В начале 2007 года должно завершиться одно из самых громких слияний уходящего года — Сибакадембанка и Уралвнешторгбанка. Объединенный банк получит новое имя УРСА Банк. Как проходит процесс присоединения и как воспринимается новое имя на банковском рынке, корреспонденту «КС» ЮЛИИ ДАНИЛОВОЙ рассказал первый заместитель генерального директора Сибакадембанка, руководитель проекта объединения ВЛАДИСЛАВ ХОХЛОВ.
Процесс объединения почти завершен
— Владислав Николаевич, как будут распределены доли акций в объединенном пакете банка между существующими акционерами УРСА Банка?
— Конвертация акций Сибакадембанка и Уралвнешторгбанка в УРСА Банк, безусловно, приведет к изменению структуры пакетов. Однако 51% акций банка по-прежнему будет находиться под контролем Игоря Кима, Андрея Бекарева и Александра Таранова. ЕБРР совместно с правительственным немецким банком развития DEG (Deutsche Investitions und Entwicklungsgesellschaft mbH) будут владеть блокирующим пакетом. Также в состав акционеров УРСА Банка войдут представители собственников УВТБ, руководители СМ.group. У них в руках будет сосредоточено в совокупности 18% акций.
— Какие изменения происходят в руководящем составе УРСА Банка?
— Все изменения в топ-менеджменте банка уже произошли. Генеральным директором кредитной организации будет Кирилл Брель. В правлении УРСА Банка — 13 человек, шестеро из них — топ-менеджеры из УВТБ. Акционеры хотят получить синергетический эффект от слияния банков и объединяют в новой кредитной организации все лучшее, что было в двух старых. В новом составе правление активно работает уже почти три месяца. Для обеспечения оперативной и максимально продуктивной связи между членами правления используется такой формат проведения заседаний, как видеоконференция.
— Планируете ли вы привлекать новых иностранных инвесторов?
— Банк постоянно работает над расширением круга инвесторов и акционеров. В следующем году мы планируем провести очередную эмиссию привилегированных акций. Они не являются голосующими, но могут стать выгодным вложением инвестиций. Эмиссия будет публичной, но среди ограниченного круга покупателей. «Клубность» размещения объясняется тем, что мы уделяем большое внимание потенциальным покупателям. Пока они не определены — все решат цена размещения и желание инвесторов их приобретать.
— Как проходит объединение команд банков?
— Этот процесс также практически завершен. В связи с тем что мы выбрали децентрализованную модель управления бизнесом, ключевые компетенции останутся за командами в Новосибирске, Екатеринбурге и еще 17 городах, где расположены филиалы объединенного банка. Конечно, с определенным количеством сотрудников нам по разным причинам придется расстаться, но их немного — не более 1% от общей численности сотрудников объединяющихся банков. Сегодня в САБе работают около 6,2 тыс. человек, а в УВТБ — 2,5 тыс. В связи с тем что бизнес банка активно развивается и прирастает за год в три раза, мы постоянно набираем новых сотрудников. К концу будущего года численность сотрудников объединенного банка должна превысить планку в 10 тыс. человек.
— Где будет находиться головной офис объединенной структуры? Планируете ли вы переводить его в Москву?
— Мы не будем менять адрес нашей штаб-квартиры. Она останется в Новосибирске, а УРСА Банк будет развиваться как крупнейший региональный банк. На наш взгляд, лучше быть первым среди «регионалов», чем одним из нескольких сотен московских банков. Наши основные клиенты и бизнес находятся в регионах, и это то, чем мы должны отличаться от других кредитных организаций. Кроме того, финансовый кризис 2004 года четко показал устойчивость региональной банковской системы, тогда как к московским банкам у многих клиентов и контролирующих структур возникали вопросы. Что касается распространенного сегодня решения различных региональных компаний о переводе «головы» в Москву для привлечения финансирования из столицы, то мы исходим из представления о четком различии бизнес-функций и задач штаб-квартиры. У нас в столице находятся казначейство, филиал и люди, которые занимаются привлечением средств для развития банка. Этого вполне достаточно.
