В борьбе за клиентов российские банкиры все чаще объявляют о тех или иных технологических нововведениях. О том, какие инновации кредитные организации России перенимают с Запада и почему одни из них успешно приживаются, а другие нет, представители банковского сообщества обсудят 23 октября на конференции Money of the Future при участии Ричарда Брэнсона. Портал Банки.ру побеседовал с одним из соорганизаторов мероприятия, генеральным директором издательского дома «Регламент», руководителем проекта FutureBanking Антоном АРНАУТОВЫМ.
— Антон, в чем особенность вашего проекта?
— Я веду блог, сайт, посвященный современному банкингу, который мы амбициозно назвали FutureBanking, то есть «Будущее банкинга». Моя идея состоит в том, чтобы пытаться улавливать
— Какие тенденции в сфере инноваций преобладают в российском банковском секторе?
— Здесь надо понимать, что есть очень глубокие внутренние отличия банкинга в России и на Западе. Это не значит, что мы хуже во всем, но мы другие. Для того чтобы понимать, какие инновации, какие технологии будут у нас восприняты, надо понимать, как на самом деле устроена эта хитрая сфера, которая называется «российский банкинг».
Начнем с того, что у нас в России порядка 900 банков. По некоторым экспертным оценкам тех, кому я доверяю, только 15% от этого количества — это организации, которые действительно являются банками и занимаются
Если мы говорим об оставшихся 15% банках, то в их среде есть очень большая разница между крупными государственными банками, между мелкими частными банками и между крупными частными банками. Но они уже, по крайней мере, думают о том, что есть такое загадочное существо, которое называется «клиент». С этого начинаются мысли о
Один мой знакомый сказал, что ЦБ так часто меняет правила отчетности, что если у нас не будет правильно настроена технологическая система, то мы не будем успевать ее менять. То есть одним из драйверов инноваций является государство, которое заставляет думать о том, как совершенствовать свой бизнес, как наращивать прибыль и вместе с тем как лучше обслуживать клиентов.
Есть вообще странные драйверы, но они, видимо, в истории тоже очень важны. Ну, например, таким драйвером развития банковского рынка, я считаю, являются личные амбиции Германа Оскаровича Грефа…
— В смысле — его смелые планы по выстраиванию банковского бизнеса?
— Да. Он действительно собрал хорошую команду. Сбербанк совершенствуется, они вкладывают огромные деньги в развитие
— На чем строятся банковские инновации в России и за рубежом?
— Когда мы пытаемся сравнивать российские банки с западными, какие новации у нас приживаются и не приживаются, то первое, что можно увидеть, это то, что в России люди до сих пор считают деньги чем-то, что шуршит в бумажнике. В то же время в Америке в основном трансакции происходят путем платежей при помощи пластиковых карт или
А вот то, что в глаза вовсе не бросается, — и это на самом деле ключевое отличие российских банков от западных — суть вовсе не в пластике и не в безналичных расчетах. Суть в том, что основой взаимоотношений между банками и их клиентами на Западе является ипотека, ипотечные кредиты. Ипотека — это длинные деньги, которые могут быть источником развития банковской системы. В нашей стране это направление банковского бизнеса только развивается и, по идее, должно стать основанием. Но его пока нет.
— Какие инновации лучше всего приживаются в нашей стране и почему?
— На Западе драйверами внедрения инноваций являются изменения в поведении потребителя: потребитель начинает активно пользоваться, скажем, Интернетом — банки идут в Интернет. Потребитель начинает активно пользоваться мобильными телефонами, смартфонами, планшетами — банки начинают активно осваивать эти виды деятельности. У нас же драйверы кроются внутри самой банковской системы.
Да, в России есть банк Тинькова* с удачным карточным бизнесом, есть
— Есть что-то, что российские банки придумывают в сфере инноваций сами?
— Ну, придумывать, я думаю, нам пока рановато. Надо сначала научиться собирать автомобили, хотя бы
У наших банков, как ни странно, есть определенная фора. При всей нашей отсталости в плане психологии потребителя, развития пластика и так далее у банков есть преимущество в относительной новизне
Относительная новизна
— А российские банки могут научить своих коллег из западных стран
— При всем уважении к Австрии, тот же «Сбер» будет нести туда свои технологии. Получается, в
Но у наших банкиров достаточно узкое, хотя и оправданное, понимание того, что такое на самом деле банковские инновации. Первый пласт инноваций — это инновации модные, то есть технологические гаджеты, банкинг в социальных сетях и другое. Более глубокий пласт — это, например, перестройка внутренних систем обработки данных. Третий пласт — это инновации, которые вообще не очень связаны с технологиями, а, скорее, связаны с новыми отношениями. Во всех трех наши банкиры стараются
У нас
— А следующий пласт?
— Там все гораздо сложнее. «Сбер» в этом смысле опять самый яркий пример, который инвестирует огромные деньги в системы хранения и обработки данных, систему выстраивания
Если говорить о третьей сфере, то в проникновении в нее пока нет стимула, поскольку нет долгосрочных отношений с клиентами. Так, не приживается PFM — Personal Finance Management. Но не только
— А можно ли считать уход — или попытку уйти — некоторых банки в соцсети внедрением инноваций?
— В social media сегодня десятки миллионов потенциальных клиентов банков. Наверное, это факт, который банки постепенно осознают и стараются с ним жить. Жить с ним тяжело, так как очень сложно управлять тем, что в соцсетях говорят клиенты,
— Помимо выше сказанного, какие проблемы в банковском секторе с внедрением инноваций?
— На самом деле, если говорить об инновациях в банковском секторе, есть еще одна проблема: нет среды, в которой бы обсуждались,
Так, 23 октября состоится конференция, которая называется Money of the Future, то есть «Деньги будущего!». Среди участников британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Ричард Брэнсон. Помимо него, на банковской сессии конференции будет присутствовать Бретт Кинг, известный в узких кругах как евангелист, апостол нового банкинга, автор книги Bank 2.0. Также приглашен Матиас Кроенер из Fidor Bank — это единственный в мире пример банка, успешно работающего в социальной сети. Участвовать будут и другие банкиры, западные и российские. Основной темой станут как раз новые технологии и инновации в банкинге.
Беседовал Михаил ТЕГИН, Banki.ru*16.02.2024 признан в РФ иностранным агентом и внесен в реестр иностранных агентов.