ВТБ 24 начинает реформировать модель работы с предприятиями малого бизнеса. Приоритетом станет комплексное обслуживание таких клиентов. Об этой реформе в своем первом интервью в должности директора департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24 порталу Банки.ру рассказал Андрей НЕКРАСОВ.
— В начале августа вы стали директором департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24. С чего планируете начать работу — будете
— Хотя я недавно начал работать в банке, уже определил свои основные приоритетные задачи. ВТБ 24, несмотря на огромные масштабы бизнеса, очень динамичный банк, а разработка стратегии развития — это, в общем-то, мой персональный приоритет в управлении. Поэтому мне достаточно комфортно работать в банке, где также в приоритете стратегия развития.
Еще до моего прихода в банк для департамента обслуживания клиентов малого бизнеса было принято ключевое решение о реформировании существующей бизнес-модели. Форматы новой модели были разработаны также еще до моего прихода, было проведено тестирование в четырех «пилотных» точках продаж. Сейчас стоит задача по ее внедрению по всей филиальной сети банка. Надеюсь, что до конца года большая часть наших точек будет работать по новой модели.
— В чем заключается суть реформы?
— Она заключается в выделении активного клиентского блока продаж всей продуктовой линейки для малого бизнеса. Ранее приоритетным в работе с такими клиентами являлось предоставление займов, а теперь мы рассматриваем широкую продуктовую линейку: и кредитование, и расчетно-кассовое обслуживание, и продажи пассивных продуктов. То есть сегодня основной приоритет — это комплексное обслуживание всех потребностей наших клиентов.
Кроме того, сейчас мы уходим от оценки нашего бизнеса по объемным показателям того или иного продукта и переходим к оценке эффективности работы по конечному финансовому результату.
— То есть не гонитесь за наращиванием портфелей?
— Конечно же, рост объемных показателей косвенно тоже является определяющим для получения дохода. Но основным критерием оценки работы является именно финансовый результат, а его можно получить от продажи как кредитных, так и комиссионных продуктов.
— Насколько в новой должности вам пригодится опыт работы с предприятиями малого бизнеса, полученный ранее?
— Почти восемь последних лет я как раз руководил банковским бизнесом, связанным с облуживанием субъектов малого предпринимательства. Действительно, я пришел в банковский бизнес из корпоративной сферы. Но в последующем, оценив перспективы нового в то время сегмента малого бизнеса, я решил посвятить себя этому направлению. Этот сегмент имеет колоссальный потенциал роста. Мы находимся только в самом начале пути его развития, и если бы не кризисный год, мы бы видели, как развивается это направление.
Изначально свою биографию, связанную с обслуживанием клиентов малого бизнеса, я начинал в банке «Русский Стандарт». Совместно с Международной финансовой корпорацией мы разработали интересную, передовую по тем временам технологию работы с субъектами малого предпринимательства. В дальнейшем под моим руководством она была внедрена в Локо-Банке.
Сейчас в ВТБ 24 реализуется практически эта же модель — разумеется, на более высоком уровне. Думаю, что это тоже было учтено, когда меня пригласили возглавить департамент обслуживания клиентов малого бизнеса.
— Как вы можете охарактеризовать интересы и потребности малого бизнеса сегодня?
— В первую очередь компаниям малого и среднего бизнеса необходимы ресурсы для развития. И здесь со стороны банков, в том числе и нашего, существует традиционное предложение — широкий ряд кредитных продуктов. Но уже однозначно понятно, и мы это видим, что помимо кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса требуется полноценный банковский сервис. Сегодня одна из идей, которые мы закладываем в модель нашего развития, — это отойти от монокредитования, что было приоритетом до кризиса.
