Санация Связь-Банка закончилась ровно год назад и обошлась Внешэкономбанку в 125 млрд рублей. Как чувствует себя кредитная организация после столь масштабных финансовых вливаний и будет ли осуществлен мегапроект по созданию Федерального почтового банка, который еще в 2009 году одобрил наблюдательный совет ВЭБа во главе с Владимиром Путиным? На вопросы Елены ИЩЕЕВОЙ отвечает председатель правления Связь-Банка Денис НОЗДРАЧЕВ.
— Как происходила санация банка после кризиса 2008 года и на что были потрачены все эти деньги? Что было самое сложное?
— Самое сложное для государства было, наверное, принять решение о санации Связь-Банка и выкупе ВЭБом пакета акций за счет допэмиссии. На тот момент для Внешэкономбанка это был совершенно непрофильный бизнес. Тем не менее такое решение было принято, огромные средства потрачены — даже не вложены, а именно потрачены на латание дыр, чтобы рассчитаться с клиентами, восстановить финансовую устойчивость банка. Средства, которые направлены непосредственно на развитие, — они не пугающие, поэтому в настоящее время мы уже динамично развиваемся за счет собственных ресурсов.
— Я помню, в 2009 году Владимир Путин настоятельно рекомендовал провести расследование. Каковы результаты проверок и были ли люди, которые понесли ответственность за то, что такой банк, системообразующий и социально ответственный, в свое время оказался на грани краха?
— Со своей стороны мы предоставили всю необходимую информацию тем органам, институтам, которые ответственны за проведение соответствующих расследований. До настоящего времени, насколько мне известно, дела еще продолжаются, но наша задача — развивать бизнес, а не смотреть назад в прошлое. Поэтому история рассудит, и, наверное, будут сделаны соответствующие выводы в свое время.
— Интерес общественности к вашему банку также был связан с информацией о возможном объединении с Почтой России. В стране приблизительно 40 тысяч почтовых отделений. Если хотя бы в половине из них вы откроете свои представительства, то станете крупным игроком, розничным универсальным банком, конкурентом и ВТБ 24, и Сбербанку России. Как сейчас продвигается этот проект?
— Позвольте сначала уточнить: с Почтой России нас никто объединять не собирался. Просто в конце 2009 года было принято решение на базе Связь-Банка при участии Внешэкономбанка и Почты России создать Почтовый банк Российской Федерации. Проект является очень сложным, комплексным, его цели и задачи носят стратегический общегосударственный характер, анализ различных вариантов, сторон, кто должен принимать участие в этом проекте, продолжается. Связь-Банк своей задачей видит в данном процессе подготовку базы для успешного старта проекта, чем мы, собственно, занимаемся, и, мне кажется, уже достигли существенных результатов.
— Когда он может быть реализован, хотя бы приблизительные сроки?
— Знаете, этот вопрос, как говорится…
— Не к вам?
— Да, не по уровню моего образования.
— Все последние новости по вашему банку связаны с выдачей крупных кредитов предприятиям, заводам. Скажите, пожалуйста, Связь-Банк исторически на этом специализировался и как вы сегодня видите свое продвижение в будущее?
— Безусловно, основной нишей работы банка был сегмент корпоративного кредитования. Этим направлением мы занимались с 2009 года, достигли достаточно серьезных результатов. Вместе с тем основная задача, которая перед нами стоит, — это развиваться как универсальный финансовый институт, поэтому в последнее время мы основной акцент своего развития делаем на розничное кредитование.
— Кто сегодня основные клиенты вашего банка? Кто с вами остался, несмотря ни на что, и за счет чего прирастаете новыми?
— Мы не потеряли клиентскую базу, так как банк, особенно с момента начала санации, вел себя исключительно корректно по отношению ко всем своим контрагентам. Даже в трудные времена «первой волны» финансового кризиса мы продолжали кредитовать, и поэтому якорных базовых клиентов из телекома, таких как «Ростелеком», «Связьинвест», межрегиональные компании связи, мы сохранили и упрочили наше сотрудничество.
