Директор по развитию потребительского кредитования и стратегических партнерств
— На ваш взгляд, как на данный момент развивается рынок потребкредитования?
— Весь рынок потребкредитования сейчас составляет порядка 6—7 миллиардов долларов в зависимости от сезона, и он растет в среднем на 20—25% в год. Для сравнения: рынок кредитных карт уже в три раза больше, чем рынок потребительского кредитования, и его рост составляет 88% год к году.
— Каких объемов потребкредитования можно ожидать в следующем году?
— Я думаю, что цифра может быть в районе 9 миллиардов долларов к концу 2013 года. Здесь есть неопределенность, связанная с законом «О потребительском кредитовании», который находится в финальной стадии рассмотрения. В зависимости от того, какой будет окончательная редакция закона, рынок может получить как импульс к росту, так и набор сдерживающих факторов, которые будут заставлять банки более жестко подходить к тем заемщикам, которые приходят через потребкредитование. При этом, если некоторые мелкие игроки, которые сегодня есть на рынке, решат не играть по новым правилам и уйдут из этого сегмента, это, безусловно, даст лидерам определенные конкурентные преимущества для наращивания своей доли.
— Сколько на данный момент
— По портфелю потребительских кредитов, выданных в точках партнеров, мы перешагнули цифру в один миллиард долларов. У нас около 2,5 миллиона клиентов, которые в данный момент имеют потребительские кредиты
— Насколько вырастет кредитный портфель
— Розничный кредитный портфель банка на данный момент превышает 3,5 миллиарда долларов, на долю потребительских кредитов приходится около 25%. Мы, конечно, продолжим развиваться. В частности, в 2013 году мы нацелены на рост нашего бизнеса потребительского кредитования приблизительно на 50%.
— Какие новые продукты и услуги в потребительском кредитовании собирается запустить
— Мы прекрасно понимаем, что рынок движется в сторону пластика, и это относится ко всем клиентам — начиная от состоятельных заемщиков до массового сегмента. На данный момент мы нацелены на особый продукт, совмещающий в себе сразу два вида кредитов.
Пока всех деталей не открою, но поясню основную суть. Мы продолжим предлагать потребительские кредиты в точках партнеров, но постепенно будем технически «переводить наши отношения» с клиентами на язык кредитных карт.
Как это работает. Человек, получая в точке кредитную карту, сначала пользуется этим продуктом как обычным потребительским кредитом, ежемесячно выплачивая равными долями ту сумму, которую он у банка взял на приобретение
Когда заемщик привык платить определенную, одну и ту же, сумму в одно и то же число, привык планировать свой бюджет с учетом того, что есть
Это будет стандартный продукт, но с индивидуальными возможностями для каждого клиента. По данным картам мы будем работать по сегментам клиентов и группам партнеров, делая наполнение для каждого держателя карты особым.
— То есть вы создадите
— Сама концепция по предоставлению бонусов близкая у многих банков — различия начинаются в реализации. В потребкредитовании мы вряд ли станем предлагать скидки по
— А что еще нового сможет предложить
— Вторая концепция, которая нам кажется очень правильной для долгосрочного успеха в потребительском кредитовании, — это кобренды. В нашем понимании кобренд — это не просто два логотипа на карте, это дополнительная ценность, которую будет получать потребитель от того, что банк и партнер вместе придумали
— То есть, к примеру, вы предложите скидки в сети гипермаркетов «Ашан»?
— Мы понимаем, что люди приходят в розничную торговую сеть, обращая внимание именно на бренды. Причем как на бренд сети, так и на бренды представленных в ней товаров. Поэтому мы ведем сейчас активные переговоры с рядом больших производителей брендов, которые присутствуют на рынке.
