В конце прошлого года известный пивовар Олег Тиньков* купил небольшой Химмашбанк. В феврале он дал ему свое имя, назвав «Тинькофф кредитные системы» (ТКС). А в июне он нашел для него нового руководителя — Оливера Хьюза, до этого руководившего российским представительством Visa. Именно Хьюзу предстоит воплощать в жизнь новую для России идею Тинькова* сделать ТКС успешным виртуальным банком. Хьюз рассказывает, что у банка нет отделений, банкоматов, он работает дистанционно от клиента через партнерские каналы, а клиенты получают обслуживание по телефону, sms-банкинг и в совсем ближайшее время — через интернет-банк.
В феврале банк Химмашбанк, специализирующийся на обслуживании корпоративных клиентов, был переименован в «Тинькофф кредитные системы», летом банк прекратил все операции с корпоративными клиентами, начав предоставлять услуги только физлицам.
— У кого появилась идея создать виртуальный банк?
— У Олега. Когда он учился в Штатах в
— Как вы получаете информацию о клиентах и принимаете решение, кого брать в заемщики?
— Клиент не может просто прийти в наш банк и получить карту. Мы сами выбираем клиентов в партнерских базах и рассылаем им предложения. У нас много партнеров, через которых мы производим рассылку: «НТВ-плюс», страховая компания «Русский мир» и различные каталоги, например Burda. Клиенты банка — образованные городские жители в возрасте от 25 до 40 лет с доходом от $500 до $1500.
— А чем ваша карта будет отличаться от других?
— Это премиальная карта «Тинькофф платинум», у нее высокий лимит — до 300 000 руб., низкая базовая ставка — 12,9%, льготный период — 55 дней и допуслуги: дополнительные карты, страховка, sms-информирование, а со временем мы предложим бонусы в рамках партнерских программ.
— Опишите схему, по которой работаете.
— Совместно с нашими партнерами выходим на клиента, партнер отправляет потенциальному заемщику предложение-анкету от имени банка, в котором ему предлагают выпустить карту «Тинькофф платинум». Лимит определяется в зависимости от кредитной истории и дохода клиента. Если клиент соглашается, то заполняет анкету и отправляет ее нам — через курьера, партнера или по почте. Получаем ответ, обрабатываем анкеты, одобряем лимит, выпускаем карту и отсылаем клиенту. Клиент звонит в call-центр, активирует карту и начинает ею пользоваться. Дистрибуция карточек и способ доставки очень удобны, клиенту никуда не надо идти, он все делает по телефону либо через интернет.
— А как клиенту гасить кредит?
— Мы работаем с почтой, платежными терминалами, такими как «Элекснет», есть партнеры и среди банков, через их банкоматы также можно будет погасить наш кредит. До конца первого полугодия 2008 г. мы намерены охватить 70 регионов.
— Банк работает по схеме, которую раньше никто не применял, поэтому отношение к вам неоднозначное.
— Я знаю, что для рынка мы необычный банк. ТКС — инновационный банк, ведь мы создали абсолютно новый канал привлечения клиентов в России — прямые продажи. Результаты показывают, что эта бизнес-модель работает. Эмиссия наших карт ежемесячно прирастает на 300—400%, более 90% выпущенных карт активируется. Объем эмиссии назвать не могу.
— Многие потребители рассылку кредиток восприняли негативно. Не кажется ли вам, что продукт уже зарекомендовал себя не с лучшей стороны?
— Есть негатив со стороны потребителей к экспресс-кредитам, но в отношении кредитных карт и наших продуктов я такого не замечал. Есть вопросы госорганов к некоторым продуктам, но те игроки уже приняли соответствующие меры. Например, «Русский стандарт» выпустил 20 млн карт — жаловались, может быть, 1000 заемщиков.
— Почему вы решились уйти из стабильной западной компании в рисковый проект?
— Как говорится, пришло время. У меня были великолепные девять лет в Visa, но, когда появилась правильная для меня возможность сменить деятельность, я ею воспользовался. И ни минуты не жалею о том, что перешел в банк. Олег Тиньков* сам по себе очень яркая личность и талантливый маркетолог. Меня привлекли он, проект и команда. Сейчас оптимальное время выхода на рынок для такой инновации в банковском бизнесе — через два года уже будет поздно. Goldman Sachs согласился стать миноритерием банка, а это значит, что нашу бизнес-модель оценили по достоинству. В Visa я действовал в определенных рамках, по согласованию с Лондоном, а здесь у меня более творческая и самостоятельная работа.
— Если вы растете такими темпами, вам необходимо будет оперативно и масштабно решать вопрос фондирования.
— Ресурсы мы будем привлекать разными способами, например в октябре выпустим трехлетние рублевые облигации на 1,5 млрд руб. Организаторы выпуска — Deutsche Bank и «КИТ финанс». Сейчас мы обсуждаем с нашими инвесторами ставку. Нестабильность рынков на глобальном уровне не должна отразиться на нас.
— Почему вы решили связать жизнь с Россией?
— В 1991 г. по обмену опытом я полгода учился в пединституте в Москве. Меня всегда интересовала история России, тянуло к русской культуре, особенно нравился Гоголь — за сюрреалистичность. И работа всегда была связана с Россией. Это дикий, интересный рынок! Моя жена, хотя она и британка, прекрасно говорит по-русски, как и моя пятилетняя дочь. Думаю, здесь останусь, но вряд ли навсегда.
Биография
Родился в Фолкстоне (графство Кент, Великобритания) в 1970 г. В 1992 г. окончил Университет Сассекса по специальности «история, политика и культура России и Франции»
1998
cтал менеджером управления авторизации и контроля рисков Visa CEMEA
2000
назначен директором Visa по развитию бизнеса в России
2006
занял пост руководителя представительства Visa в России
2007
стал президентом банка «Тинькофф кредитные системы»
39,4
миллиона карт выпустила Visa в России с 2000 г.
«Тинькофф кредитные системы»
выпуск кредитных карт
Активы — $15 млн.
Собственный капитал — $19,8 млн.
Прибыль — $ 68 760.
В сентябре Олег Тиньков*, владевший 100% банка, продал миноритарный пакет, размер которого не разглашается, Goldman Sachs.
Беседовала Татьяна ВОРОНОВА
Фото: Lenta.ru
*16.02.2024 признан в РФ иностранным агентом и внесен в реестр иностранных агентов.