На днях ЦБ во второй раз ввел ограничение на привлечение вкладов физических лиц для 2ТБанка. О том, что происходит в банке, почему в отношении него вновь ввели санкции и как это отразится на его работе, порталу Банки.ру рассказал совладелец и председатель совета директоров банка Артур ПЕРЕПЕЛКИН.
Летом прошлого года регулятор уже применял в отношении этого банка аналогичную меру. 30 декабря 2011 года ограничение было снято. Тогда причиной применения санкций стали доставшиеся 2ТБанку при покупке Максвелл-Банка высокорискованные кредиты.
2ТБанк — бывший Максвелл-Банк, был приобретен экс-президентом Русской винно-водочной компании Артуром Перепелкиным в 2009 году. Перепелкин возглавляет совет директоров банка, через ИК «Максвелл Капитал» ему принадлежит 19,5% акций кредитной организации. Долей в 19,7% акций владеет кипрская «Тилдеа Инвестментс Лимитед». Остальные акции принадлежат восьми физическим лицам.
— Банк постоянно терпит убытки, что вызывает недовольство ЦБ. Как вы планируете решать эту проблему?
— При покупке Максвелл-Банка нам достались высокорискованные кредиты. В связи с доначислением резервов по этим кредитам банк действительно стабильно получал убытки. Но по итогам семи месяцев, по состоянию на 1 августа 2012 года, мы вышли на чистую прибыль — 36,5 миллиона рублей. Уверен, эта динамика сохранится, даже несмотря на введенные ограничения.
— За счет чего?
— На первом этапе мы сосредоточились на кредитовании компаний, участвующих в строительстве Новой Москвы. По этим кредитам мы получаем не только текущие проценты, но часть прибыли от продаж этой недвижимости. В IV квартале начинаются первые дополнительные выплаты этих компаний.
Две недели назад банк запустил продукт «Ипотека». На первом этапе эта программа носит целевой характер, а в следующем году мы ее сделаем для любых объектов.
С 27 августа 2012 года запускается продукт «тЭффект» для предприятий. Целевой сегмент: малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Предприятие, открывающее счет, теперь автоматически получает овердрафт 150 тысяч рублей с моделью увеличения лимита.
15 сентября 2012 года стартует программа софинансирования, предлагающая нашим клиентам инвестировать свои средства вместе с банком.
— Сколько проверок ЦБ проводил в банке за последний год?
— Центробанк проводил плановую проверку с ноября 2011-го до конца января 2012 года, больше проверок не было. Мы регулярно отвечаем на запросы ЦБ по портфелю кредитов.
— Раньше вы говорили о том, что планируете удержать прирост вкладов в пределах 1% в месяц? Почему вам не удалось это сделать?
— У нас привлекательные продукты для физических лиц, поэтому идет большой приток клиентов.
— Но ведь можно было оперативно снизить ставки по вкладам, что позволило бы регулировать приток средств на депозиты…
— Нет, нельзя. Наша бизнес-модель построена, прежде всего, как сервис по управлению платежами. 80% счетов, которые у нас открываются, открываются без внесения средств. По мере того как клиент начинает пользоваться услугами банка, он заводит средства. Причина, по которой клиент приходит к нам в банк, — это совокупная оценка стоимости наших продуктов. Таким образом, снижение ставки не влияет на краткосрочное решение клиента, скорее, на долгосрочное. Поэтому первый регулятор — это снижение рекламной активности, что мы и сделали. Но на такую рекламу, как из уст в уста, мы повлиять не можем.
— Почему банк предлагал 11% годовых по вкладам до востребования, ведь и более низкая ставка имела бы очевидный эффект? В среднем по рынку ставка по таким продуктам не превышает 1%.
— Точнее 10,5%, это часть нашего продуктового портфеля. Не знаю, какая средняя ставка по рынку, но ряд крупнейших ретейловых банков предлагают 10%.
— К банку уже второй раз регулятор применяет санкции. Не боитесь, что ЦБ отзовет лицензию?
— Речь идет о предписании ограничить темпы роста, а не о наказании за проступки. ЦБ увидел угрозу в быстрых темпах роста и ограничил его введенным предписанием. По мнению ЦБ, мы должны увеличить долю юридических лиц в портфеле банка, что позволит сбалансировать портфель пассивов.
— Ожидаете ли вы оттока по действующим вкладам на нынешнем негативном информационном фоне вокруг банка?
— Нет, не ожидаем. Наш банк занимается не привлечением вкладов, а, прежде всего, привлечением клиентов на операционное обслуживание.
Беседовала Наталья РОМАНОВА, Banki.ru