В сфере кредитования предприятий малого и среднего бизнеса (СМБ) появился принципиально новый продукт — совместная программа кредитования СМБ Русь-Банка и «Росгосстраха». Ее разработчики уверены: решение наболевшей проблемы недостаточности залога у представителей СМБ найдено. Благодаря чему это стало возможно, выяснил корреспондент Banki.ru, побеседовав с авторами программы — директором департамента корпоративного бизнеса Русь-Банка Светланой КУЛАГИНОЙ и заместителем генерального директора по корпоративным продажам «Росгосстрах-Столица» Михаилом РАСШИВАЛКИНЫМ.
Насколько созданная вами программа может быть востребована рынком?
Михаил Расшивалкин: Наш продукт актуален для малого бизнеса, и причина этому — возросшая доступность заемных средств. Как известно, все большая часть малых предприятий старается работать не только за счет собственных средств, но и за счет заемных, то есть, как говорят экономисты, увеличивать финансовый рычаг. Это позволяет предприятию увеличить оборот, развиваться ускоренными темпами. Кстати, все большая доля национального валового продукта производится именно малыми и средними предприятиями. Темпы роста все оценивают по-разному, но в среднем он составляет 30% прироста в год.
Светлана Кулагина: По итогам 2006 года объем кредитов, выданных крупным предприятиям России, достиг почти 140 млрд. долларов, физическим лицам — 40 млрд. долларов. Совокупный объем кредитов СМБ не превысил 6 млрд. долларов. Таким образом, на рынках обслуживания крупных корпоративных клиентов и потребительского кредитования сложился высокий уровень конкуренции, что приводит к снижению маржи при возрастающих рисках. Если сравнивать ставки и риски в крупном корпоративном кредитовании с аналогичными показателями в кредитовании СМБ, то на фоне незначительного увеличения риска (1—2% невозврата в СМБ и 0,5% в корпоративном) явно просматривается существенно более высокий уровень процентных ставок (16—20% по сравнению с 11—14% соответственно). Ставки по кредитованию СМБ сейчас аналогичны ставкам в потребительском кредитовании. В то же время риски кредитования СМБ по сравнению с потребительскими кредитами существенно ниже. Неудивительно, что многие банки увидели в кредитовании малого и среднего бизнеса большую привлекательность.
По некоторым прогнозам скорость роста этого сектора возрастет в следующем году до 70—80% на фоне снижения темпов прироста потребительских кредитов до 40—50%. Русь-Банк не стоит в стороне и уделяет большое внимание кредитованию средних и малых предприятий. Мы хотим занять заметное и устойчивое положение на быстро растущем рынке с высокой маржой и понятными рисками. А растущая конкуренция на любом рынке выгодна, прежде всего, потребителям услуг. Так и в нашем случае: следствием все более масштабного реального вхождения банков в этот сегмент рынка станет снижение процентных ставок, повышение качества обслуживания клиентов, а также появление новых банковских услуг, ориентированных специально на малые и средние предприятия.
В чем заключается преимущество вашей совместной программы по сравнению со стандартным кредитованием СМБ?
С. К.: Проблем в кредитовании СМБ очень много. В этом сегменте в принципе достаточно трудно получить кредит. Наше совместное предложение облегчает получение кредита заемщику, у которого возникли проблемы с наличием достаточного обеспечения.
М. Р.: По сравнению с обычными программами кредитования наша дает заемщикам реальную возможность получить деньги для увеличения своих оборотных средств и, собственно, оперативно их использовать. Условия стандартного кредитования СМБ, как правило, не вызывают у предпринимателей энтузиазма. Поэтому и кредитов выдается очень мало. Условия нашей программы я назвал бы конкурентоспособными и даже конкурентопреимущественными по сравнению со стандартно предлагаемыми программами СМБ.
Каковы основные условия кредитования?
С. К.: Программа разработана с учетом потребностей средних и малых предприятий. В частности, мы предлагаем кредитование на сумму до 7 млн. рублей. Рассмотрение заявки на выдачу кредита длится не более 3 дней. Такого на рынке банковских услуг ни у кого больше нет. Также у заемщиков есть возможность получить отсрочку по погашению основного долга до 12 месяцев, в течение которых клиент может оплачивать только проценты за пользование кредитом, — это тоже эксклюзив. Плюс упрощенный пакет документов и сниженная за счет уменьшения риска процентная ставка. И, наконец, кредитование осуществляется с частичным обеспечением кредита залогом, что стало возможно благодаря участию в программе Росгосстраха.
