Двенадцать лет назад, когда Александр ЛЕВКОВСКИЙ отмечал с братьями Ананьевыми получение Промсвязьбанком лицензии, он и представить не мог, что возглавит банк с активами более четверти триллиона рублей. Теперь акционеры ставят председателю правления новую задачу — за пять лет сделать Промсвязьбанк крупнейшим частным банком в России.
В интервью газете «Ведомости» Александр ЛЕВКОВСКИЙ рассказал о последних достижениях, планах на будущее и предполагаемых путях реализации поставленных перед ним задач.
— Что изменилось в банке с назначением Дмитрия Ананьева сенатором?
— Ничего. Алексей Николаевич (Ананьев, председатель совета директоров банка) всегда был в курсе всех дел, участвовал в принятии ключевых решений. Здесь полная преемственность.
— Повысилась ли планка требований к банку?
— Наша новая стратегия и так амбициозна. Акционерами поставлена задача стать в 2012 г. крупнейшим частным банком России по величине чистых активов с кредитным портфелем в $50 млрд. Достичь этого за счет органического роста невозможно.
— Что будете покупать?
— Изучаем практически все регионы, где есть самостоятельные банки. Но пока сказать можно только об одном проекте — Волгопромбанке.
— Даже если их будет десятки, за счет слияний и поглощений в регионах крупнейший частный банк страны создать невозможно. На чем основаны столь амбициозные планы?
— Исторически мы — корпоративный банк. Но будем развиваться как универсальный коммерческий банк. При бурно растущей экономике есть смысл занять максимальную долю рынка в каждом из сегментов. И лишь когда наступит период замедления или стагнации, уместнее задумываться о специализации. Но до этого еще очень далеко.
— Ситуация на внешних рынках оставляет желать лучшего. За счет чего собираетесь финансировать рост?
— Рынок не может постоянно находиться в кризисном состоянии. В этом году ситуация на внешних рынках должна восстановиться. Активность сделок по торговому финансированию, где мы получаем непубличное финансирование, только возросла. Инвестиционный капитал продолжает поступать. После отмены ограничений по валютному законодательству мы стали более зависимы от внешних рынков. Но у нас очень сильное государство, которое имеет достаточно возможностей, чтобы поддержать рынок и экономически, и административно, и политически.
— Сколько средств требуется для реализации стратегии до 2012 г.?
— Речь идет о десятках миллиардов долларов. За счет денег с внешних рынков сейчас формируется 35—40% пассивов. При органическом росте банка эта доля сохранится на том же уровне.
— Какие вливания будут в акционерный капитал и с чьей стороны?
— Банк должен быть готов превратиться в публичный финансовый институт. Когда именно это произойдет — загадывать невозможно. Рассматриваются всевозможные варианты пополнения капитала без изменения структуры акционеров — от субординированного долга до капитализации прибыли. Основные владельцы готовы сокращать долю ради серьезных альянсов или IPO.
— Велись переговоры об увеличении доли в вашем банке Commerzbank…
— По продаже контроля договоренности так и не возникло
— Альянс с сопоставимыми по размеру российскими банками возможен?
— Если состоится публичное размещение наших акций, то будет объективная оценка банка. И проще будет договариваться об обмене акциями. Но все крупные российские банки сильно отличаются друг от друга. На первый план выходит вопрос не «сколько мы заработаем», а «кто будет главным». А это убивает идею напрочь.
— Развитой розничный бизнес серьезно повышает стоимость банка. Когда этот фактор у вас сыграет в полной мере?
— И акционеры нас торопят. Нам удалось пройти самый сложный этап. Ведь многие, кого мы хотели пригласить, откровенно заявляли: мы не верим, что корпоративный банк может стать еще и розничным, а еще и банком для малого и среднего бизнеса. Сейчас мы предлагаем розничные продукты на рыночном уровне.
— В стратегии есть место опционной программе?
— Да. Программа пока не готова, подробности сообщить не могу. Сейчас у менеджмента долей нет.
— Сколько, по вашей оценке, сегодня стоит банк?
— Многие миллиарды долларов. Какие — покажет сделка со стратегом или размещение акций.
— Если к концу года ситуация на внешних рынках не нормализуется, не придется ли корректировать стратегию, отказавшись от претензий на звание крупнейшего частного банка?
— Цель должна быть более амбициозная, чем объективные факторы. Cамые успешные бизнес-проекты всегда делаются через «не могу». Но для реализации амбициозной цели на каждый год верстается детальный план, основанный на реальной экономической ситуации.
— Какую роль в бизнесе банка играют другие активы братьев Ананьевых?
— Доля кэптивных кредитов в активах банка — 2,4%, по данным МСФО на 30 сентября 2007 г. Доля кредитов, аккредитивов и гарантий банка компаниям, входящим в группу «Промсвязькапитал», в общей величине финансовых вложений — 2,9%, доля в выручке — 1,6%. Мы не кэптивный банк, это факт.
— Как еще долго собираетесь возглавлять банк?
— Я работаю на стандартном бессрочном трудовом соглашении. И буду счастлив, если в долгосрочной перспективе акционеры меня в этой роли видят.
— Свободное время на что предпочитаете тратить?
— На семью, на детей. Стараюсь время от времени выходить на теннисный корт и иногда нормально выспаться.
Биография
Александр Левковский родился в 1972 году в Москве, в 1994 году окончил Московский экономико-статистический институт, кандидат экономических наук. В Промсвязьбанке работает в течение 12 лет.
Промсвязьбанк — активы — около 290 млрд рублей, капитал — 34 млрд рублей. Чистая прибыль — около 3,5 млрд рублей, розничный кредитный портфель — 32 млрд рублей (2007 год). Депозиты физических лиц -составляют 35 млрд рублей. Акционеры — 84,68% акций через совместную структуру на паритетных началах владеют братья Ананьевы, 15,32% — под контролем немецкого Commerzbank. По данным «Интерфакс-ЦЭА» на 1 января 2008 года, по размеру активов Промсвязьбанк занимал 12-е место в рейтинге российских банков, по размеру собственного капитала — 17-е, по прибыли до налогов — 14-е.
Беседовал Василий Кудинов
Фото: Ведомости