— То есть связисты, ваша целевая аудитория, с вами остались?
— Не совсем так, целевая аудитория у нас — это вся страна, мы не ставим перед собой задачи концентрации на каком-то отдельном секторе. Наоборот, диверсификация — это всегда залог стабильности и финансовой устойчивости любой организации. Мы кредитуем предприятия всех секторов экономики, нарастив корпоративный портфель за два года с 27 миллиардов до 106 миллиардов рублей.
— Когда ожидается выход ВЭБа из капитала Связь-Банка?
— Очень хороший вопрос. С одной стороны, безусловно, в начале санации Внешэкономбанку никто не ставил задачи стратегического долгосрочного владения пакетом акций Связь-Банка, что предполагает, в моем понимании, срок от десяти и более лет. Сейчас мне неизвестны планы (а я о них, наверное, узнаю одним из первых) о выходе ВЭБа в перспективе до пяти лет из капитала Связь-Банка. С основной задачей — повышением инвестиционной привлекательности, которую главный акционер перед нами поставил, мы довольно успешно справляемся. Когда появится заинтересованный инвестор, способный выкупить этот пакет и обеспечить Внешэкономбанку и государству в его лице возврат тех средств, которые потрачены на санацию, я думаю, это и будет тем моментом во времени, когда ВЭБ будет выходить из капитала Связь-Банка. Но сегодня до этого, поверьте, очень далеко.
— Какую долю в пассивах банка в настоящее время составляют средства частных лиц?
— С одной стороны, это немного, всего лишь 10—11%, но это существенный рост по сравнению с прошлым годом. То есть цифра порядка 16,8 миллиарда рублей полностью обеспечивает ресурсную базу для кредитования розничных клиентов. На следующий год мы ставим задачу в полтора раза увеличить этот показатель — до 25,1 миллиарда, что является темпом гораздо выше общебанковского российского. Это относится и к другим направлениям бизнеса Связь-Банка, то есть мы во всех своих ключевых бизнесах опережаем темпы роста рынка.
— За счет чего банку выделиться на рынке? Ведь так много кредитных организаций, и каждая хочет заполучить клиента на длительный срок. Каков ваш рецепт?
— Рецептов, наверное, нет ни у кого, но надо стараться наладить диалог с клиентом — неважно, корпоративный он или частный. Если клиент понимает, чего он хочет, если банк ему на понятном и доходчивом языке может объяснить возможности, предоставить качественный продукт с небольшими сроками рассмотрения, с комфортным обслуживанием, то, наверное, у любого банка при таком подходе и его правильной реализации будет успех.
— В отделениях Связь-Банка наблюдаются очереди?
— К сожалению, не такие, как хотелось бы. Безусловно, есть расчетные дни, когда люди к нам приходят…
— Но хотелось бы очередей?
— Но при этом не хотелось бы дискомфорта для клиента.
— В реализации каких государственных программ банк принимает участие?
— Это прежде всего военная ипотека. В рамках 117-го федерального закона мы предоставляем кредиты военнослужащим на приобретение жилья, которые участвуют в программе ипотечного накопления с достаточно льготными, на мой взгляд, условиями. Там сумма кредита — до 2,2 миллиона рублей, процентная ставка в первый год — 9,5%, далее — 10% либо 10,5% (в зависимости от первоначального взноса). Это очень востребованные продукты. Также мы активно участвуем в планах администраций субъектов Федерации по льготному кредитованию социально малообеспеченных слоев населения, но это работа 2012 года.
— Денис Александрович, за вашей спиной висит карта России. Предположим, прошло десять лет. Каким вы видите присутствие Связь-Банка через этот срок?
— Два варианта: будет ли Почтобанк, не будет Почтобанка. Это совершенно разные, наверное, цветовые решения на данной карте. Я считаю, что сегодняшнее присутствие в регионах — сейчас это 52 региона — может видоизменяться внутри.