На российском рынке обвал. По решению Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), торги приостановлены на неопределенный срок. Министр Финансов Алексей Кудрин выступил по телеканалу «Вести», где признал трудности с ликвидностью в российской банковской системе. Российские власти объявили, что решили поддержать ликвидностью системообразующие банки — Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ. Для этого выделяется почти полтора триллиона рублей. В свою очередь, Банк России третий день подряд устанавливает рекордный лимит предоставления средств на утреннем аукционе прямого РЕПО — 430 млрд рублей. Сложившуюся ситуацию прокомментировал президент управляющей компании «Тройка Диалог» Павел ТЕПЛУХИН в интервью Business FM.
— Российские власти объявляют, что будут поддерживать системообразующий блок банков, затем этот блок будет перекредитовывать мелкие и средние банки. По вашему, ситуация с ликвидностью действительно так опасна? Достаточно ли решительные меры предпринимает Центробанк?
— На сегодняшний момент глобальная ситуация довольно тревожна, и центральные банки каждой страны вырабатывают собственные меры. Я считаю, что Центральный Банк России в данном случае (может быть, с некоторой задержкой — но тем не менее), наконец, принял довольно ответственное решение и решил поддержать действительно крупнейшие системообразующие банки. А через эти банки поддержать и достаточную ликвидность в экономике страны.
— Но будет ли эта система эффективно работать? Будет ли достаточно полутора триллионов рублей, чтобы Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ перекредитовывали этими деньгами другие банки?
— Нельзя заранее сказать, какой суммы будет достаточно. Могу только указать на следующий факт: то, что биржи сегодня приостановили торги, во многом объясняется именно отсутствием необходимой ликвидности на рынке. То есть денежных средств для проведения расчетов. Если бы эти средства находились в системе с утра, то, я думаю, что и падение не было бы таким, и не было необходимости приостанавливать торги.
— Вы сказали, что Центробанк действует с задержкой. Насколько финансовые власти России контролируют ситуацию, на ваш взгляд?
— Для России такая ситуация нечастая, в отличие от правительств многих других стран. Они уже несколько раз сталкивались с такой ситуацией и знают, как действовать в подобных условиях. Российское правительство сталкивается с подобным в первый раз, поэтому многих нужных механизмов и отработанных процедур не существует. Даже тот факт, что ЦБ поддерживает крупные коммерческие банки, но не может поддержать крупные инвестиционные банки — тоже результат отсутствия опыта. В настоящий момент в России нет механизма помощи крупным инвестиционным банкам. Они не нуждаются в такой мощной поддержке, как коммерческие банки, но даже если бы было такое желание, банк бы не мог ничего сделать.
— Как вы прокомментируете ситуацию вокруг банка «КИТ-Финанс»? Алексей Кудрин сказал, что она исправится, а вы как считаете?
— Может быть, у Кудрина больше информации, наверняка больше. А у меня такой детальной информации по «КИТ-Финансу» нет, есть только те сведения, которые распространялась газетами. Я считаю, что здесь много некорректных данных. Это не значит, что у «КИТ-Финанса» все хорошо, но и преувеличивать масштаб бедствия тоже не стоит.
— То есть вы считаете, что эта проблема с «КИТ-Финансом» надуманна и преувеличена?
— Я считаю, что ситуацию с «КИТ-Финансом» должны обсуждать специалисты, а не так, как у нас это происходило прошлым вечером и сегодняшним утром, когда эта тема обсуждалась только среди политиков и журналистов.
— И последний вопрос относительно российских торговых площадок. Приостановлены торги на ММВБ и РТС. Что требуется для того, чтобы выправить ситуацию?
— Я считаю, что приостановка торгов — правильное решение. Динамика цен стала связываться не с фундаментальным показателем компании, а с отсутствием ликвидности, кредитных линий, механизмов взаиморасчетов между финансовыми институтами, и т. д. Цена перестала отражать реальность — по сути, ФРС предложила участникам рынка сначала провести взаиморасчеты, установить новые механизмы взаимоотношений, перечислить друг другу необходимую ликвидность, и только после этого возобновить торги. Я считаю, что такая позиция правильна. Она абсолютно взвешенная, хладнокровная и очень своевременная.
Беседовал Иван ЖИЗНЕВСКИЙ