— Произойдут ли изменения в стандартах работы объединенного банка на рынке?
— УРСА Банк по всем своим показателям войдет в Топ-20 крупнейших российских банков. Если мы не изменим подходы к работе, то мы вряд ли сможем уйти от определения «местечковый». Так что будем повышать качество обслуживания, уровень продуктов, доступность услуг. Из приоритетных продуктов, на которые мы сделаем ставку, можно назвать ипотеку, которая развивается у нас очень быстрыми темпами. До лета текущего года банк практически не выдавал жилищных кредитов. Сегодня портфель САБа составляет уже около $200 млн. Сейчас мы готовы конкурировать с филиалами большинства крупных московских банков, а впереди нас ждут филиалы иностранных банков, а также Сбербанк, на который мы всегда ориентируемся и считаем своим основным конкурентом по целевым нишам: малый и средний бизнес, частные лица.
— Каких результатов планирует достичь банк после объединения?
— Мы ставим две ключевые задачи. В 2007 году мы намерены в два раза увеличить свою долю на российском рынке и как следствие — нарастить активы до $10 млрд. При этом банк останется универсальным: 40% в бизнесе будет занимать розничный портфель, 40% — корпоративный и 20% — операции на финансовых рынках. В структуре пассивов 50% составят деньги, привлеченные на публичных рынках (на текущий момент 51%), 12% — собственный капитал и 38% — средства клиентов. В рознице мы делаем акцент на ипотеку и кредитные карты, в работе с предприятиями — на проектное финансирование, лизинг, работу с малым и средним бизнесом. Что касается отраслевых предпочтений, то в настоящее время около 30% кредитов, выданных САБом корпоративным клиентам, сосредоточено в секторе торговли. В УВТБ наибольшая доля кредитного портфеля сосредоточена в производстве и машиностроении. После объединения совокупный портфель будет более диверсифицирован. Стоит отметить, что мы не ставим приоритеты по отраслям: чем больше будет сегментов и чем меньше доля самого крупного из них, тем лучше банк сможет контролировать свои риски.
— Когда под единый брэнд будут переходить другие банки, входящие в группу Сибакадембанка?
— Сегодня существует группа банков, называемая Альянсом, акционеры которых имеют пересечение. Как будет развиваться ситуация дальше, зависит от их желания и возможностей банковского рынка.
— Каковы перспективы дальнейшего развития региональной сети?
— Наши акционеры неоднократно заявляли о том, что у них есть интересы в разных регионах России и в странах СНГ. Более того, в Альянсе существует специальное подразделение, которое ведет направление M & A: выбирает интересующие нас кредитные организации, ведет переговоры. Такие процессы идут. Что касается развития филиальной сети, то два предыдущих года мы работали над ее количественным расширением. Задача 2007 года заключается в повышении эффективности работы подразделений.
— Будет ли объединенный банк участвовать в крупных инвестиционных проектах?
— Если мы увидим, что проект для нас экономически выгоден и риски, которые он в себе несет, можно оценить и захеджировать, то мы будем в нем участвовать независимо от отраслевой принадлежности проекта. Более того, проектное финансирование является одним из приоритетных направлений 2007 года.
— Анализируется ли в процессе слияния опыт других банков, уже прошедших этот путь?
— Лучше всего учиться на чужих ошибках. Но как таковое юридическое объединение — это финальная часть всей работы, которая занимает около шести месяцев. Самое сложное — объединить коммуникации, отстроить все внутренние процессы в новой структуре. Вряд ли к этой работе можно привлечь внешних консультантов, так как лучше нас никто не знает бизнес объединяющихся банков. Опыт предыдущих сделок M & A, проведенных на банковском рынке, мы используем. В частности, внимательно изучили опыт УРАЛСИБа. Ошибки есть у всех, но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Ничего страшного в них нет — главное вовремя их исправить и двигаться в том направлении, которое банк для себя выбрал. Преимуществом нашей модели объединения является то, что у нас будет два территориальных банка — уральский и сибирский, которые сравнимы по своим полномочиям. Мы сократили компетенции управляющей компании, пойдя по пути географически распределенного центра управления: у каждой территории будет своя компетенция, у одной — в бухучете и информационном обеспечении, у другой — в аналитике и управлении бизнесом и т. д. Это необходимо для того, чтобы быть ближе к клиентам и оперативнее принимать решения. В предыдущих сделках M & A была использована модель централизации всех процессов управления в одном месте. Время покажет, какой вариант предпочтительнее.
