Члены Базельского комитета по банковскому надзору, объединяющего регуляторов из 27 стран, в том числе из России, одобрили новые международные стандарты банковской деятельности в отношении капитала и ликвидности, которые получили название «Базель III». Новые требования в отношении банковского капитала касаются трех направлений: изменение структуры собственного капитала банков, повышение требований к достаточности капитала, в том числе введение новых дополнительных нормативов достаточности капитала, а также создание буферов капитала.
Как новые требования отразятся на банковской системе РФ? На этот вопрос «Российская газета» попросила ответить заместителя директора департамента банковского регулирования и надзора Банка России Владимира ЧИСТЮХИНА.
— Владимир Викторович, раскройте, пожалуйста, суть новых требований Базельского комитета. Какие изменения ждут российские банки?
— Сначала разберемся с терминологией. Несмотря на то что пакет документов в обиходе называется «Базель III», он не является заменой или новой редакцией «Базеля II». Два Базеля будут существовать параллельно. Причем «Базель III» будет вводиться странами — участницами Базельского комитета постепенно в течение установленного переходного периода.
По сути инициативы Базельского комитета по банковскому надзору направлены на усиление требований к капиталу и ликвидности банков. Если говорить о капитале, то банковскую систему ждет несколько серьезных изменений уже с 2013 года. В частности, будут повышены требования к качеству капитала. Предполагается, что в капитал первого уровня должны входить только те инструменты, в первую очередь обыкновенные акции, которые обеспечивают «поглощение» убытков в текущем режиме деятельности банков, не дожидаясь его банкротства. Норматив минимальной достаточности капитала первого уровня определен в размере 6%.
Кроме того, будут введены еще дополнительные нормативы минимальной достаточности капитала. Во-первых, появится норматив достаточности базового капитала, который достигнет целевого уровня в 4,5% в течение переходного периода. Этот капитал состоит из обыкновенных акций и нераспределенной прибыли, а также эмиссионного дохода, полученного в ходе размещения обыкновенных акций. Предполагается, что базовый капитал будет составлять преобладающую часть капитала первого уровня. По всем инструментам капитала первого уровня определен перечень критериев, которым эти инструменты должны соответствовать. И все же главным остается «поглощение» убытков и отсутствие обязательств по этим инструментам со стороны банка.
Другим дополнительным нормативом достаточности капитала является показатель левериджа. Его уровень пока точно не установлен, на предварительном этапе он определен на уровне 3%.
Что касается требований по ликвидности, то теперь будут вводиться два новых норматива. Первый — это более жесткий вариант действующего в российской практике норматива текущей ликвидности (Н3). В чем будет отличие? Предполагается, что банковские краткосрочные обязательства сроком до 30 дней должны покрываться ликвидными активами на 100%, а у нас сейчас согласно требованию ЦБ — на 50%. И, во-вторых, предусмотрены более жесткие требования к качеству активов, которые могут включаться в расчет этого норматива, в том числе будут введены более высокие требования к рейтингу ценных бумаг, которые считаются ликвидными активами.
Второй норматив касается долгосрочной ликвидности. В рамках нормальной деятельности банка в годовом горизонте его активы должны быть покрыты стабильными пассивами не менее чем на 100%. Банк на год вперед должен четко понимать, откуда он возьмет ресурсы, за счет каких источников будут сформированы пассивы.
— Вы сказали, что согласно Базельским требованиям к капиталу банков, минимальный уровень достаточности капитала первого уровня должен составить практически 6%. Сколько это в денежном выражении?
— Учитывая, что на сегодняшний день объем капитала первого уровня в целом по банковской системе составляет около 3 трлн рублей, то для выполнения новых минимальных требований к достаточности капитала первого уровня достаточно около 1,5 трлн рублей.
— Требования Базельского комитета обнародованы. Что теперь намерен предпринять Банк России?
— Мы собираемся составить описание новых требований Базельского комитета по банковскому надзору на «языке» российских нормативных требований с тем, чтобы оценить уровень достаточности капитала и ликвидности банков с учетом новых требований. Для этого до конца текущего года кредитным организациям будет предложено рассчитать собственные потребности в капитале и в ликвидности в соответствии с новыми требованиями.
Пока ЦБ сделал предварительную оценку уровня достаточности капитала по банковской системе в целом. Получилось, что сегодня уровень достаточности капитала первого уровня банков составляет 12,4%, а по требованию Базеля III необходимо 6%. Таким образом, мы имеем 100-процентный запас. Количество кредитных организаций, соответствующих минимальным требованиям к достаточности капитала первого уровня, составит 99%. Вместе с тем более точная информация по отдельным банкам может быть представлена только после проведения обследования.
— Получается, что те требования по капитализации, которые были введены в свое время Банком России, оказались жестче базельских нормативов?
— Это не совсем так. В деятельности наших банков субординированные кредиты со специальными условиями, или так называемые гибридные инновационные инструменты, главным образом включаемые в капитал первого уровня, не получили развития. При этом в Германии, Англии и других странах они имеются. К примеру, когда определенного типа облигации в случае попадания банка в сложную ситуацию могут конвертироваться в акции. Получается, что держатели облигаций становятся фактически акционерами. У нас такие инструменты всегда были развиты крайне слабо. Именно поэтому структура капитала первого уровня у наших банков в основном соответствует новым базельским требованиям.
Так что вопрос не в жесткости требований, а в том, что наш рынок не успел подойти к тем многообразиям форм капитала, которые имелись у западных банков.
— Базельский комитет обязывает банки дополнительно создавать буферы капитала. Каков будет их размер?
— Так называемый буфер консервации капитала планируется ввести поэтапно, начиная с 2016 года, по окончании переходного периода к началу 2019 года он должен достигнуть уровня достаточности не менее 2,5%. Это будет касаться всех кредитных организаций.
В будущем предполагается введение второго буфера капитала, который получил название контрциклический буфер, подходы к его формированию в настоящее время находятся на стадии обсуждения международным банковским сообществом.
— Базельский комитет в свою очередь предупреждает, что банки, которые не смогут выполнить все условия, ждут суровые наказания. К примеру, регуляторы должны запретить банкам выплату дивидендов и бонусов, если показатели достаточности капитала не соответствуют минимальным требованиям. Не слишком ли жесткие условия для наших банков?
— Что касается мер надзорного реагирования, то они будут применяться в отношении банков, не соответствующих новым требованиям, на тех же принципах, которые реализованы в надзорной практике сегодня.
Но в отношении введения ограничения на выплату дивидендов акционерам эта мера может применяться только в случаях, когда буфер консервации капитала не отвечает требованиям к его достаточности. Другими словами, чем меньше «запас» капитала банка в виде буфера консервации, тем больше размер прибыли, на которую может быть наложено ограничение на распределение. Например, если достаточность базового капитала банка будет составлять 7% и одновременно достаточность капитала первого уровня составит 8,5%, то к банку не будут применяться ограничения на распределение прибыли, так как он выполняет минимальные требования к достаточности капитала базового капитала и капитала первого уровня, установленные в размере 4,5% и 6% соответственно. При этом имея буфер консервации в 2,5%.
Беседовала Ольга БУХАРОВА