Первые глобальные выводы из нынешнего финансового кризиса на мировых рынках должны быть сделаны уже на встрече министров финансов «большой семерки» в апреле в Вашингтоне и в ходе весенней сессии МВФ. Глава Бундесбанка (Центробанка) Германии Аксель ВЕБЕР в беседе с корреспондентом Handelsblatt рассказал о своем понимании уроков, которые следует извлечь участникам рынка, о масштабах нынешнего финансового кризиса и существующих рисках.
—
— Рынки выбиты из колеи. В то же время поглощение Bear Stearns концерном JP Morgan и принятые Федеральной резервной системой США меры я считаю шагами, способными оказать положительное воздействие на ликвидность и способствовать улучшению жизнедеятельности финансовых рынков. Какого-то существенного резкого роста напряжения на европейских рынках капитала мы сейчас не наблюдаем, однако участники рынка нервничают. Поэтому, как и раньше, необходима максимальная прозрачность в плане предъявления всех рисков, причем не в последнюю очередь и для того, чтобы способствовать укреплению доверия между игроками.
— В чем суть кризиса доверия на рынках?
— На финансовых рынках мы наблюдаем очередной этап неуверенности, а это снова приводит к напряжению в различных сегментах рынка. Главная причина — недостаточная прозрачность. Участники рынка нуждаются в ясности по всем рискам своих деловых партнеров.
— Существует ли лекарство против этой неуверенности?
— Все игроки должны своевременно предоставлять информацию о своих рисках. Неуверенность одними объявлениями о необходимых списаниях не устранить. Прозрачность есть и будет велением времени. Это касается не только регулируемых банков, но и всех участников финансового рынка, включая инвестиционные компании и хеджевые фонды.
— Раньше звучали утверждения, что проблемы закончатся после предъявления банками своей ежегодной финансовой отчетности…
— Презентация годовых отчетов стала шагом к большей прозрачности. Однако фаза адаптации рынков в день презентации отчета не завершается. Поэтому-то и нельзя было ожидать, что после объявления итогов года все волнения на рынке и необходимость списаний окончательно останутся позади. Нельзя при этом не заметить одного: показав свою годовую отчетность, банки как минимум предоставили важный для рынка перечень своих рисков. Поскольку ситуация на рынках в первом квартале опять ухудшилась, возникла необходимость новых списаний. И мы еще увидим это в квартальных отчетах. То, что в конце 2008 года будет включено в годовые отчеты, в значительной степени зависит от дальнейшего развития рынка, риски снижения которого существуют до сих пор. Однако участники рынка имеют возможность внести свой вклад в минимизацию этих рисков.
— Что вы имеете в виду?
— Важный ключ к тому, как станут развиваться рынки в ближайшие девять месяцев, находится в их собственных руках. Сейчас имеет место дефицит взаимного доверия. Однако и в этой ситуации ожидать существенного успокоения рынка можно, если, во-первых, в качестве инструмента для достижения этого применить метод своевременного и полного предъявления рисков. Затем следует смягчить процикличность торговли. Можно использовать и возможности баланса, приняв на него высокорисковые и упавшие в цене активы.
— Почему вы так настойчиво повторяете свое требование большей прозрачности к другим игрокам на финансовом рынке?
—
— А что является велением времени для банковского надзора и эмиссионных банков?
— Евросистема внимательно следит за рынками и действует так, как того требует ситуация. Это в первую очередь касается наших операций с ликвидностью. Всем необходимо очень серьезно думать о том, каким образом можно смягчить переход волнений на новые сегменты рынка и процикличность нынешней ситуации.
— Для того чтобы справиться с финансовым кризисом, самый известный банкир Германии, глава Deutsche Bank Йозеф Аккерманн, призывает организовать скоординированную акцию силами правительств, центробанков и акционеров. Ваше мнение на этот счет?