«Рынок оценит имя не сразу. И это нормально»
— Какую цель преследовали акционеры при решении о проведении ребрэндинга? В какую целевую аудиторию планировали попасть?
— Мы преследовали две основных цели. Первая — уход от географической привязки. Банк вырос из своей территориальной принадлежности и вышел в федеральные игроки, а приставки «Сиб-» и «Урал-», как бы любимы они ни были, за пределами Сибири и Урала воспринимаются сложно. Это показало открытие филиалов в Самаре, Уфе, Казани. Второе — нужно было добиться лояльности клиентов не только на российском рынке, но и на западных, где формируется 50% пассивов банка. Кроме того, нужно учесть и особенности слияния двух банков, чтобы коллективы чувствовали себя не поглощенными, а объединившимися. Обе кредитные организации обладали различными корпоративными культурами, и для дальнейшей комфортной работы команды нужно было выбрать нейтральное название.
— Как новое имя было принято клиентами?
— Брэнд «УРСА Банк» только на первый взгляд кажется довольно странным. На самом деле он несет в себе большую гамму смысловых нагрузок. Слово «УРСА» объединило в себе части от старых названий объединяющихся банков. В переводе с латинского «УРСА» означает «медведица», которая символизирует тепло, заботу, силу, энергию, уверенность и стабильность — всеми этими качествами обладает наш объединенный банк. Кроме того, URSA — это часть названий созвездий Большой и Малой Медведиц, и это удачно накладывается на банковский альянс, созданный акционерами Сибакадембанка. Корпоративные клиенты банка довольны новым брэндом, что подтвердилось на недавнем успешном размещении облигаций САБа. Что касается массовой аудитории, то эффект будет заметен только через год-два. Впрочем, у нас достаточно сильные партнеры — компания BBDO, которая будет помогать нам выводить новый брэнд на рынок. Переходный период со сменой вывесок, логотипов и т. д. должен завершиться к марту 2007 года.
— Почему к созданию и продвижению нового брэнда были привлечены Томас Гэд и BBDO Russia?
— Мы хотели придумать не название, а брэнд, то есть нематериальный актив со смысловой нагрузкой, цена которого во многих западных компаниях может измеряться миллиардами долларов. Это было необходимо для повышения стоимости и капитала банка. Именно поэтому был приглашен Томас Гэд, который провел много ребрэндингов, а не ренеймингов. Сейчас у нас существует определенная карта брэнда, которую держат в голове все топ-менеджеры и которая определяет направления развития банка. Она включает комплекс различных сфер деятельности — от бизнеса до благотворительности. Наш девиз «Быть лучшим, чтобы оставаться любимым» — внутреннее целеполагание деятельности банка и команды — был определен по принципу мозгового штурма, в котором принимали участие Томас Гэд, его коллеги, а также команда топ-менеджеров банка. Что касается BBDO, то эту компанию выбрали на тендере. Кроме того, компания хорошо зарекомендовала себя в масштабах России.
— Вас не смутило, что под брэндом «УРСА» на рынке представлено много известных компаний?
— В нашем контракте сразу была прописана ответственность за схожесть и легитимность названия, а также возможность его запатентовать. Нас не пугает, что на других рынках есть компании с похожими именами. В финансовой сфере УРСА Банка нет, поэтому мы абсолютно комфортно себя чувствуем под новым брэндом и решение принимали осознанно.
Юлия ДАНИЛОВА
Фото: Континент Сибирь