С 1 апреля в России начала работать программа льготного автокредитования, призванная поддержать автомобильный рынок. Поможет ли программа восстановить спрос на автокредиты и насколько заинтересованы в ней банки, порталу Банки.ру рассказал старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ 24 Алексей ТОКАРЕВ.
– Поможет ли программа повысить спрос на автокредиты?
– Мы считаем, что программа запускается своевременно. Она способна помочь в первую очередь клиентам, потому что за счет участия в программе заемщик может существенно сэкономить. Для примера: по самому популярному в России автомобилю Lada Largus экономия составляет до 55 тысяч рублей. Ставка для клиента по госпрограмме находится фактически ниже уровня ставок 2011–2012 годов. Максимальная ставка, по которой могут выдаваться кредиты, составляет 14,67%. Среднюю ставку на автокредиты в рамках госпрограммы мы оцениваем на уровне 12,5–13%. Практически это возвращение на несколько лет назад. Есть и предложения по ставкам меньше – 9,57–10% годовых, что существенно ниже уровня ставок в 2014 году.
– Но дело не только в ставках...
– Да. Второй момент – поддержка автопроизводителей и автодилеров. В начале 2015 года произошло существенное падение рынка автокредитования. Доля автомобилей, продаваемых в кредит, опустилась до 9%. Такого мы не наблюдали никогда. Для сравнения: в 2008 году уровень кредитных продаж на авторынке составлял порядка 38%, в кризисном 2009-м – 26%. В прошлом году доля кредитных продаж составила 27%. Даже в конце 2014 года, когда случилась девальвация рубля и произошел всплеск потребительских покупок за наличные, доля автокредитов в структуре продаж новых автомобилей составляла 21%. Но уровня в 9% не было никогда.
Мы рассчитываем, что субсидирование существенно поможет рынку еще и потому, что аналогичная госпрограмма, запущенная в конце июля 2013 года, продемонстрировала хорошие результаты. Тогда произошло качественное улучшение ситуации. До июля 2013 года в кредит в среднем продавалось 33–34% автомобилей, во второй половине года доля кредитных продаж составила 40%, в декабре достигла пиковых отметок — 47–48%.
Программа льготного автокредитования позволила остановить падение автомобильного рынка. Без государственной поддержки рынок мог упасть не на 5,3%, а на 10%.
– Каковы ваши прогнозы по рынку продаж автомобилей в 2015 году?
– Мы согласны с оценкой, которую обозначал Минпромторг: около 1,6–1,7 миллиона автомобилей. В рамках госпрограммы в 2015 году будет реализовано около 200 тысяч машин, а возможно, и больше. Уже сейчас программа льготного автокредитования доступна во всех дилерских центрах, их около 2,5 тысячи по всей России.
– Одним из условий программы льготного автокредитования является обязательное каско, тарифы по которому растут. Не теряется ли смысл выгоды от участия заемщика в льготной программе при такой стоимости каско?
– Страхование предмета залога — сложившаяся еще с 2000-х годов практика, ничего необычного в этом нет. Учитывая количество автомобилей, продаваемых в кредит, это нормальная практика в залоговом кредитовании для поддержки платежеспособности клиента. Средний размер автокредита – 500–550 тысяч рублей. Справедливо, что вы страхуете свой залог от повреждений.
Что касается тарифов каско, мы действительно отмечали их рост в течение 2014 года и будем наблюдать эту же тенденцию в 2015-м. Все мы знаем, с чем это связано: фактически рынок автострахования убыточен, и страховые компании пытаются выжить.
Понимая эту проблему, мы предложили снизить минимальный первоначальный взнос до 20%. Средняя стоимость страховки – от 8% до 10%. Таким образом, клиент может сам приобрести страховку, в сумме первоначальный взнос составит те же 28–30%. К тому же, несмотря на то что большое количество страховых компаний уходит с рынка, хорошие предложения по каско еще есть.
– Недавно Райффайзенбанк объявил, что сворачивает автокредитование. Ожидаете ли вы, что его примеру последуют и другие крупные игроки?
– Не исключаю, что отдельные банки могут свернуть автокредитование. Дело в том, что мы наблюдали за достаточно агрессивной политикой автокредитования у некоторых банков в течение 2012–2014 годов. Маржинальность бизнеса при этом стала практически нулевой, а в некоторых случаях и отрицательной. Мы видим это не только на примере Райффайзенбанка, были и менее громкие объявления. Фактически банк прекращал автокредитование: резко ужесточал требования к заемщикам, закрывал точки продаж автокредитов, создавал нерыночные условия для продуктов. К тому же наблюдалась агрессивная политика в отношении выплат комиссионных вознаграждений автодилерам (это съедает большую часть маржи). В целом, если посмотреть на структуру рынка автокредитования, он кардинально отличается от других розничных сегментов. В отличие от других сегментов розничного кредитования, где первый игрок занимает 30–50% рынка, следующий игрок –10–20%, далее идут игроки с небольшими долями, на рынке автокредитования на первые пять банков приходится 50% рынка без таких кардинальных разрывов.
– Какую долю рынка автокредитования занимает ВТБ 24?
– ВТБ 24 занимает 13,75% рынка, если оценивать портфели автокредитов в целом. Для нас автокредиты — это порядка 8% розничного портфеля. На 1 января 2015 года портфель автокредитов составлял 118,7 миллиарда рублей. Доля рынка автокредитования в портфеле розничных кредитов РФ составляет порядка 7%. Отмечу, что пять лет назад автокредиты занимали 14% от доли рынка розничного кредитования.
– Рассчитывает ли банк на прирост портфеля автокредитов в 2015 году?
– Спрос населения на кредиты резко сократился. В этом году мы ожидаем падения автомобильного рынка на уровне 30% даже с учетом госпрограммы. Без госпрограммы рынок мог упасть до 50%, что мы уже наблюдали в 2009 году. Мы ожидаем, что портфели автокредитов у банков в этом году сократятся на 16–17%. Что касается ВТБ 24, мы не рассчитываем на прирост портфеля: планируем сохранить объем бизнеса на уровне показателей 2014 года.
– Выгодно ли банку участвовать в госпрограмме автокредитования? Или это больше имиджевый, социальный проект?
– Для нас это такой же бизнес, как и другие розничные продукты. Конечно, у тех банков, которые проводили агрессивную политику в 2013–2014 годах, просрочка растет большими темпами, чем у нас. Тенденция к росту просрочки по автокредитам была заметна еще в 2013 году. Поэтому, учитывая сложившуюся ситуацию на рынке, мы стали аккуратнее относиться к выдаче автокредитов.
Беседовала Анна БРЫТКОВА, Banki.ru
Комментарии