М. Р.: Да, действительно, потенциальный заемщик может получить кредит, сумма которого в два раза превышает сумму предоставляемого залога. То есть клиент вносит залог в размере 50% величины кредита, на оставшиеся 50% гарантию предоставляет Росгосстрах. При необходимости наша компания обеспечивает возврат половины кредита за счет страхового покрытия. В других программах сумма кредита равна сумме залога.
Не слишком ли рискованна со стороны Росгосстраха выдача таких кредитов?
М. Р.: Пока наши данные говорят, что все в порядке. При адекватных заемщиках, то есть нормально работающих предприятиях, риск того, что кредиты не вернут, очень небольшой.
Как родилась идея соединить в одном проекте банковский и страховой бизнес?
М. Р.: И для Русь-Банка, и для Росгосстраха сектор СМБ — целевая аудитория, с которой мы планируем все более активно работать долгие годы. Малый и средний бизнес, как показывает опыт зарубежных стран, и есть основная опора экономики развитой страны. Соответственно, для того чтобы помочь СМБ развиваться, с одной стороны, а с другой — сделать планирование и осуществление его деятельности более долгосрочными и надежными, нужны, как опять же показывает опыт мировой экономики, залоговые кредитные инструменты и страхование.
Известно, что использование компанией залоговых кредитных инструментов свидетельствует о долгосрочных планах развития предприятия. А как только речь заходит о долгосрочном планировании, становится понятно, что компании и ее партнерам, в том числе банку, не нужны риски, которые они не могут просчитать. Вот для этого нужна страховая компания. Все компоненты в хозяйственной цепочке взаимосвязаны. И если у одного из партнеров — в нашем случае банка — есть возможность помочь в этом направлении, то это надо делать. Из данной идеологии и исходили Росгосстрах и Русь-Банк, когда решили создать программу, которая серьезно помогала бы СМБ. Собственно, вот так и родилось наше предложение.
Как бы вы сформулировали цель программы?
С. К.: Предоставить финансовый инструмент, который позволит сделать максимально удобным и понятным для заемщика получение денежных средств на развитие бизнеса.
М. Р.: Помочь максимально быстрому развитию эффективных средних и малых предприятий.
Можно ли говорить, что разработанная вами программа — продукт, не имеющий аналогов на отечественном рынке банковских услуг?
С. К.: Безусловно, это уникальная программа. И мы старались, чтобы она стала максимально рыночной, реально работающей, а не просто некой заявленной. Чтобы у людей где-то, пусть даже на подсознательном уровне, не возникало пессимистического ощущения, что «все это реклама».
То есть у вас нет конкурентов? Образно говоря, никто в затылок не дышит?
М. Р.: Особой конкуренции, как уже отмечала моя коллега, на рынке кредитования СМБ действительно нет. Судите сами: число таких предприятий в крупных городах — допустим, в Москве — измеряется десятками тысяч, в городах помельче — тысячами. Согласитесь, число очень велико. И если соотнести с ним число выданных СМБ кредитов, то станет очевидно, что оно измеряется десятыми долями процента, а может быть, даже сотыми. Соответственно, можно сказать, что рынок вообще не конкурентен. Об этом же свидетельствует тот факт, что программы кредитования СМБ пока рассчитаны на активный спрос, то есть предприниматели должны сами узнавать у банка об условиях займа, а не наоборот, когда при конкурентном рынке сотрудники банков гоняются за потенциальными клиентами.
Программа стартовала в мае 2006 года. Можно ли уже сейчас оценить ее эффективность?
С. К.: Безусловно, программа идет очень успешно. Это видно уже сейчас. Налицо активный рост: мы считаем по средневзвешенному портфелю за квартал, и с учетом аннуитетных погашений у нас происходит удвоение портфеля.
М. Р.: Программа работает эффективно. С момента ее старта выдано кредитов на несколько десятков миллионов рублей. Да и потребность в нашем продукте колоссальная. Потому что получить кредит по программе Русь-Банка и Росгосстраха может любое реально работающее среднее или малое предприятие.
Обозначьте в общих чертах портрет вашего заемщика?
С. К.: Его среднемесячный оборот составляет до 15 млн. рублей. Если говорить о форме владения, то к нам обращаются очень много ПБОЮЛ. Что касается секторов экономики, то 60% клиентов приходят к нам из торговли, 20% — из сферы услуг, в том числе транспортных, 15% — из производства и оставшиеся 5% занимает строительство и ремонт.
То есть чаще всего это горожане. А как обстоят дела с фермерами?
С. К.: Традиционно в нашей стране деревня отставала от города. Вот и сейчас сельские предприниматели меньше интересуются кредитованием. И это не их вина. Мы ни в коей мере не исключаем фермеров из списка наших потенциальных клиентов. Их кредитование — это вопрос времени. Мы очень рассчитываем на так называемые крестьянские регионы, на Черноземье, в первую очередь.
