У «Почты России» большие виды на банковский рынок. Это не то, о чем все подумали, — речь о создании Почтового банка пока не идет, время еще не пришло. Огромная консервативная инфраструктура почты требует значительной модернизации, это все равно что реформировать Китай. Модернизированная почта станет универсальной розничной сетью — российское банковское сообщество еще никогда не располагало сетью такого масштаба. Став крупнейшим аутсорсером сети, захочет ли почта получить свою банковскую лицензию? На вопросы «Банковского обозрения» отвечает руководитель Дирекции по коммерческим операциям ФГУП «Почта России» Игорь МАНДРЫКИН.
— Игорь Анатольевич, «Почта России» все чаще упоминается как довольно агрессивный игрок рынка финансовых услуг. В некоторых секторах она составляет успешную конкуренцию банкам. Какова сегодня доля финансовых услуг в доходах почты?
— В целом доля доходов от финансовых услуг в общих доходах почты составляет примерно 48%. В понимании почты и банков спектр финансовых услуг несколько различается. На почте финансовые услуги представлены четырьмя основными направлениями. Самое традиционное из них — выплата и доставка различных социальных пособий, в первую очередь пенсий. Этот рынок хорошо освоен почтой.
Мы занимаем на сегодняшний день 61% этого рынка, существенно опережая Сбербанк РФ. В настоящее время доставка пенсий и пособий — основная статья в доходах почты от финансовых услуг (59%), но в перспективе мы планируем снижение доли этого направления за счет опережающих темпов роста новых финансовых услуг.
Доходы от денежных переводов (внутри России, а также между РФ и странами СНГ) составляют около 17%. Еще 14% доходов от оказания финансовых услуг «Почтой России» составляют платежи в пользу третьих лиц, например коммунальные и налоговые платежи, платежи в пользу сотовых операторов и т. д. И, наконец, относительно новое для нас направление — это так называемые почтово-банковские услуги. На их долю сейчас приходится более 10% в доходах от финансовых услуг. Надо понимать, что для почты деньги, зарабатываемые на финансовых рынках, прежде всего необходимы для дальнейшей модернизации почтовой и финансовой инфраструктуры.
— Из перечисленных направлений почтово-банковские услуги, наверное, являются самыми передовыми с точки зрения технологий, возможностей привлечения новых клиентов?
— Почтово-банковские услуги подразделяются на несколько сегментов. Основная услуга (90%), в рамках которой почта сотрудничает с банками с 2003 года, — помощь в сборе кредитов, выданных населению. На мой взгляд, почта работает на этом рынке крайне успешно, темпы роста собранных объемов превосходят 100% в год.
Как нам удалось занять эту нишу? Очевидно, что главный игрок на рынке потребительского кредитования, Сбербанк, в наших услугах практически не нуждается. Сбербанку достаточно своей филиальной сети, посредством которой можно и выдавать кредиты, и собирать деньги при их погашении. Однако практически у всех остальных банков полноценная розничная сеть практически отсутствует.
Два крупнейших игрока на рынке потребкредитования, банки «Русский Стандарт» и Хоум Кредит энд Финанс Банк, не имеют той сети, что есть у Сбербанка. Первую часть технологической цепочки потребкредитования, то есть выдачу кредитов, такие банки решают прежде всего за счет торговых точек и в меньшей степени за счет собственных отделений, присутствующих в крупных городах. При этом кредит выдается один раз, а гасится, как правило, каждый месяц в течение года. Если бы за погашением кредита клиенты обращались в собственные офисы банков, то работа их отделений была бы просто парализована.
Бум потребительского кредитования совпал с очень важным этапом реструктуризации почты — в 2003 году мы начали повсеместно внедрять технологию электронных почтовых переводов, которые пришли на смену переводам бумажным. Старая бумажная технология, конечно же, не могла устроить банки — сроки перемещения денег составляли как минимум две недели. Понятно, что этот продукт был невостребованным не только банками. Бумажная технология стала для почты камнем на ногах даже в переводах между физлицами, по которым мы доминируем на рынке.
Если бы почта в 2003 году не внедрила систему электронных переводов, то мы, по существу, перестали бы быть заметным игроком на рынке финансовых услуг. А электронные переводы позволили предложить корпоративным клиентам, чьи требования к качеству услуги, безусловно, выше, тот продукт, который их устраивает и по сегодняшний день. Они получают информацию о переводах в их адрес до 12 часов следующего дня после совершения перевода в любой точке нашей страны.
— Сколько банков используют почту для погашения кредитов, какова динамика развития этой услуги?
