Беспрецедентно низкие котировки российских акций и регулярные сообщения об очередных рекордных падениях продолжают подогревать интерес к фондовому рынку со стороны как опытных инвесторов, так и новичков, желающих заработать. Обороты брокерского бизнеса действительно сократились, чего не скажешь о клиентской базе. Люди всегда будут рисковать и вкладывать пусть и небольшую сумму в биржевую игру, тем более что с помощью Интернета стать трейдером сейчас может каждый. Именно так считает глава крупнейшего российского брокера, президент финансовой группы БКС — Олег МИХАСЕНКО.
О том, как вести себя сегодня на фондовом рынке, к акциям каких компаний стоит присмотреться и каковы перспективы интернет-трейдинга, он рассказал в интервью Банки.ру.
— Олег Владимирович, как вы оцениваете нынешнюю мировую финансовую обстановку? И как осенние события отразились на вашей компании?
— Сейчас уже можно сказать, что финансовые события идут своим чередом. Первоначальная паника прошла. Россия делает все, чтобы минимизировать кризисные явления и стабилизировать ситуацию. Наше правительство постоянно выступает с различными инициативами, эта тема обсуждалась и на саммите G20. Американцы предлагают собственные меры по снятию мирового напряжения. Кризис не стабилизировался, так как его «дна» мы пока не почувствовали. Но все наконец-то поняли смысл происходящего и начали принимать реальные меры, чтобы выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями.
Что касается нашей компании, то, конечно же, мы тоже ощущаем на себе кризисные явления.
— А количество клиентов уменьшилось?
— Наоборот, парадокс в том, что оно увеличилось и стало рекордным за все время нашего существования. Акции российских компаний сильно упали в цене, что привлекает многих желающих приобрести их сейчас, чтобы потом получить высокую доходность. А суммарные показатели — обороты и объемы — снизились, потому что упали цены на эти акции. Сентябрь и октябрь стали рекордными месяцами по количеству новых клиентов. Да и сейчас их поток продолжается, притом гораздо интенсивнее, чем летом. Например, в Москве количество открываемых счетов за ноябрь выросло в 3 раза, в Новосибирске — в 4, в Красноярске — в 6 раз. И отмечу, что среди новых клиентов очень много начинающих игроков, которые осваивают игру на бирже через Интернет.
— Как вы считаете, какие перспективы у интернет-трейдинга в свете происходящих событий? Не просядет ли этот сегмент, как было после кризиса 1998 года?
— Интернет-трейдинг — одно из основных направлений работы нашей компании, поэтому мне хочется верить, что он будет востребован и дальше. Я вообще считаю, что интернет-технологии и дистанционное банковское обслуживание — одни из лучших продуктов, которые сейчас существуют, и развиваться они будут несмотря ни на что. Ведь за ними будущее! В 1998 году все было несколько иначе. Тогда у людей появились страх и недоверие не просто к интернет-трейдингу, а в целом ко всей финансово-банковской сфере. Сегодня же у населения более или менее сформировалась привычка вкладывать свои деньги, уже нет того панического страха перед банками и биржевыми площадками.
Конечно же, обороты интернет-трейдинга, как и всех операций на фондовом рынке, сократятся, что мы уже и наблюдаем. И это закономерно. Кризис привел к существенному снижению активности в финансовой сфере. Посмотрите, что происходит с банками. Каждый день появляются новости о крупных проблемах или вовсе об отзывах лицензий. Однако несмотря ни на что, люди продолжают получать зарплату, то есть какой-то доход. И часть этих денег в любом случае придет на рынок, хотя сейчас он и достаточно рискованный. Кто-то, конечно, относит часть заработанных средств в банк с государственной поддержкой, другой просто хранит их под подушкой. А
— Вы упомянули о сокращении издержек. В чем оно выражено? Будет ли приостановлено открытие новых представительств? Сократится ли штат?
— Сокращение штата уже проводилось (на 2,6%), но не в связи с кризисом. Так совпало, что в декабре у нас заканчивается один проект, который меняет стратегию развития компании, всю нашу бизнес-модель, и потому сокращения у нас были бы в любом случае.
Некоторые строительные проекты нашей компании отложены на год. Правда, один объект, в Уфе, мы все же доведем до конца сейчас. А, к примеру, в Челябинске, где у нас огромная площадка в 10 тыс. кв. метров, уже перенесем на 2010-й. Что же касается расширения сети присутствия, то тут тоже пришлось скорректировать планы. В Москве мы хотели открыть более десятка новых точек, но, по новым прогнозам, откроем не больше пяти.