М. Р.: Мы проанализируем ситуацию, и, думаю, будем выходить на село. Ведь такой шаг требует определенной технологической инфраструктуры. Иными словами нужно, чтобы клиент контактировал с банком. Это важный момент. А для этого кредитная организация физически должна присутствовать на селе, либо руководителю сельского предприятия нужно приезжать в город, где расположен банк.
Где программа пользуется большей популярностью? В столице или регионах?
С. К.: Сначала восприняли программу регионы. Но в последнее время у нас очень сильно подтянулась Москва и стал догонять Санкт-Петербург.
М. Р.: Удачно стартовала программа в Новосибирске. Там едва ли не в первую неделю начались активные продажи. Так что на запуск проекта потребовался минимум времени.
Какие регионы охватывает программа?
С. К.: Практически всю страну, включая Улан-Удэ, Калининград, Волгоград, Краснодар, Новосибирск, Томск, а также центральную часть России. Это можно назвать еще одним преимуществом программы.
Можно ли сказать, что в своей программе вы делаете ставку на регионы?
М. Р.: В определенной степени, да. Потому что в регионах доля средних и малых предприятий значительно больше, нежели в столице — с ее активно работающими крупными корпорациями и высокой концентрацией капитала. Следовательно, в регионах программа более актуальна и, смею надеяться, со временем будет пользовать еще большей популярностью.
На какую сумму чаще всего берут кредит по программе?
С. К.: Немного больше миллиона: 1 100 000—1 200 000 рублей. А вообще, величина кредита напрямую связана с регионом, где он выдается. Например, в Томске в среднем занимают весьма небольшие суммы — порядка 500—800 тыс., в Питере и Новосибирске берут уже больше. Хорошо выдаются кредиты в Москве, в Подмосковье — особенно в Коломне.
Расскажите о минимальном и максимальном займе, которые можно получить по программе?
С. К.: Сумма кредита по нашей программе составляет от 300 тыс. до 7 млн. рублей. Но, как правило, 300-тысячные займы переадресуются нами в раздел потребительского кредитования. Мы выдавали и суммы больше 7 млн. рублей. В этом случае фигурировал очень хорошо развивающийся бизнес клиента или связанные заемщики — имеющие несколько направлений бизнеса. Такие заявки выносились на кредитный комитет, что, правда, удлиняло процедуру оформления займа. Но благодаря технологии электронного согласования всего на 1—2 дня. То есть мы стараемся, чтобы экспресс-кредитование осуществлялось и в этом случае.
На какие цели, как правило, идут кредитные деньги?
С. К.: 80% заемщиков тратят их на пополнение оборотных средств, то есть на товарно-материальные закупки, расчеты с поставщиками, хозяйственные нужды. 20% получивших кредит направляют его на различные инвестиционные цели.
Что чаще всего оставляют в залог?
С. К.: Структура залогового портфеля следующая: товары в обороте — 43%, недвижимость — 22%, оборудование — 18%, автотранспорт (как грузовые, так и легковые машины) — 15%, поручительство Росгосстраха — 1,5%, ценные бумаги — 0,5%. Как видите, мы стараемся быть максимально гибкими.
Бывали ли случаи, когда в залог оставляли нечто необычное?
С. К.: Да. Очень дорогой мотор от катера. Клиент хотел заложить весь катер, но документы на него было довольно сложно оформить. Поэтому ограничились мотором. Заемщик просил порядка 1 млн. рублей и, помимо мотора, предоставлял дополнительное обеспечение кредита.
Существуют ли в рамках программы какие-то льготы для заемщиков?
С. К.: Во-первых, у заемщиков, кредитующихся по нашей программе, есть возможность воспользоваться льготными условиями по расчетно-кассовому обслуживанию (РКО). Русь-Банком разработан специальный тарифный план РКО, учитывающий особенности работы с расчетным счетом именно средних и малых клиентов. Во-вторых, если в нашем банке предприниматель уже имеет хорошую кредитную историю и у него твердый залог, мы идем на снижение процентной ставки.
М. Р.: В Росгосстрахе для заемщиков по программе СМБ предусмотрены скидки при заключении других договоров страхования. Мы дорожим нашими клиентами и рассчитываем на долгосрочность взаимоотношений.
Несколько слов о господдержке СМБ в рамках программы.