— Успешное взаимодействие с банками «Русский Стандарт» и Хоум Кредит энд Финанс Банк привело на почту и другие банки. Сегодня мы оказываем подобную услугу более чем 30 банкам. К их числу относятся Росбанк, «Райффайзенбанк Австрия», Ситибанк, Финансбанк, Инвестсбербанк, Русфинанс Банк, ДельтаБанк, НБ «Траст», Импэксбанк, КБ «Ренессанс Капитал», КБ «Автомобильный банкирский дом» и др. При этом число банков-партнеров постоянно растет. Сегодня услуга приема платежей по погашению кредитов развивается хорошими темпами, несмотря на то, что сами темпы роста объемов потребкредитования постепенно замедляются. Почта пока не почувствовала этого замедления, видимо, за счет притока новых клиентов и новых банков. По итогам 10 месяцев 2006 года годовые темпы роста по погашению кредитов у нас превысили 107%. Из всего объема почтовых переводов (232 млрд рублей за 9 месяцев 2006 года) доля переводов в счет погашения кредитов составляет 60%, переводы между физическими лицами — 29%, 11% — это переводы в адрес иных корпоративных клиентов. В средне- срочной перспективе это направление будет занимать основное место в почтово-банковских услугах. Наш следующий шаг — стать сетью для всех банков, занимающихся потребительским кредитованием.
— Наверняка вы думали над тем, чтобы не просто собирать платежи, но и выдавать кредиты?
— Безусловно. Результаты взаимодействия с банками по сбору кредитов заставили нас задуматься о расширении сферы нашего партнерства. В 2006 году мы приступили к реализации проекта «Кредит почтовым переводом», то есть в почтовых отделениях стартовала программа выдачи кредитов. Пока этот проект носит пилотный характер. Он реализуется в 200 отделениях почты на всей территории РФ, на Москву и Санкт-Петербург приходится не более 30 таких отделений. Для сравнения, погашение кредитов происходит в 40 тыс. отделений.
Этот проект стал возможным благодаря нашему сотрудничеству с Хоум Кредит энд Финанс Банком. Ключевым звеном технологии является проверка банком платежеспособности заемщика — почта осуществляет только прием заявок от клиентов и электронный перевод кредита.
— Специалисты Банка Москвы рассказывали «БО» о подобном проекте с почтой, и в нем почта выступает просто приемщиком заявок на кредит.
— В проекте с Банком Москвы так и происходит. Вместе с тем нам хотелось бы, чтобы клиент, обратившись на почту, получал кредит в течение 20—30 минут. Например, «Хоум Кредит» выдает посредством почты кредиты только тем заемщикам, которые уже брали деньги в данном банке и благополучно их вернули. В таком случае проверка клиента требует мало времени, и оформление всех документов и выдача денег занимают не более одного часа. Очевидно, что такая схема значительно привлекательней для заемщика. На почте установлен программный комплекс, посредством которого мы держим связь с «Хоум Кредитом». Банк проводит оценку заемщика и отправляет ему кредит почтовым переводом.
По самым консервативным прогнозам, в следующем году не менее 1 тыс. почтовых отделений будут способны работать по данной технологии.
— Данная технология «быстрого почтового кредита» разрабатывалась эксклюзивно под «Хоум Кредит»?
— Мы будем охотно сотрудничать с любыми банками, способными оказывать такую экспресс-услугу через почту.
Однако отсутствие собственной технологии либо технического решения для интеграции двух программ — банковской и почтовой для нас означает слишком сильную зависимость от банка. Сейчас мы разрабатываем собственный универсальный программный продукт, который позволит нам подключаться к базам данных банков, которые будут готовы присоединиться к этому проекту.
— А прием заявок на кредиты в почтовых отделениях, получается, уже вчерашний день в почтово-банковских услугах?
— На наш взгляд, можно сделать процесс более динамичным, хотя мы ни в коем случае не отказываемся и от такой модели сотрудничества с банками. Более того, в ближайшее время мы собираемся распространить ее на всю территорию страны в сотрудничестве с Россельхозбанком, то есть будем принимать заявки на кредит, отправлять их в банк, затем переводить клиенту кредитные средства и принимать платежи по погашению кредита.
Речь идет о кредитовании сельского населения. В российских реалиях этот вариант просто идеален с точки зрения повышения доступности банковских услуг. «Почта России» обладает 30 тыс. отделений в сельской местности, ни одна другая организация не имеет такого покрытия территории на селе.
Сотрудничество с Россельхозбанком в этом плане решает для нас целый ряд проблем. Мы надеемся несколько повысить рентабельность наших сельских отделений — это для нас крайне важно, поскольку содержание большей части отделений в сельской местности убыточно для почты. А реализация проекта с Россельхозбанком приведет к увеличению клиентской базы и почты, и Россельхозбанка, а самим клиентам банка теперь не придется ехать в город, чтобы получить кредит или заплатить по нему.
— Игорь Анатольевич, депутаты Госдумы работают над проектом закона, который бы позволил почте принимать депозиты в пользу банков, идентифицируя клиентов. Почта уже проводила переговоры с банкирами по поводу приема вкладов от населения?