— Сейчас на рынке пытаются играть многие трейдеры, не имеющие опыта вообще. Что вы им посоветуете?
— Если человек просто узнал из газет, что сейчас на рынке обвал котировок российских акций, и решил на этом подзаработать, то этого мало. Быстро и, что называется, на халяву ничего не получится. Да, играть на бирже и быть независимым трейдером — сейчас очень модно, но начинать надо все равно с опытным консультантом. Даже если у вас небольшой стартовый капитал. У любой крупной брокерской компании есть собственный учебный центр, где вам предложат обучающие программы и индивидуальных консультантов, которые будут вас учить и направлять. Согласитесь: принять решение, что и когда купить, вообще непросто, тем более в кризисной ситуации. Если же все шаги вы хотите делать самостоятельно, то попытайтесь заранее осознать риски, чтобы потом никого не винить в неудачах.
Всем своим клиентам мы пытаемся объяснить, что играть на рынке в одиночку, без грамотных консультаций, опасно и неосмотрительно. Тем более что консультационных технологий сейчас множество. Без лишней скромности отмечу, что у нас есть эксклюзивная разработка — онлайновая система, которая позволяет в любое время получать рекомендации по стратегии поведения на рынке акций. Совет купить или продать какую-либо «фишку» может прийти вам по SMS или на электронную почту. Интернет-трейдинг сам по себе предполагает схему: «Принес деньги, положил, ушел». Мы же еще и смотрим, чтобы клиент не прогорел. Для консультирования у нас разработана целая технология, поставленная на поток. Считаю, что это наше основное отличие от других профучастников рынка.
— Есть ли какие-либо программы лояльности для клиентов — может быть, льготные тарифы?
— Нет, так как основой нашей программы лояльности мы считаем качество предоставляемых услуг. Время, когда основная конкуренция среди брокерских компаний шла за счет тарифов, давно прошло. У нас есть программы лояльности, скажем, приуроченные ко дню рождения клиента. Но не более.
— К акциям каких компаний рекомендуете сегодня присмотреться?
— Вопрос тут на самом деле не в конкретных компаниях. Сейчас на какие акции ни посмотри, они все выгодны, потому что очень дешевы. Основная проблема сегодня — отсутствие ликвидности. Поэтому надо выстраивать стратегию исходя из сроков, когда вы захотите выйти с рынка. Вы можете купить акцию, цена которой упала в 10—20 раз. И сидеть с ней год, дожидаться, пока она «выстрелит», так как прямо сейчас продать ее будет невозможно. А если вы заинтересованы в акциях, которые в любой момент можно продать, то надо брать «голубые фишки», акции государственных компаний, нефтяных структур и различных крупных холдингов. Нефтяные корпорации, конечно, сейчас в зоне большего риска, так как нефть может в любой момент упасть в цене. Но думаю, что за полгода ее позиции все же восстановятся.
Мои личные фавориты — это «Газпром» и Сбербанк. Последний, как мне кажется, очень недооценен. Он просто попал в одну струю с американским Сitibank, и его акции упали за компанию. В целом же я за то, чтобы вкладываться в ликвидные активы, за которые всегда можно будет получить хотя бы полцены.
— Чем закончится год на фондовом рынке — боковым трендом или ралли? В каких пределах, по вашему прогнозу, завершит год индекс РТС?
— Думаю, будет боковой тренд. Так как света в конце тоннеля пока не видно, а потому никаких предпосылок к взрыву рынка нет. Сейчас же полная неопределенность, все надежды можно возлагать только на нефть. А она связана с глобальной экономикой, где опять же проблесков не наблюдается. Поэтому оснований для ралли нет никаких и индекс РТС, по моему мнению, завершит год в пределах 650—700 пунктов.
— Каким вы видите наступающий год для финансовой сферы?
— Одно могу сказать точно — он будет очень тяжелым. Это будет год быка, что, кстати, весьма символично для фондового рынка. Я от многих слышал, что весна будет особенно тяжелая, и сам считаю, что первые полгода будут крайне напряженными. А потом финансовая сфера начнет выходить из пике. Честно говоря, я сейчас озвучиваю, наверное, самые радужные сроки выхода из кризиса. Многие считают, что все затянется как минимум на год-два. А вообще сегодня строить прогнозы очень сложно, так как никогда таких потрясений в мире не было. Но я — оптимист. И думаю, что за будущий год все нормализуется.
Беседовала Маргарита СУВОРОВА