М. Р.: Действительно, в нашей программе используются возможности, предоставляемые для поддержки СМБ государством, когда заемщик получает право на компенсацию из федерального бюджета до 90% от стоимости гарантии Росгосстраха. Для этого предпринимателям необходимо обратиться в органы исполнительной власти своего региона. Госпрограмма должна стимулировать процесс активизации среднего и малого бизнеса. Она, образно выражаясь, говорит заемщикам, что ничего невозможного не бывает, призывает не бояться брать кредиты, обещает помочь. Другое дело, что пока госпрограмма не очень популярна — : о ней просто мало кто знает. И мало кто из средних и малых предприятий берет кредиты. Все это умножается одно на другое, и в результате мы получаем практически этап запуска этого федерального проекта. Но мы надеемся, что активная работа по кредитованию СМБ приведет к тому что, госпрограмма станет активно работать.
Помогает ли программа бороться с так называемыми серыми кредитами, когда предприниматели одалживают деньги у друзей-знакомых?
С. К.: Думаю, да. Потому что она расширяет возможности заемщиков. Раньше предприниматели, не обладавшие достаточным залогом, не могли получить средства на развитие бизнеса и ограничивались потребительским кредитом — с достаточно высокими процентными ставками и мизерными для нормального бизнеса суммами. Альтернативой потребкредиту был займ у знакомых-предпринимателей.
Что же касается нынешней ситуации с «серыми» кредитами, то, на мой взгляд, она меняется в лучшую сторону. На рынке появляются доступные программы кредитования СМБ, которые постепенно исцеляют людей от пессимизма. Потом ведь многие малые предприятия банков просто побаиваются: опасаются, что кредитная организация будет вести себя жестко. И здесь банку важно грамотно построить сотрудничество — в первую очередь, это касается кредитного инспектора, который наряду со своими основными обязанностями должен выполнять функции и бизнес-консультанта, и даже психолога. К счастью, в нашем обществе входит в моду экономическая культура. Так, клиентам становится важна их кредитная история, и некоторые берут кредиты именно для того, чтобы ее наработать. Это очень приятно. А приходить в банк, объяснять, как у тебя все хорошо, будучи не в состоянии подтвердить сказанное никакими документами, уже совсем не модно.
М. Р.: Надеюсь, что да. Вообще, в последнее время кредитование становится все более востребованным. Если же говорить о кредитовании СМБ, то здесь очень существенным мне кажется вопрос доверия. Причем доверия банка к среднему или малому предприятию. Сейчас этот контакт налаживается быстрее. Естественно, когда предприятие предоставляет банку всю информацию о себе, оно приходит к определенному пониманию своего партнера, коим является банк. Таким образом, барьер на пути взаимного доверия преодолевается.
По поводу нынешней ситуации с «серыми» кредитами (их еще можно назвать заменителями нормальных банковских продуктов) скажу, что, действительно, несколько лет назад они были достаточно популярны, но не сейчас. Потому что, во-первых, «серые» кредиты не дешевле, а чаще всего именно дороже, чем официально получаемые. И, во-вторых, в таком кредитовании содержится дополнительный риск для заемщика. Ведь что значит, одолжить у друзей? Порядочные и ответственные люди понимают, что у друзей тоже есть бизнес и что выводить из него деньги не совсем хороший поступок. А значит, нужно
Планируете ли вы в дальнейшем вносить коррективы в программу?
С. К.: В менеджменте, как впрочем, и в биологии есть такое понятие — реакция на изменения. В теории жизнеспособности это просто базовая вещь. То есть если ты правильно и быстро реагируешь на изменения, значит, у тебя все будет хорошо. Поэтому мы постоянно отслеживаем, насколько настройка нашей программы соответствует клиентскому сегменту и тому, что происходит на банковском рынке. Мы открыты к корректировке. И если вдруг на рынке произойдут какие-то революционные изменения, например, связанные с административной поддержкой СМБ, мы, безусловно, отреагируем на них.
Пока же за все время действия программы мы работали над тем, как максимально ее упростить, чтобы она быстро работала. Все-таки продукт заявлен как экспресс-кредитование. При этом следовало помнить о нашей развитой региональной сети. Соответственно, программа должна быть управляема и контролируема. Мы балансировали между двумя компонентами: с одной стороны, быстро и хорошо, с другой — очень надежно. В итоге мы максимально «закрутили гайки» управления работы филиалами, теперь же не чувствуем в этом острой необходимости и постепенно настраиваемся на то, чтобы максимально доверять филиалам. Но и проверять.
М. Р.: Любая программа нуждается в совершенствовании. Ближе к середине нынешнего года мы проанализируем количество подписанных договоров и по результатам этого анализа внесем необходимые изменения, способные сделать нашу программу еще более привлекательной для клиента.
Анастасия ЕГОРОВА