Стресс, который пережили банки во второй половине прошлого года, пошел на спад, и с начала нынешнего года наблюдается приток средств населения во вклады — люди снова начали доверять кредитным организациям. Такую тенденцию отмечает первый заместитель председателя правления Инвестторгбанка Виталий ГЛЕВИЧ. В интервью Елене ИЩЕЕВОЙ он рассказал о том, как сегодня обстоят дела в финансовом секторе и каким ему видится ближайшее будущее российских банков.
— Какой этап в становлении Инвестторгбанка был самым непростым, а какой, наоборот, значимым?
— Самый непростой этап, наверное, был в 2002—2003 годах, когда у нас произошло разделение действующих акционеров. Одна сторона, на мой взгляд, была более прогрессивной, вторая — консервативной…
— Случился внутренний раскол, если говорить о стратегии развития?
— Да. Пути-дороги разошлись, и каждый выбрал свое. Я считаю, решения были приняты достаточно правильные, и мы никого не обидели.
— Это был сложный период. А приход иностранных акционеров накануне кризиса вы вспоминаете как счастливое событие?
— Стратегия, которая была принята еще в 2003 году при помощи финансового консультанта — западногерманской компании Springer, нам очень помогла. В 2005—2006 годах бизнес банка вырос вдвое. Эти темпы были именно такими, о которых мы мечтали. И апогеем в развитии, как мы считаем, действительно стал приход инвесторов со стороны американского и английского фондов. В разгар кризиса, а именно в последних числах сентября, это была уникальная сделка, равных которой на российском рынке нет. В уставный капитал банка вошли почти 5 миллиардов рублей, и он вырос до 6,362 миллиарда. Собственные средства банка на сегодня составляют порядка 9 миллиардов рублей.
— Вам пришлось пользоваться финансовой поддержкой государства, чтобы «перезимовать»?
— Господдержка в тот момент была крайне необходима многим банкам, это та кровеносная система, без которой тогда не могло бы существовать бизнеса. Помощь государства нам была оказана, так как мы один из топовых банков. Банк не отказывался от этих средств, потому что вкладчики волновались, был небольшой отток средств. Корпоративный блок тоже встревожился и пытался сохранять свои деньги — иногда с помощью недобросовестных кампаний тех или иных коммерческих банков… Но, к счастью, потом все успокоилось, к нам стали возвращаться деньги — в том числе и наших вкладчиков.
— Как пережили кризис ваши корпоративные клиенты из сферы строительного бизнеса? Они остались с вами? Или лучше так поставить вопрос: вы с ними остались?
— Все клиенты, которые у нас были на момент кризиса, остались с нами, мы приобрели еще и новых. Мы, по большому счету, банк для среднего и малого бизнеса, у нас таких клиентов порядка 90%. Кроме того, нельзя было оставить без нашего участия и денежной поддержки строителей, у них были непростые времена. И мы прекрасно понимали — если прекратить финансирование их проектов, то в ближайшее время можем столкнуться с просроченной ссудной задолженностью.
— А какие это проекты?
— Я могу упомянуть о реализованных в последнее время успешных проектах на территории Ивановской области. Это большой дачный отель «Семигорье», а также парк-отель «Шереметев». Гостиниц, равных ему классом, в регионе нет, он соответствует минимум четырем звездам. Кроме того, в числе проектов большой спортивный комплекс «Олимпия», в котором находится большая ледовая арена. Ее можно использовать для проведения как хоккейных матчей, так и больших концертных шоу-программ.
— Откуда такая любовь именно к Ивановской области, которую не особенно жалуют другие банки? Она ведь относится к депрессивным…
— Мы не считаем этот регион депрессивным, для нас это «первая ласточка», которую мы выпестовали. Там мы практически вторые после Сбербанка. У нас есть второй филиал в городе Кинешме, а также допофисы во всех районных центрах.
— Основные депозитные пополнения нынешней осенью Инвестторгбанк получает из регионов, где он широко представлен, или все-таки из Москвы?
— Последние тенденции по вкладам показывают, что депозитный портфель больше прирастает регионами.
— Люди снова поверили в банки и начали вынимать деньги из кубышек?
— Сегодня бренд нашего банка в регионах уже становится узнаваемым, и это немаловажный фактор. За восемь месяцев с начала года наш депозитный портфель увеличился на 4 миллиарда рублей, сегодня мы уже практически подошли к 16 миллиардам. А на начала кризиса объем вкладов в Инвестторгбанке составлял 10 миллиардов рублей. Я думаю, что очень помогла правильно спланированная кампания банка, направленная на его имидж. У людей сложилось адекватное отношение, нам верят.
Население постепенно отошло от стресса, который был в прошлом году: с начала текущего года начался интенсивный приток вкладов. Люди понимают, что сегодня нужно на
— А вы не считаете, что этот порог надо повысить?
— Я давно так считаю, даже Белоруссия повысила его до 100%.
— России это под силу? Если бы это было возможно, сколько кубышек бы открылось?
