В чем преимущество небольшого банка перед крупнейшими игроками рынка? Какие цели стоят перед правлением банка «Максвелл»? Каким заемщикам банк выдает кредиты?
Об этом в интервью Елене ИЩЕЕВОЙ рассказал председатель правления «Максвелла» Валерий ТОЛКАЧЕВ.
— Какова история создания вашего банка?
— Если немного углубиться в историю, то банк был образован в 1990 году, не раз менял своих хозяев. До определенного времени он принадлежал известной на рынке управляющей компании «Максвелл Капитал». Отсюда, собственно, и пошло название. Не так давно мы с Артуром Перепелкиным (экс-президентом Русской винно-водочной компании. — Прим. ред.) и группой наших близких соратников решили приобрести этот банк и заняться его развитием. В перспективе у нас, конечно, стоит вопрос о смене бренда, но пока мы заняты более важными вещами.
— Какие задачи перед вами как перед председателем правления поставил председатель совета директоров банка Артур Перепелкин?
— На данном этапе цель достаточно простая — обеспечить надежность банку, создать финансовый институт, где людям будет гарантирована сохранность их средств. У нас есть некое разделение труда. Я занимаюсь оперативной деятельностью в банке. Артур изобретает стратегии, продвигает банковский бренд.
— Валерий, вы очень долго работали в «Атоне», где занимались именно крупными инвестициями. Как вы, будучи инвестиционным банкиром, занимаетесь развитием коммерческого банка?
— В начале девяностых я как раз занимался коммерческими банками и провел порядка девяти лет, развивая именно эти финансовые институты. В то же время инвестиционно-банковский опыт помогает нам сейчас избежать тех ошибок, которые, на мой взгляд, допустили коммерческие банки в период кризиса: не сильно задумываясь над словом «риск», пытались получить сверхдоходы, за что многие банкиры поплатились. Имея такой сплав коммерческого и инвестиционно-банковского опыта, мы пытаемся построить модель, которая бы нам позволяла предлагать клиентам, наряду с традиционными банковскими услугами, еще и понимание их перспектив развития.
— Судя по визитной карточке банка «Максвелл» на портале Банки.ру, вы предлагаете лишь депозиты. За счет чего зарабатывает банк? Вы выдаете кредиты?
— Безусловно, мы кредитуем. Но при этом не ставим во главу угла рекламу этих продуктов. Мы очень скрупулезно подходим к выбору заемщиков, так что не буду лукавить, если скажу, что на год вперед потенциальные клиенты уже все расписаны, поэтому не имеет смысла рекламировать кредитование.
— То есть к вам стоит очередь за деньгами?
— Да.
— Кто ваши клиенты?
— В основной своей массе это частные капиталисты, люди, у которых есть свой собственный бизнес. Зачастую наши заемщики одновременно являются и владельцами и топ-менеджерами, которые очень щепетильно относятся к своему делу. С ними легче работать, потому что они способны на быстрое принятие решений.
— Вы также принимаете решения быстро? Или у вас кредитные комитеты заседают месяцами?
— Кредитные комитеты, конечно, заседают, но не месяцами. Мы стараемся быть предельно открытыми и честными по отношению к нашим клиентам, поэтому принимаем решения в минимально возможные сроки — это не более трех дней. На мой взгляд, проще честно ответить потенциальному заемщику, что он еще не готов и не проходит по нашим критериям, и помочь ему исправить ситуацию, чем, извиняюсь за выражение, «водить его за нос» два месяца, обидеть его, и тогда он уже никогда не вернется в этот банк.
— Вы каждому клиенту, пришедшему в банк, обеспечиваете индивидуальный подход или существует пресловутый «порог входа»?
— Мы не встречаем «по одежке», мы встречаем всех клиентов одинаково. Мы хотим быть демократичным банком, и, как вы сами прекрасно понимаете, небольшому начинающему банку достаточно тяжело конкурировать с нашими крупнейшими кредитными организациями. Наверное, наше единственное преимущество в том, что мы более гибкие, подвижные и стараемся индивидуально подойти к каждому, к его запросам.
— Это означает, что персональный менеджер обеспечен каждому клиенту, или все же нет?
— По факту сейчас да.
— Наше интервью проходит в вашем отделении, расположенном в Центре международной торговли. Насколько мне известно, это единственный офис банка в Москве. Планируется ли создание филиальной сети?
— Нам еще предстоит принять решение. С одной стороны, когда работаешь с частным капиталом, с корпорациями, очень важно присутствие на местах, то есть филиалы или допофисы, по крайней мере в крупнейших городах, обязательно нужны. С другой стороны, содержание офисов — это огромные расходы, и банку, который планирует внедрять онлайн-технологии нового поколения, безусловно, выгоднее минимизировать издержки путем прихода к клиенту с помощью Интернета.
— Как изменились финансовые показатели банка после прихода новых собственников?
— С тех пор как мы в прошлом году купили банк, его собственный капитал вырос в пять раз — до 400 миллионов рублей. Примерно во столько же увеличились и чистые активы: сейчас они составляют более 1 миллиарда рублей.
— Вы сказали, что стали акционером этого банка осенью 2009 года. А вам вообще не страшно развивать свой бизнес сегодня в России?
— Мне часто задают этот вопрос, потому что очень многие мои знакомые и бывшие партнеры в поисках более спокойной жизни и ради детей, действительно, уехали за границу на постоянное жительство. Но мне кажется, что потенциал России еще далеко не исчерпан. И мне нравится наша страна, при всех недостатках, которые у нас здесь есть, я хочу, чтобы мои дети выросли здесь, в России, были счастливы и добивались успехов гораздо больших, чем добился я.