— Именно брендов? Значит, можно расценивать подобное «сотрудничество» с брендами как приход точек
— Да, это одно из возможных направлений подобного сотрудничества. Сейчас мы очень продуктивно сотрудничаем с Re:Store — официальным партнером компании Apple — и кредитуем клиентов в точках продаж Re:Store. Мы нацелены на то, чтобы цепочка от вендора (производитель бренда) до клиента через розничную сеть и банк была абсолютно «бесшовной». Так, чтобы клиент не чувствовал, как много людей поработали над тем, что ему стало хорошо. Если каждый участник процесса пытается сделать
— А сотрудничество с брендами каких сегментов рынка интересует
— В принципе, нас интересуют все сегменты, потому что люди приобретают разные товары и услуги. У нас нет ограничений, что мы, например, четко не идем в
— Меняются ли приоритеты клиентов, которые берут у вас потребительские кредиты?
— Конечно. Изначально практически весь рынок потребкредитования формировался вокруг бытовой техники, и шла пора активного приобретения или обновления этой техники — в зависимости от того, на каком уровне достатка находился наш клиент. И эта волна
По сути, мы говорим про пирамиду потребностей Маслоу. Когда человек удовлетворил свои базовые потребности, то есть купил еду, воду, одежду, дом, у него возникает желание удовлетворить более высокие духовные потребности — познать окружающий мир, научиться разговаривать на иностранном языке, изменить свою внешность в салоне красоты. Эти потребности имеют свойство появляться у человека немного раньше, чем у него появляются достаточные собственные средства, чтобы эти потребности удовлетворить. И мы помогаем клиентам «не откладывать свои мечты на потом», воспользовавшись потребительским кредитом.
Если мы посмотрим на то, как меняется сама розница, ретейл, то здесь можно отметить интересную тенденцию. Сегодня практически рядом с каждым магазином, который работает с массовым сегментом, располагается точка туристического агентства, где за сумму от 15 тысяч до 20—25 тысяч рублей можно купить туры в разные страны. И эта сумма — 20—25 тысяч рублей — как раз и равняется средней сумме чека в потребительском кредитовании.
— Вы отмечаете появление
— Мир мошенников не сильно изменился. Пожалуй, только Интернет — та сфера, где люди пробуют
— Что вы подразумеваете под организованностью мошенников?
— Они обмениваются опытом между собой. Если открывается новая точка кредитования или на рынок выходит новый банк, естественно, мошенники сразу пытаются посмотреть, какие уязвимости есть у новой системы. И если раньше с этим было легче бороться, потому что люди на «той» стороне были наполовину профессионалы, наполовину любители, то сейчас появляется все больше
Я помню, была эпоха, когда подвозили автобусами людей с поддельными паспортами, которые шли в банк, чтобы попытаться взять кредиты. С этим было легче бороться, потому что это все равно не то организованное мошенничество, которое распространено сейчас.
Не могу не отметить, что подавляющее большинство людей в России — это честные заемщики, которые хотят действительно купить
— У честных заемщиков тоже бывают проблемы. Какой у вас уровень просрочки в банке на данный момент?
— Он в полтора раза ниже, чем то, что заявляют наши конкуренты.
— Конкуренты разное заявляют…
— У нас как у универсального банка есть несколько направлений, в которых мы работаем с клиентом. Потребкредитование — всего лишь одно из них. Но те же клиенты, которые сегодня взяли потребительский кредит, завтра могут получить в банке кредитную карту, а послезавтра могут обратиться в банк за кредитом наличными. У нас очень специфическая аудитория по сравнению с той, которую имеют банки, являющиеся монолайнерами потребкредитования. Поэтому сравнивать нас с ними не очень справедливо.
— И все же, в каких пределах находится просрочка
— До 5%.