— Наверно, об этом мечтает каждый вкладчик и каждый банкир. Кубышек мы бы раскрыли так много, что это позволило бы действительно вносить достойные деньги в экономику.
— Система к этому не готова?
— Думаю, пока нет. Но нам бы хотелось, чтобы порог государственных гарантий по вкладам был повышен. Российская экономика от этого выиграет. Предпосылки тому в России есть, это страна с хорошим будущим, с хорошим потенциалом и с хорошими возможностями.
— В сентябре банк представил новый депозит «Пенсионный капитал». В чем его особенность, на кого он рассчитан? Это просто социальная акция банка? Или здесь, как говорится, все просчитано?
— Нельзя сказать, что здесь все просчитано, в первую очередь это социальная ответственность нашего банка, которой мы уделяем немаловажное значение. На одном из форумов мы были признаны социально значимым банком и придерживаемся данного направления. Пенсионеры, среди которых и наши родители, заслужили особого к себе отношения.
— В чем специфика этого вклада?
— У него достаточно маленькая сумма неснижаемого остатка. Это позволяет пенсионерам использовать средства по своему усмотрению и снимать необходимые суммы на неотложные нужды. Проценты при этом не теряются, а ставки в зависимости от условий составляют от 9% до 11% годовых. Вклад открывается только при предъявлении пенсионного удостоверения.
— Как изменился размер совокупного кредитного портфеля вашего банка с начала года?
— Он увеличился примерно на 2 миллиарда рублей — как я уже говорил, мы поддерживали и кредитовали строительные компании, в том числе и приобретая новых клиентов.
— Возможно ли в перспективе кредитовать под 6% годовых (такую задачу поставил премьер Владимир Путин)?
— А почему бы невозможно? Если ЦБ и правительство пойдут на интенсивное укрепление рубля, если они станут увеличивать золотовалютные резервы, то позиция России в мировом сообществе будет укрепляться. Это вполне возможно, если мы станем полноправными участниками мировых финансовых потоков. Но необходимо понимать, что банкам придется жить с меньшей маржой.
— В связи с чем Инвестторгбанк открыл корсчет в юанях в одном из известных китайских банков?
— Китай сегодня — одна из мировых держав, имеющих потенциал выйти в мировые лидеры по финансовым потокам. А мы всегда смотрим в будущее и понимаем, что с КНР в ближайшие годы у нас могут возникнуть более интенсивные финансовые отношения.
В основном Китай открывал корреспондентские счета на границах нашего государства, преимущественно на Дальнем Востоке. Но в последнее время Торгово-Промышленный Банк Китая пошел на то, чтобы открывались счета и для российских банков в наших регионах.
Стратегия развития Инвестторгбанка сейчас пока реализована до Урала. И у нас есть дальнейшие планы ведения бизнеса за Уралом, в том числе в Южно-Сахалинске, во Владивостоке, в Хабаровском крае, в Благовещенске. Экспансия в Сибирь у нас среди ближайших задач. Знаете, как в армии всегда говорили: «Есть ближайшая задача, последующая задача и направление дальнейшего наступления». Мы придерживаемся этой стратегии. Я думаю, с Китаем это обязательно «выстрелит». Есть вопросы проектного финансирования, торгового финансирования, и они реализуются. Кроме того, есть потребность в осуществлении денежных переводов физлиц, а китайских граждан в России живет немалое количество, особенно на Дальнем Востоке. Здесь мы видим хорошую возможность для получения комиссионного дохода.
— Сейчас все страны ищут альтернативу доллару. Чем могут закончиться споры — останется американская валюта «неприкасаемой» или нет?
— Четко на этот вопрос сегодня ответить не сможет никто. Есть полярно противоположные мнения аналитиков, банкиров, государственных чиновников, американских финансистов. Правда
Есть идея хранить свои сбережения пропорционально в разных валютах. Пусть это будут доллары, евро, рубли, если хотите — в перспективу вкладывайте в юани. Но каждый должен решить это для себя сам.
— Закончился ли период слияний и поглощений в банковской сфере?
— Этот период, по моему мнению, находится сейчас в стадии достаточно интенсивного развития. Я думаю, в будущем году мы еще узнаем о слиянии или поглощении не одного банка. Средние банки, включая наш, могут рассматривать и рассматривают вопросы слияния. Выживать в тех непростых условиях конкуренции, которые сегодня существуют, достаточно сложно. Все чаще публикуются прогнозы о том, с какими проблемами по достаточности капитала могут столкнуться многие кредитные организации, в том числе входящие в первые пять десятков… И поглощения должны быть, особенно в этом будут нуждаться мелкие банки, которые находятся за пределами топ-300…
— То есть Инвестторгбанк стратегически думает о расширении — можно так расценить ваши слова?
— Безусловно, мы рассматриваем все возможности для развития, которые нам предоставляются. У нас есть консультанты по данному вопросу, и они достаточно авторитетны в мировом сообществе. Будет возможность — мы расширимся. Кризисы всегда нам помогали подниматься на более новую качественную ступень.