— Решать собственные проблемы — это в первую очередь дело самих банков. Боюсь, что уже повторяюсь, но главное, что сегодня необходимо, это прозрачность, открытость в показе рисков и формирование доверия.
— Какие меры намечают политики и банковский надзор? Когда вы надеетесь на получение результатов?
— От Форума по финансовой стабильности, Базельского комитета по банковскому надзору и Международного валютного фонда мы ожидаем к встрече «семерки» 11 апреля в Вашингтоне и последующей за ней весенней сессии МВФ первые доклады на тему об уроках, которые следует извлечь из этого кризиса.
— А можно ли извлечь такие уроки уже сейчас?
— Важным моментом я считаю то, что основную роль в ходе нынешних волнений на рынке играла тема ликвидности.
И уже сегодня можно сказать, что и банкам, и другим нерегулируемым участникам рынка необходимо совершенствовать планирование ликвидности в условиях стресса. Кроме того, должно быть улучшено управление рисками, связанными с ликвидностью. По моему мнению, необходима большая предусмотрительность в плане наличия ликвидности на случай чрезвычайных обстоятельств — тут нужны более солидные подушки безопасности из резервной ликвидности.
— Что вы выделили ли бы еще?
— Следующий урок заключается в том, что рынок нуждается в укреплении дисциплины. Именно ввиду нехватки прозрачности комплексной секьюритизации и заемщик, и деловой партнер должны иметь стимул для улучшения контроля над рисками.
В связи с этим особенное внимание нужно обратить на вопрос о том, следует ли продолжать мириться с существующим полным разделением всей цепочки выдачи кредита: от привлечения заемщика и выдачи кредита до секьюритизации и дальнейшей передачи кредита.
— А урок номер три?
— Он заключается в том, что банкам необходимо усилить собственное управление рисками и их собственный анализ. На это я уже указывал, говоря об управлении ликвидностью. Однако момент этот более фундаментален. Так, собственная оценка рисков должна иметь преимущество перед сторонними рейтингами, которые составляют, к примеру, рейтинговые агентства.
— Не кажется ли вам, что управляющий совет ЕЦБ пренебрегает ценовой стабильностью в угоду финансовым рынкам?
— Инфляция находится на уровне выше трех процентов. Нашей целью была и остается стабильность уровня цен в среднесрочном плане. Мы заявили, что нынешний взлет цен на продукты питания и в особенности на нефть и электроэнергию подталкивает инфляцию лишь на короткое время. Мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе вектор подъема цен снова повернется в направлении наших норм стабильности, хотя вектор рисков и указывает на их увеличение. Мы сделаем все, что необходимо и что в наших силах, для того чтобы в среднесрочной перспективе удержать темпы инфляции вместе с инфляционными ожиданиями на уровне ниже 2%. Это то, что мы обещаем рынкам и населению еврозоны.
— Есть ли опасность перехода финансового кризиса на реальную экономику еврозоны?
— Конечно, тенденции развития финансового рынка не могут не сказаться на конъюнктуре. Однако еврозоне нет повода опасаться кредитного дефицита или же существенного охлаждения конъюнктуры. Европейская конъюнктура вполне добротна. Однако два риска снижения мы видим. Один из них в том, что экономика США заметно остыла. А это может привести к некоторому ухудшению конъюнктуры и у нас.
— Что вы считаете вторым риском?
— Большие затраты на рефинансирование могут привести в некоторых сегментах кредитных рынков к снижению объемов выдачи кредитов. Однако никаких признаков кредитного дефицита мы не видим. Даже если в последнее время условия предоставления кредитов в еврозоне и стали чуть строже, это случилось после длительного периода, когда они были упрощены. Кроме того, в настоящее время рост кредитования, особенно что касается ссуд нефинансовым компаниям, по-прежнему сильный.
Мариэтта КУРМ-ЭНГЕЛЬС, перевод Александра ПОЛОЦКОГО
Фото: «Деловая неделя» (Киев)