За три года работы в России ICICI Bank — один из крупнейших игроков на индийском розничном рынке — вошел в сотню самых быстрорастущих банков СНГ. О планах кредитной организации GUIDE рассказал председатель правления «АйСиАйСиАй Банка Евразия» САНДЖЕЙКУМАР МАХЕШКА.
Когда вы приняли решение выйти на российский рынок?
О международной экспансии мы задумались в 2001 году, когда поняли, что наши позиции на ритейловом рынке Индии достаточно крепки. ICICI Bank успешно развивался, рыночная капитализация банка составляла около $18 млрд, а общие активы — $62 млрд. Мы занялись розницей в 90-е годы прошлого века, а в 2000-м стали лидерами в этой сфере. Наша доля на рынке составляет около 40%. Что касается выхода на мировой рынок, то мы в первую очередь сосредоточили внимание на государствах, имеющих тесные деловые связи с нашей страной и тех, где значительную часть населения составляют выходцы из Индии. Так, мы вышли на рынки США, Канады, Сингапура. Сейчас ICICI Bank имеет представительства в 17 странах. В 2003 году мы поняли, что наше развитие на международном рынке идет успешно. ICICI решил двигаться вперед, в страны, рынок которых схож с индийским — таким, какой он был несколько лет назад. Так мы пришли в Россию.
Вы хотите сказать, что российский банковский рынок отстает от индийского на несколько лет?
Да, многие процессы, которые мы наблюдаем здесь, похожи на те, что происходили в нашей стране несколько лет назад. В 2003 году российский банковский рынок находился на том же уровне развития, что и индийский в 1999-м. Конечно, за последние три года этот разрыв существенно сократился. Думаю, кредитным организациям РФ потребуется от трех до четырех лет, чтобы достигнуть уровня индийских. Причина отставания в том, что банковский сектор Индии начал развиваться раньше, чем российский. Впрочем, на российском рынке наблюдается динамичный рост, и, на мой взгляд, те же этапы банки здесь пройдут за меньший промежуток времени, чем когда-то это сделали мы.
Почему для старта в России ICICI Bank выбрал небольшой калужский Инвестиционно-кредитный банк?
Мы, по сути, покупали не банк, а право работы на розничном рынке. В соответствии с российскими законами после основания новой кредитной организации нам бы пришлось ждать около двух лет, чтобы начать работать в сфере ритейла. Этот банк нас устроил по всем параметрам, так как уже участвовал в системе страхования вкладов, имел развитую инфраструктуру, находился недалеко от Москвы. При покупке калужского Инвестиционно-кредитного банка мы внесли в его капитал около $40 млн, так что сейчас он составляет около $260 млн. Для того чтобы поддержать темпы роста, которые у нас были в последнее время, в этом году мы собираемся увеличить наш капитал еще на $60 млн.
Вам помогает в России опыт продвижения розничных услуг на индийском рынке?
Конечно, то, что мы работали в похожей среде в Индии,— наше основное преимущество здесь. Ведь, по сути, люди везде хотят одного и того же — высокого сервиса по доступной цене. На этом построена наша стратегия, и несмотря на то что до августа 2006 года мы не проводили какой-либо масштабной рекламной кампании, наша клиентская база росла феноменальными темпами. Мы ожидаем, что это сохранится и в дальнейшем. В следующем квартале ICICI Bank начнет работать в Санкт-Петербурге, в конце 2007 года — еще в двух регионах. Мы будем, как и раньше, делать ставку на развитие таких продуктов, как кредитные карты, ипотечное и автокредитование. А в конце этого года рассчитываем войти в топ-60 крупнейших российских ритейловых банков.
Раньше в России при высокой стоимости услуг сервис не дотягивал до международных стандартов, потребители не были уверены в стабильности банковской системы. В Индии все иначе. Уровень сервиса постоянно улучшался на протяжении последних десяти лет, плата за услуги достаточно низкая, а люди полностью доверяют банкам. Это основное отличие между нашими странами. Но на протяжении последних трех лет, которые я провел в России, многое здесь изменилось к лучшему. Невозможно сравнить тот уровень обслуживания, который был раньше, с тем, что есть сейчас. Знаю это по собственному опыту. Например, когда три года назад я собирался открыть счет в российском банке, это было просто ужасно — столько времени мне пришлось потратить и документов заполнить. Сейчас значительно легче.
В торговых взаимоотношениях России и Индии наблюдается стагнация, в том числе
Товарооборот между Россией и Индией, который значительно упал в 90-е годы, остается невысоким. Но, на мой взгляд, приход ICICI Bank во многом способствовал улучшению этой ситуации: мы уже установили связи с 13 российскими банками. И верим, что наши усилия помогут, по крайней мере, сблизить банковское сообщество двух стран. Надеюсь, проблема финансирования взаимной торговли будет решена. Тем более что многие компании, с которыми мы работаем в Индии, хотят выйти на российский рынок. Я думаю, если межбанковские отношения улучшатся, вырастет и товарооборот.
Что заставило ICICI Bank запустить собственную программу подготовки в Индии российских финансовых менеджеров?
Эта новая программа стартует в 2007 году. Помимо России в ней примут участие менеджеры из Великобритании, Канады, Южной Африки и других государств. Мы всегда хотели быть глобальным банком, поэтому стремимся подготовить сотрудников к работе в интернациональной среде. Менеджеры будут работать в нашем головном офисе, а также в других представительствах в Индии. На самом деле это двухсторонний процесс: иностранные сотрудники изучат нашу стратегию на международном рынке, индийские лучше узнают специфику работы в их странах.
Как вы видите развитие российского банковского сектора на основе вашего опыта в Индии?
На мой взгляд, в России до сих пор слишком много мелких кредитных организаций. Неудивительно, что люди с подозрением относятся к банковской системе, хотя с появлением системы страхования вкладов эта ситуация улучшилась. Лишь недавно последние поправки в законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РФ» установили минимальный размер капитала для банка в размере €5 млн. В Индии же требуемая капитализация составляет минимум €55 млн. Это автоматически делает банковскую систему более стабильной. Кроме того, хотелось бы, чтобы кредитные организации в большей степени сосредоточили внимание на массовом потребителе, а не на высшем сегменте общества, стремились обеспечивать сервис по более доступным ценам.
Помню, когда мы начали в 1998 году развивать интернет-банкинг, мобильный банкинг и другие электронные сервисы, эти услуги вообще никто не предлагал в Индии. Хотя уже тогда на нашем рынке было представлено огромное количество иностранных банков. Сейчас интернет-банкинг у нас пользуется большим спросом, и Россия тоже к этому придет. Большое количество банков предлагают подобные услуги, просто надо сделать этот продукт доступнее и проще для клиентов. Как и в Индии, в России активно развивается ипотека. Правда, у нас этот вид кредитования существует уже давно. При этом в последние семь-восемь лет мы наблюдаем феноменальный рост в 30—50% ежегодно. В России бурный рост ипотечного кредитования. Думаю, такие темпы развития сохранятся, по крайней мере, еще лет пять-шесть, в том числе благодаря тому, что российское правительство уделяет внимание этим программам. И «АйСиАйСиАй Банк Евразия» рассчитывает участвовать в этом развитии.
Фото: Коммерсант