— До кризиса многие банки считали, что малый бизнес — очень перспективный сегмент для банковского кредитования. Изменилось ли
— Я уверен, что предоставление услуг малому бизнесу по-прежнему остается одним из приоритетных направлений деятельности банков. Мы планомерно расширяем продуктовый ряд, упрощаем доступ к финансовым ресурсам и услугам. Своевременное финансирование, конечно же, непосредственно влияет на масштабы малых предприятий и помогает им выживать. Что касается перспектив, то международный финансовый опыт показывает, что именно с помощью малых предприятий возможны серьезные сдвиги в экономической стабилизации страны.
— Насколько продуктовая линейка для малого бизнеса в ВТБ 24 отвечает потребностям предпринимателей? Собирается ли банк до конца текущего года вводить какие-либо новые продукты или сервисы для малого бизнеса?
— Одна из целей нашего департамента — это постоянное развитие и расширение продуктового ряда. И, естественно, эта задача стоит не только до конца этого года, это постоянная и планомерная работа.
В сегменте кредитных продуктов мы планируем активно продвигать предложения, связанные с обслуживанием нашего целевого отраслевого сегмента — торговых компаний. В качестве примера могу привести очень успешную акцию, которую банк проводит уже два месяца. В середине сентября она формально закончится, но перейдет в более интересную. Это акция «Предложение высшей пробы 999». Она ориентирована в первую очередь на торговые компании, которым необходимо быстрое получение ресурсов в короткий срок для пополнения оборотных средств. Также мы планируем представить такой продукт, как предварительно одобренный овердрафт. Смысл его заключается в том, что мы сами будем выходить на клиентов с предложением по овердрафтному кредитованию, предварительно рассчитав лимит исходя из его поступлений на расчетный счет.
— То есть уже не заемщик к вам, а вы — к заемщику?
— Да, потому что банк должен идти к клиенту и активно продвигать свои продукты.
— Планирует ли банк до конца года снижать процентные ставки по кредитам для малого бизнеса?
— Процентные ставки по кредитам снижаются с начала года — такова общая тенденция рынка. Что касается ВТБ 24, то если в первом квартале его ставки были не очень конкурентными, то с апреля банк начал их планомерно снижать. Сегодня минимальная ставка по нашим кредитам для малого бизнеса составляет 12,5% годовых в рублях. Но, конечно же, для каждого заемщика процентная ставка рассчитывается индивидуально — в зависимости от кредитных рисков, которые мы оцениваем по его бизнесу. Банк будет снижать ставки и в дальнейшем.
— Кредитование проектов «стартап» сегодня, как и несколько лет назад, было большой проблемой — банки больше любили заемщиков с уже действующим и прибыльным бизнесом. Разрешима ли, по вашему мнению, эта проблема сегодня?
— Весь банковский бизнес построен на оценке рисков. И, я думаю, все прекрасно понимают, что бизнес с нуля — это самые большие риски. И в России, и во всем мире по статистике «выживает» примерно половина «стартапов». Естественно, что банки очень настороженно относятся к клиентам, которые только начинают свой бизнес.
Тем не менее, существует статистика, существуют определенные критерии, по которым в той или иной степени можно предполагать, насколько успешным будет «стартап». В нашем банке для таких клиентов есть продукт, специально разработанный для малых предприятий, в том числе и начинающих, — это кредит «Коммерсант». По идеологии он очень близок к розничному кредиту — решение принимается на основании скоринговой оценки, которая предполагает, в том числе, и этап начального развития бизнеса у клиента.
— «Коммерсант» предлагается уже достаточно давно. Есть ли на него спрос?
— Несмотря на то, что этот продукт существует уже несколько лет, банк его внедрял очень осторожно — необходимо было понять уровень рисков и разработать полноценную скоринговую карту, а для этого необходима определенная статистика. Сейчас необходимый опыт накоплен, и не так давно правление банка приняло решение активно продавать этот продукт по всей сети. Также планируется в каждом отделении выделить особого менеджера, который будет отвечать за продажу этого продукта. Это немалое количество персонала, поверьте мне.
Банк делает ставку на этот продукт, и, я думаю, он сыграет заметную роль в росте нашего портфеля. Сейчас его доля не очень высока, но в связи с принятым решением она вырастет.
