В интервью Handelsblatt главный экономист Deutsche Bank Томас МАЙЕР утверждает, что кризис в зоне евро еще не завершился, и говорит о необходимости принятия регламента государственных дефолтов для стран региона.
—
— Рынки этому не верят. В августе снова возросли рисковые премии для гособлигаций Испании, Португалии и Ирландии. Рынок капитала снова нуждается в поддержке со стороны Европейского центробанка (ЕЦБ).
— Тогда почему же никто по этому поводу больше не беспокоится?
— Ситуацию временно успокоило решение Евросоюза о создании фонда помощи в объеме 750 млрд евро попавшим в затруднительное положение странам региона. Кроме того, внимание рынков сосредоточилось на долларе — ввиду страхов по поводу возможной экономической рецессии в США.
— Так это просто затишье перед следующей бурей в Европе?
— Да, нам надо готовиться к жаркой осени. В Испании премьер-министру Хосе Сапатеро предстоит отстоять в парламенте новый пакет мер экономии. Велика опасность, что сделать это ему не удастся. Практически нет подвижек в консолидации бюджета у Португалии. После первых успехов притормозила Ирландия. Не исключена вероятность того, что какой-то из этих трех стран потребуется поддержка из фонда помощи ЕС, причем уже в текущем году.
— Будет ли предоставление кредитов из европейского фонда достаточной мерой, чтобы предотвратить финансовый коллапс этих стран?
— Не уверен. Фонд предоставляет лишь промежуточные кредиты во время кризиса ликвидности. К государственному же дефолту зона евро абсолютно не подготовлена.
— Поэтому-то министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле говорил о необходимости принять регламент государственного дефолта стран зоны евро?
— Я считаю это требование абсолютно правильным. Однако поддержки его предложение не получило ни от партнеров по ЕС, ни в ЕЦБ.
— Что произойдет в случае госдефолта одной из стран зоны евро при отсутствии соответствующего регламента?
— Тут есть три альтернативы — все они плохие. Первый вариант: Евросоюз никак не реагирует, оставляя эту страну в одиночестве. В результате ее гособлигации обесцениваются, и вся зона евро погружается в тяжелый финансовый кризис, который можно сравнить с последствиями краха Lehman Brothers. Второй вариант: зона евро принимает на себя долги государства-банкрота. Тогда мы окончательно превращаемся в трансферный союз, что полностью противоречит Маастрихтским соглашениям. Третий вариант: ЕЦБ скупает гособлигации банкрота, в результате чего валютный союз попадает в крайне опасную для себя ситуацию.
— Получается, что ЕС в любом случае нужно принимать регламент госдефолта?
— Обязательно. К этому вынудит очередной кризис. Это означает, что банкам и всем другим кредиторам страны-банкрота придется отказаться от части своих требований.
Перевод Александра ПОЛОЦКОГО