и потребуется некоторое время для принятия этого решения.
Сейчас уже формируются гораздо более интересные с точки зрения бизнеса объекты для инвестиций, которые на новом витке экономического роста принесут более значительные результаты, чем лизинг. Как бы то ни было, вовремя переложиться в более ликвидный и прибыльный актив — мечта любого независимого инвестора.
— Почему в таком случае до сих пор на рынке не произошло ни одной крупной сделки по продаже активов?
— На самом деле, еще в начале 2009 года несколько крупных лизинговых компаний заявили о готовности купить у коллег портфели и отдельные сделки. Более того, есть информация об уже свершившихся покупках целых компаний.
— С какими проблемами сталкиваются компании, желающие приобрести бизнес своих конкурентов?
— Прежде всего сторонам сложно договориться о цене сделки. Например, лизинговая компания-продавец желает поскорее избавиться от низкодоходных и плохо обслуживаемых договоров либо от всего портфеля в целом. Однако при этом хочет получить от покупателя некий дополнительный бонус за передачу «хороших» клиентов. Как бы «забывая», что и эти сделки, и сам портфель формировались два — три года назад, то есть при сравнительно низких ставках по кредитам, а сегодня их обслуживание может оказаться весьма обременительным даже для сильной компании. Так что желающим продать такой актив надо сильно постараться, чтобы найти покупателя, готового рассмотреть предложение на таких условиях.
— Каков же в таком случае выход из ситуации?
— Помимо продажи портфеля есть и другой вариант решения проблемы — передать этот портфель в управление специализированной лизинговой компании, которая выступит в роли оператора. Это позволит снять обозначенные выше противоречия между теми, кто может, но не хочет покупать непрозрачные, откровенно плохие и/или мизерные портфели, и теми, кто хочет, но не может достойно выйти из лизингового бизнеса или поделиться его частью.
— Какие преимущества у компании — оператора лизингового портфеля перед его прямым покупателем?
— Такая компания принимает в управление весь портфель вне зависимости от количества и объема сделок, а также платежной дисциплины клиентов. Это может выгодно отличать предложение оператора от предложения купить лучшую часть портфеля и оставить продавца наедине с должниками и условно платежеспособными «середнячками». При этом такая компания работает с портфелем системно и полноценно — как если бы владела им.
— Что значит «системно»?
— Лизинговые брокеры в большинстве своем работают с клиентами только до момента передачи предмета аренды лизингополучателю: получили комиссию — и забыли. В свою очередь, коллекторы готовы работать только с «плохими» массовыми и стандартными долгами. А управляющие компании сочетают все эти функции. К тому же передача лизинговых портфелей в управление компании-оператору позволяет резко сократить расходы по обслуживанию сделок при увеличении производительности труда за счет специализации и эффекта масштаба управляющей компании. Лизинговые компании со штатом в 5—7 и даже в 20—30 человек с трудом способны в условиях кризиса оперативно и адекватно реагировать на вызовы рынка — резкий рост просрочек, реструктуризация графиков для надежных клиентов, досрочные закрытия сделок, изъятия предметов лизинга, активизация мошенников, отказы страховых компаний выплачивать страховое возмещение, не всегда обоснованные требования кредиторов…
— А если компания, передающая свой портфель в управление, не хочет окончательно уходить с рынка?
— Передача лизингового портфеля в доверительное управление как раз и позволяет сохранить лизинговую компанию как работающее юридическое лицо. Данное обстоятельство очень важно для сохранения кредитной истории компании при решении о том, что она намерена продолжать бизнес после восстановлении экономики. Более того, такая схема позволяет легче найти покупателя на весь лизинговый портфель или его часть, если компания-владелец все-таки захочет его продать: во время работы с портфелем управляющая компания может достоверно оценить платежную дисциплину и финансовую состоятельность лизингополучателя в изменившихся условиях, добросовестность сделок, проверить наличие должным образом оформленных документов. Когда эта работа будет завершена, именно компания-оператор предложит потенциальному покупателю бизнеса проверенный и хорошо структурированный портфель. Таким образом, появляется посредник, снимающий часть рисков с покупателя.
— Но может быть, компании, желающей продать свой бизнес, все-таки лучше обойтись без посредников?
— Несомненно, каждая лизинговая компания может осуществлять указанные действия и самостоятельно, здесь нет ничего сложного. Однако в сегодняшних условиях перед нею встает как минимум два вопроса. Первый — какова цена и эффективность таких действий. И второй — сможет ли она при прежних, неоптимизированных, затратах на сопровождение большого объема ранее заключенных сделок элементарно выжить, если ей не удастся быстро продать бизнес. На таком фоне предложение о передаче портфеля или его части специализированной компании-оператору представляет собой новый сервисный продукт, максимально адаптированный к нынешней экономической ситуации.
— Как передача портфеля отразится на клиентах?
— Если говорить о конечном клиенте компании, передающей свой портфель в управление, то для него ничего не меняется вообще, разве что вести его сделку будет другой менеджер. Но никаких дополнительных договоров, соглашений и пр. составлять не нужно.
Беседовал Дмитрий КОРЧАГИН, Banki.ru