— Как обстоят дела с просрочкой по кредитам для малого бизнеса?
— Кризисные явления, конечно же, затронули и малый бизнес. В нашем банке плановый уровень потерь по данной группе составляет порядка 4,5—4,7% от объема портфеля, и наша реальная просрочка соответствует ожидавшейся. Эта ситуация лучше, чем в среднем по рынку, но все равно, учитывая масштабы бизнеса банка, это очень большие средства.
С должниками мы сейчас работаем самостоятельно, в коллекторские агентства клиентов из сферы малого бизнеса пока не передавали.
— Пока? А планируете в будущем?
— Еще не знаем. Мы оцениваем эффективность работы коллекторов по другим бизнес-направлениям. В итоге станет понятно, есть ли смысл подключать их к работе с нашими заемщиками, потому что работа с ними должна вестись индивидуально и речь идет о достаточно значительных суммах.
— Насколько отлажен и удобен для банка механизм реализации залогов по кредитам малого бизнеса? Планируете ли
— Мы приветствуем, когда клиент сам проявляет инициативу и ищет покупателей. Банк со своей стороны тоже помогает клиенту решить эту проблему через информирование потенциально заинтересованных покупателей. На сайте банка есть витрина залогового имущества, и мы регулярно продаем активы, которые там представлены. В этом направлении работа организована достаточно системно, и могу сказать, что для тех, кто покупает это имущество, мы можем предложить интересные условия по кредитованию.
— То есть можно купить залог в кредит?
— Конечно.
— С каким бизнесом сегодня интереснее работать ВТБ 24 — с малым или средним?
— ВТБ 24 — это в первую очередь банк розничный. Поэтому наша основная стратегия — это также быть банком и для малого бизнеса. Поэтому мы разрабатываем и предлагаем продукты, схожие по идеологии с розничными. Сейчас мы расширяем ряд стандартных продуктов путем использования рейтинговой технологии оценки рисков и оценки кредитного эксперта. Это снизит риски и позволит увеличить сумму кредита, доступную в рамках «Коммерсанта», вдвое.
Конечно же, наши клиенты «растут», и малый бизнес становится средним бизнесом. Естественно, мы не бросаем таких клиентов, мы заинтересованы в том, чтобы они росли дальше. Поэтому, безусловно, мы обслуживаем и клиентов среднего бизнеса.
— Заемщики из какой сферы деятельности являются сегодня более привлекательными для банка?
— Мы любим всех клиентов, которые хорошо обслуживают свой долг и вовремя возвращают кредиты.
На самом деле надо исходить из реалий и отраслевой структуры нашего малого бизнеса. Более 60% — это торговые предприятия. Именно они показали себя как наиболее устойчивые в кризис. Поэтому для нас, наверное, такие предприятия — это ключевые клиенты. Но мы не забываем и о небольших производствах, и о сфере услуг, связанных с пассажирскими перевозками.
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru
Андрей Некрасов начал свою карьеру в банковской сфере в 1982 году на должности бухгалтера в Дзержинском отделении Государственного банка СССР в Москве. В 1983 году перешел на работу в Банк для внешней торговли СССР на должность старшего эксперта всесоюзного объединения по расчетам за импортные товары. Затем продолжил свою карьеру в Правительстве СССР, где работал до 1991 года.
В 1992 году пришел в инвестиционный банк «Восток — Запад», где проработал до 1997 года, перейдя затем на должность вице-президента, начальника кредитного управления в Межкомбанк. В сентябре 1999 года возглавил кредитный департамент банка «Русский Стандарт», в 2001 году — стал директором департамента корпоративного бизнеса.
В 2003 году начал работать в Локо-Банке, откуда с позиции старшего заместителя председателя правления в августе 2010 года перешел в ВТБ 24.
В ВТБ 24 на должности старшего вице-президента, директора департамента обслуживания клиентов малого бизнеса отвечает за развитие программ кредитования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.