— Глава Лето Банка, новой «дочки» ВТБ 24,
— Эта цифра — 15% — меня шокировала, потому что я считаю, что это очень высокая просрочка. Эта цифра в разы выше, чем то, что мы для себя видим как ориентир развития. Дело в том, что мы увеличиваем свою долю на рынке поступательно, но у нас нет цели завтра захватить 50% рынка потребительского кредитования, и мне кажется, что задача долгосрочного увеличения доли не может решаться через негативный опыт с каждым шестым клиентом. Ведь просрочка — это не просто потерянные банком деньги, это и показатель того, что в системе
— Если
— Наши амбиции — во всех сегментах расти быстрее рынка. Сейчас наша доля составляет порядка 14% на рынке потребкредитования, мы бы хотели приблизиться к цифре 18—20% на конец 2013 года. Это достаточно агрессивная цель, потому что рынок получит дополнительный импульс развития с приходом в этот сегмент кредитования государственных банков. Естественно, прогнозы относительно нашей доли будут зависеть от «аппетитов» этих банков.
— Вы считаете, что рынок потребительского кредитования «сдувается»?
— До того как Сбербанк и ВТБ 24 решили выйти на этот рынок, часто звучали мнения, что рынок потребительского кредитования — эта такая ниша, которая существует только определенный период времени и потом переходит в другие сферы. Наверное, есть правда в этом утверждении, всё в этом мире не вечно — Солнце, Земля, потребительское кредитование. Но то, что государственные банки обратили внимание на этот сегмент, наверное, означает, что в нем есть
— На ваш взгляд, какие существуют законодательные инициативы, помимо закона «О потребительском кредитовании», которые могли бы способствовать более быстрому развитию этого сегмента рынка?
— Основная проблема, которая сейчас существует в России с точки зрения законодательства, заключается в том, что законодательство не успевает за той массовостью банковских услуг, которая есть уже сегодня. В первую очередь это касается, наверное, идентификации клиентов. Даже если клиент занимает у кредитной организации маленькую сумму, закон все равно предусматривает его обязательную идентификацию по паспорту и личный контакт. И в то же время клиент может пользоваться различными каналами для перевода до 15 тысяч рублей без идентификации. Банкам сегодня такой роскоши не дано. В этой ситуации закон об
— Как вы можете охарактеризовать типичного заемщика
— Мне сложно нарисовать портрет типичного заемщика, потому что наших клиентов настолько много и они настолько разнообразны, что общая картинка в любом случае получится очень пестрой. Как может выглядеть обобщенный образ мужчины и женщины? Если же просто о статистике, то женщин среди наших заемщиков чуть больше. Возраст нашего заемщика — от 19 лет и без ограничений. Сумма среднего чека по потребкредиту около 20 тысяч рублей, средний срок кредита — около 12 месяцев.
— Как это — без ограничений? Должен же быть
— Мы выдаем потребительский кредит любому, у кого есть на момент получения кредита официальное место работы и достаточный для погашения доход.
— А если мне 80 лет и я продолжаю работать? Вот такая я работящая, и с руководителем моим мы
— Потребительский кредит выдадим.
— А что не выдадите?
— Если говорить о
— По вашему мнению, средняя сумма потребительского кредита в
— Да, у заемщиков расширяется круг интересов, их потребности выше уровня инфляции. Если
— В каких случаях
— Мы, безусловно, относимся к тем трагедиям, которые могут происходить у людей, очень человечно и стараемся в каждой ситуации, если у людей возникла непредвиденная ситуация в жизни, общаться с заемщиком и смотреть, что мы можем сделать. Но сам по себе банковский бизнес — это не то, что может обезопасить людей от
Когда люди садятся в машину, они же понимают, что ставят себя в необычную ситуацию, и поэтому страхуют машину, жизнь, гражданскую ответственность. Так же и в случае с кредитом. Мы говорим: может в жизни случиться ситуация, когда страхование жизни заемщика, страхование его от потери работы может ему помочь. Заемщики должны понимать, что, несмотря на неприятную ситуацию в жизни, у них есть обязательства перед банком и эти обязательства нужно выполнять. Тем не менее, если имеют место природные катаклизмы или
— Потребительское кредитование
— У нас представлено
Беседовала Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru