Сделка по приобретению Михаилом Прохоровым одной из крупнейших на российском рынке инвесткомпаний «Ренессанс Капитал» со стороны похожа еще на одну операцию по спасению финансовых компаний, которые несут сокрушительные потери
— Как возникла идея продажи доли в банке?
— Речь не идет о продаже доли в банке, мы говорим о заключении партнерства с группой ОНЭКСИМ. Еще год назад мы поняли, что нам нужен сильный российский акционер. И начали обсуждать возможность сотрудничества с Михаилом Прохоровым, которого мы консультировали по сделке с «Русалом».
— Повлиял ли финансовый кризис на принятие решения о продаже?
— Некоторые видят в кризисе трудности, мы видим новые возможности. Мы всегда рассматриваем кризис как возможность завоевать большую долю рынка, привлечь лучшие кадры. Для нас кризис является периодом, когда необходимо не сокращать бизнес, а наращивать. То, что происходит сейчас, мы рассматриваем как колоссальный шанс для резкого толчка в получении новых клиентов, увеличения доли рынка и международной экспансии.
— Многие участники рынка неустанно твердят, что
— Это неправда. В первой половине этого года банк заработал $220 млн чистой прибыли. Во втором полугодии мы не потеряли деньги, наоборот, планировали заработать еще $180 млн. У нас нет дыр или проблемных подводных камней, списаний или потерь в отделе трейдинга. У «Ренессанс Капитала» практически нет leverage (показатель финансового риска, соотношение размеров активов и заемных средств.— «Ъ»). Например, у Lehman Brothers капитал составлял $20 млрд, а валютный баланс — $680 млрд, то есть leverage составлял 34. У «Ренессанс Капитала» leverage находится на уровне примерно 1 к 4—1 к 5.
— Каким образом будет проходить оплата сделки?
— Большая часть платежей по сделке уже осуществлена, после инвестиций Михаила Прохорова капитал инвестиционного банка будет примерно $1,3 млрд. До этого он составлял около $800 млн. Кроме того, мы получим дополнительные средства за счет кредитных линий, которые предоставляет нам группа ОНЭКСИМ.
— Кредитные линии будут предоставлены в любом случае или при наступлении каких-то условий?
— Они будут предоставлены, если мы сочтем это необходимым.
— То есть в случае ухудшения ситуации на рынке?
— Почему? Мы не рассматриваем эти кредитные линии как защиту от ситуаций на рынке. Мы рассматриваем это как возможность привлечения к нам наиболее профессиональных людей на рынке.
— Когда сделка будет закрыта?
— Для юридического закрытия сделки еще потребуются согласования в регулирующих органах. Но большая часть денежных расчетов уже произведена, другая часть будет осуществлена в ближайшее время. Мы надеемся, что технически сделка будет закрыта в феврале.
— У «Ренессанс Капитала» были какие-то сделки с обанкротившимся Lehman Brothers и «КИТ Финанс»?
— Потенциальные потери «Ренессанс Капитала» от сделок с Lehman Brothers составляют $1,5 млн. Это очень незначительная сумма. Все расчеты по сделкам репо, которые у нас были с «КИТ Финанс», завершены.
— Если теоретически сравнивать потенциальное партнерство «Ренессанс Капитала» с госбанком или Михаилом Прохоровым, в чем преимущество выбранного вами варианта?
— Основное преимущество — это финансовые ресурсы в условиях новой глобальной экономики и финансовой системы. Группа ОНЭКСИМ обладает колоссальными активами, которые сейчас крайне необходимы инвестиционным банкам. За последний месяц мир и рынок кардинально изменились. Сейчас даже крупнейшие инвестиционные банки не смогут существовать сами по себе, теперь у них новая модель функционирования.
Мы нашли уникального партнера. Мы знаем друг друга и работаем вместе очень давно. Михаил Прохоров был одним из наших крупнейших клиентов в течение последних полутора лет. У нас абсолютно одинаковая культура и понимание рынков. У нас одинаковые амбиции и желание доминировать на рынках. Кроме того, у Михаила есть масса связей и контактов в российском бизнес-сообществе. Он хорошо понимает, как работает крупный бизнес изнутри. Его опыт крайне необходим нам. Многие проекты мы будем делать совместно.
— Не возникнет ли конфликта интересов в связи с тем, что господин Прохоров остается вашим клиентом?
— Наоборот, еще большая часть бизнеса, которую группа ОНЭКСИМ дает инвестиционным банкам, будет у нас.
— На чем вы собираетесь зарабатывать, если инвестбанкинг как таковой сейчас парализован?
— Рынок — это динамичный механизм. Он не будет в таком плохом состоянии, как сейчас, вечно. С новым партнером мы даже в нынешней ситуации можем позволить себе развиваться, увеличивать долю на рынке и привлекать новых людей.
— На каком рынке вы планируете увеличивать долю? На рынке IPO, которые не проводятся?
— Такая ситуация будет не всегда.
— Какое направление деятельности «Ренессанс Капитала» будет наиболее прибыльным в нынешней ситуации?
— Трейдинг. В первую очередь деривативный трейдинг и торговля структурными продуктами. Когда на рынке такая бешеная волатильность, единственная возможность хеджировать риски — это покупка производных инструментов.
— Как в ближайшее время может измениться прибыль банка?
— Мы хотим, чтобы в следующем году она выросла на 30%.
— Вы хотели этого до кризиса?
— Нет, хотим сейчас.
Беседовала Наиля АСКЕР-ЗАДЕ