— Действующее законодательство и так дает возможность почте идентифицировать клиентов и принимать от них деньги, которые затем направляются в банк почтовым переводом. И почта, и кредитные организации имеют право принимать деньги от населения, у них есть свои надзорные органы и правила внутреннего контроля. Вопрос только в том, может ли банк поручить почте идентифицировать клиента для открытия ему счета в банке.
Центробанк трактует действующий закон таким образом, что идентификация клиента может производиться только в банке и только работником банка. Поэтому у банков нет иного выхода, кроме как предложить поправить закон.
Рабочая группа по почтово-банковским услугам, созданная при Ассоциации региональных банков «Россия», подготовила законопроект, который позволит банкам принимать вклады через почту, не опасаясь претензий со стороны Центробанка.
Поправки к закону предполагают, что почта будет иметь право идентифицировать клиента, открывающего счет в банке. Если поправки будут одобрены, то они позволят почте совместно с банками гораздо активнее продвигать «почтовые» вклады.
— Этим летом пресса много писала о новом проекте почты по обслуживанию банковских карт. Как он развивается?
— В течение всего 2006 года в отделениях почтовой связи устанавливались POS-терминалы для обслуживания банковских карт. Сейчас проект перешел в стадию промышленной реализации. В почтовых отделениях уже работает более 4 тыс. POS-терминалов, которые позволяют держателям пластиковых карт Visa и MasterCard получать наличные денежные средства. При этом почта не взимает комиссию с клиентов.
До конца 2006 года мы должны довести общее количество POS-терминалов до 7 тыс., а в следующем — количество POS-терминалов достигнет 50 тысяч. На крупных почтамтах, где функционируют десятки операционных окон, POS-терминалы будут стоять в каждом окне. С нового года мы предложим потребителям оплачивать почтовые услуги на этих терминалах с помощью пластиковых карт. Для почты это принципиально важная программа, которая позволит решить и серьезные социальные задачи.
— Соответственно, вы будете снимать комиссию с банков. Банки готовы на это идти?
— Правилами платежных систем установлен определенный порядок взаиморасчетов. В договоре с клиентом указывается, что за обслуживание карты в устройстве стороннего банка с клиента взимается комиссия, которая впоследствии делится между банком-эмитентом и банком-эквайером. А уж банк-эквайер оплачивает почте агентское вознаграждение.
Интерес банков к этому проекту очевиден. Выгодно ставить банкомат в Москве или в крупном городе в местах наибольшей проходимости. Стоит спуститься на ступень ниже — в райцентр, а тем более в село, как смысл в установке банкомата пропадает полностью. Но при этом 18% нашего населения вообще не имеет доступа к банковским услугам.
Так вот, там, где банкоматы устанавливать невыгодно, почта станет незаменимым партнером для любого банка. Потому что платить почте комиссию за обслуживание карт в самом отдаленном уголке, безусловно, дешевле, выгоднее и целесообразнее, чем устанавливать банкомат. В этом нет сомнений ни у нас, ни у банков, которым мы сообщили о начале этой программы. Более того, мы знаем, какое большое количество кредитных карт эмитируется и рассылается населению. Получить кредит по карте через этот терминал станет абсолютно реальным делом.
— А расходы почты на установку терминалов не окажутся ли чрезмерными?
— Мы же не ставим банкоматы. А POS-терминал будет стоять на рабочем месте оператора, и затраты на это оборудование и на банкоматы не сопоставимы. Терминалы дешевле в десятки раз.
— Все проекты и почтово-банковские услуги, о которых вы рассказали, имеют подчиненный характер по отношению к банковскому бизнесу. Нет ли у почты амбиций каким-то образом пролоббировать возможность самостоятельного ведения банковской деятельности, путем создания Почтового банка в западном смысле или кредитной организации, контролируемой почтой через акционерный капитал?
— Сегодня — нет. Почта — это сеть, которая открыта для любых банков. Сейчас мы заняты решением самой важной для нас задачи — технологического переоснащения всей почтовой сети. Нам необходимо обеспечить все почтовые отделения выделенными каналами связи, соответствующей техникой и программными продуктами. Такое перевооружение сделает почтовые продукты, которые мы продаем уже сейчас, гораздо более конкурентоспособными. Сегодня наш продукт по денежным переводам гарантирует клиентам получение денег через 72 часа, и еще три года назад мы считали такие сроки гигантским прогрессом. Но сегодня и этого недостаточно.
Один из приоритетов следующего года — вывод на рынок нового продукта, который позволит нам осуществлять выплату перевода в течение одного часа с момента его отправления. Мы рассчитываем, что это позволит нам увеличить свою долю на быстро растущем рынке международных переводов с нынешних 4 до 10% в течение двух лет.
Мы хотим, чтобы самая большая в России розничная сеть была способна оказывать населению самые необходимые финансовые услуги на современном уровне. Почтовые отделения должны стать, если не финансовыми супермаркетами, то хотя бы финансовыми минимаркетами, особенно в тех регионах, где эта задача по плечу только почте.
Таисия МАРТЫНОВА