Владимир Тарачев — человек, хорошо известный банковскому сообществу. В недавнем прошлом он — депутат, активный участник и член руководства профильных финансовых комитетов Госдумы, а также ряда экспертных советов по банковскому законодательству. Но теперь он оценивает нормативную основу банковской деятельности с противоположной стороны. Сегодня он — президент, председатель совета директоров Морского Банка.
Владимир Александрович, вы родились в семье военнослужащего, были депутатом от Самарской области, а теперь возглавили Морской банк. Чем вызваны такие перемены?
Оказалось, что такие перемены предопределены. Мой отец — полковник, участник Великой отечественной войны — был военным финансистом. После школы я не пошел по его стопам, чем, конечно же, его расстроил. Но вот теперь я тоже финансист и банкир, правда, не военный. К родителям нужно прислушиваться.
В Госдуме я 12 лет работал в банковском комитете и приложил руку ко всему банковско-финансовому законодательству. Но и до этого финансовый рынок мне был близок. Моя докторская диссертация «Российский рынок ценных бумаг и привлечение инвестиций в народное хозяйство» в середине 90-х была одной из первых работ по фондовому рынку. Уже много лет я профессор Финансовой академии при Правительстве РФ, где преподаю основы финансовых рынков.
Когда поставленные перед собой задачи выполнены, надо менять работу. Поэтому я принял предложение главного акционера Морского Банка и возглавил совет директоров. Теперь уже с этой колокольни порой хорошо вижу, что нормы права, за которые я когда-то голосовал, не совсем совершенны. На это мнеиногда с ехидцей — намекают коллеги из надзорных инстанций.
Какие задачи перед собой ставите вы теперь? Какие задачи ставят акционеры банка?
Основная задача для меня как председателя Совета директоров — управление стратегическими процессами развития, корректировка глобальных задач в соответствии с основными макроэкономическими тенденциями. Развитие бизнеса в полной мере обеспечивает менеджмент банка, к этому подключаются и другие члены Совета директоров, иногда и сами акционеры. Такое управление оптимально, так как каждый занимается тем делом, в котором имеет наибольший опыт и возможности.
Если говорить о личных мотивах, то для меня это — вызов. Я знаю проблемы, трудности и возможности нашей банковской системы. Теперь мне предстоит спроецировать это на микроуровень.
Недавно банк продал свою долю в Морском коммерческом банке Калининграда, который занимался розничными услугами. Означает ли это, что теперь Морской Банк намерен ограничиться только обслуживанием корпоративных клиентов?
Сразу хочу уточнить: наш дочерний банк в Калининграде занимался розницей только в части привлечения пассивов. Основой же активных операций было кредитование корпоративных клиентов. Продажа дочернего банка в Калининграде никак не повлияла на деятельность Морского Банка, в том числе в Калининградском регионе.
Дело в том, что еще до продажи было принято решение о замещении дочернего банка филиалом. Местонахождение, сотрудники, клиенты и бизнес остались прежними, но появилось несравнимо больше возможностей по объемам и качеству обслуживания.
К моменту продажи долей деятельность дочернего банка была полностью переведена в филиал, а дочерний банк готов к реализации стратегии нового собственника и под новым именем. Покупатель, британская компания International Personal Finance, входящая в холдинг Provident Financial, известна в восточной Европе как поставщик розничных банковских услуг.
Каковы стратегические цели развития банка?
Морской Банк будет специализироваться на обслуживании морского и речного транспорта, а также смежных отраслей. Современные тенденции развития отрасли открывают много возможностей для партнерства с транспортными, страховыми, строительными, машиностроительными, лизинговыми компаниями. Он не претендует на роль единственного обслуживающего банка и не стремится ограничивать возможности своих клиентов. Банк должен предоставлять возможности, соответствующие масштабам, особенностям отрасли и международному уровню качества. Стратегия по количественному и качественному развитию основана именно на этом видении.
Если говорить о планах на ближайшее время, то среди них — увеличение капитала, размер которого превысит 1 млрд рублей, а также оптимизация внутренних бизнес-процессов и стандартов качества, развитие региональной сети.
На днях глава правительства Владимир Путин поставил задачу опережающего развития судостроительной отрасли. Какое место отводит себе банк в этой амбициозной программе?
Финансирование судостроения — одна из наиболее сложных задач. Эта отрасль требует долгосрочного финансирования, профессиональной оценки проектов, а также авансирования заказчиком 10—15% собственных средств на период строения, предоставления им соответствующего обеспечения. Для иностранных банков Россия представляет слишком высокий риск, из российских такое финансирование могут выделить только крупные банки. Одним из вариантов решения этой проблемы является синдицированное кредитование. Наш банк готов участвовать в таких проектах.
ДОСЬЕ
ТАРАЧЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ родился в 1953 году, окончил Ульяновское военное командное училище связи, Самарскую государственную экономическую академию, Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. Доктор экономических наук, профессор. Депутат Госдумы третьего и четвертого созывов. Награжден орденом Дружбы, медалью «В память 850-летия Москвы».
Какие проекты, связанные с судостроением, финансирует банк сегодня?
Банк финансирует проекты по речным судам, по судостроительным предприятиям. В качестве примера могу упомянуть Балтийский завод. Банк кредитует также приобретение частных яхт.
Планируется ли в связи с этим изменение финансовых показателей банка? Какие ресурсы планирует банк для расширения своих кредитных возможностей?
Сейчас активы банка превышают 7 млрд рублей, кредитный портфель — 4 млрд рублей, капитал — 0,7 млрд рублей, срочные средства — 2,5 млрд рублей. Ежегодно банк удваивает активы, и в первую очередь за счет кредитного портфеля. Ресурсная база растет за счет средств клиентов. В конце 2007 года благодаря дополнительной эмиссии уставный капитал вырос в 3 раза, а собственные средства — в 2 раза. Сейчас готовится еще одна эмиссия, после которой размер капитала превысит 1 млрд рублей.
Банк сохранит высокую динамику привлечения срочных ресурсов, в том числе от частных клиентов. Он не будет заниматься розничными услугами, но отрасль морского транспорта — это не только предприятия, но и сотрудники, и банк будет обеспечивать корпоративные интересы клиентов в отношении банковского обслуживания сотрудников и их индивидуальные интересы, в том числе private banking.
Сегодня банк представлен в крупных портовых городах. Как будет развиваться филиальная сеть в будущем?
Помимо головного офиса в Москве банк имеет филиалы в Санкт-Петербурге, Калининграде, Владивостоке, операционный офис в Мурманске и представительство в Новороссийске. Практически все эти подразделения были созданы на основе другой формы присутствия в регионе представительств, кредитно-кассовых офисов или дочернего банка.
Наш банк будет умеренно расширять свою региональную сеть. В планах — присутствие на Сахалине, в одном из портовых городов Дальнего Востока, на Украине и других странах.
Какое место банк планирует занять в ближайшие 5 лет?
Мы станем лидером по качеству обслуживания в морской отрасли. Если смотреть не на 5, а на 10 или 15 лет вперед, то наши стремления не ограничиваются только Россией. Мы хотим выйти на лидирующие позиции в мире. Но это будет зависеть от очень многих параметров и прежде всего от того, как будет развиваться экономика России. В ближайшие 3—5 лет мы будем создавать базу для последующего развития. А свои шансы упускать мы не намерены.
Беседу вел Игорь ПОНОМАРЕВ