7 февраля Минфин официально начнет покупать и продавать иностранную валюту. Является ли это отказом от свободного курса и начнет ли население перекладывать деньги в валюту, в интервью Банки.ру рассказал начальник управления рыночных исследований и аналитики Росбанка Юрий ТУЛИНОВ.
— Есть ли какой-то уровень, при котором монетарные власти начнут сознательно ослаблять рубль?
— Я думаю, такого уровня нет. Более того, я считаю, что рынок достаточно однобоко и неправильно интерпретирует решение ЦБ и Минфина по покупке иностранной валюты. Большинство комментаторов расценивают это исключительно как стремление добиться более слабого курса рубля. Но не стоит забывать про совершенно другие интересы ЦБ и Минфина. В частности, Минфин заинтересован в том, чтобы не допускать раздувания расходов бюджета и избежать ситуаций, когда дополнительные нефтегазовые доходы будут потрачены на новые социальные обещания. При резком обесценивании курса ЦБ заинтересован в том, чтобы его поддерживать. При резком укреплении курса Банк России также должен вмешаться, если есть риски финансовой стабильности. Это работает в обе стороны.
Более того, если взять сценарии позитивного развития событий для России, например нефть дорожает до 70 долларов за баррель или санкции против России отменяют, рубль может оказаться на более низких уровнях, чем сейчас.
— На данный момент Минфин установил размер покупки валюты 6,3 миллиарда рублей в день сроком на месяц. Можно ли ожидать существенного увеличения этого размера в дальнейшем?
— Минфин заявил, что они будут устанавливать данный объем не по своему усмотрению, а в зависимости от того, какие дополнительные нефтегазовые доходы будут поступать в бюджет. Что, в свою очередь, будет определяться комбинацией цен на нефть и курса рубля. Пока, по сравнению с январскими уровнями, оснований для того, чтобы существенно увеличивать сумму покупки валюты, у Минфина нет. Если вдруг такое произойдет, рынок, наверное, интерпретирует это как желание Минфина действительно ослабить рубль. Но пока никаких оснований для такого мнения нет.
— Какой курс рубля к доллару наиболее выгоден российской экономике в нынешних условиях?
— На данный момент курс находится около отметки 60 рублей за доллар, большая часть секторов экономики и потребителей к этому уже привыкла. Сейчас экономика нуждается в каких-то дополнительных драйверах, а не в изменении курса.
— А для банковской системы какой курс наиболее выгоден?
— При данном курсе банковская отрасль чувствует себя более-менее комфортно. Тем более что банки хорошо научены ситуацией 2014 года и пытаются не держать большие открытые валютные позиции. Поэтому никакой из реальных уровней валютного курса банкам карты не спутает.
— Является ли официальный выход Минфина на валютный рынок отказом от свободного курса и началом политики мягкого управления?
— Совершенно нет. Думаю, если бы это произошло, ЦБ очень сильно подорвал бы доверие к своей политике плавающего курса, ради которого было сломано столько копий в 2014 году. Как я уже говорил, не стоит воспринимать валютные операции Минфина как однобокое желание ослабить рубль. Со стороны Минфина это во многом попытка не допустить очередного наращивания бюджетных расходов.
— Не начнут ли население и бизнес вновь перекладывать деньги в валюту?
— Надеюсь, что нет. Причем надеюсь не потому, что переживаю по поводу стабильной ситуации на валютном рынке, а чтобы люди не теряли свои вложения. Как я могу судить, весьма крупная часть валютных сбережений была сформирована в самом конце 2014 года, когда доллар к рублю был намного выше, чем сейчас. Есть люди, которые покупали доллар за 80 и до сих пор ищут момента, как от этих долларов избавиться.
— Каковы ваши прогнозы по динамике курса рубля в горизонте двух-трех месяцев и на конец года?
— По рублю мы видим следующую динамику: на первый квартал наш прогноз — 60 рублей за доллар, на второй — 62, на второе полугодие — 61. Прогнозы касательно динамики рубля можно давать любые. Гораздо важнее сценарий, который закладывает человек, дающий прогноз. В нашем сценарии цены на нефть (сейчас слегка завышенные) опускаются в диапазон 52,5—55 долларов за баррель в первом полугодии и дорастают до 60 в конце года. Постепенно происходит ужесточение процентной политики в США, что для большинства развивающихся стран проблемно. Но Россия на общем фоне смотрится сравнительно выигрышно. Плюс мы не закладываем каких-то резких положительных сценариев по санкциям — не ждем их скорой отмены.
Беседовала Наталья СТРЕЛЬЦОВА, Bаnki.ru
Комментарии
"Вот оно чё, Михалыч", это рынок оказывается виноват ! Не правильно понимаш, интерпретирует ! Ну что поделаешь, не повезло минфину с рынком ...
В частности, Минфин заинтересован в том, чтобы не допускать раздувания расходов бюджета и избежать ситуаций, когда дополнительные нефтегазовые доходы будут потрачены на новые социальные обещания.
Да-да-да, не дай бог лишнюю копеечку пустить там на здравоохранение или пенсионерам с бюджетниками, мы лучше прокредитуем экономику США.
При резком обесценивании курса ЦБ заинтересован в том, чтобы его поддерживать. При резком укреплении курса Банк России также должен вмешаться, если есть риски финансовой стабильности.
Целый год откатывались от 86 до 59 - это теперь у нас резкое движение ? А чё тогда у нас медленное ? И прям щас ЦБ должен вмешаться ?
— Какой курс рубля к доллару наиболее выгоден российской экономике в нынешних условиях?
— На данный момент курс находится около отметки 60 рублей за доллар, большая часть секторов экономики и потребителей к этому уже привыкла. Сейчас экономика нуждается в каких-то дополнительных драйверах, а не в изменении курса.
Как интересно - вопрос был задан какой курс выгоден экономике, а не к какому она привыкла. Я вот, как потребитель, привык к курсу в 30 за бакс
Думаю, если бы это произошло, ЦБ очень сильно подорвал бы доверие к своей политике плавающего курса, ради которого было сломано столько копий в 2014 году.
Я канеш извиняюсь, но в каком месте ЦБ вообще приобретал доверие ? Два с небольшим года "таргетирования инфляции" ( которую сам же и рисуешь ), фактически закончившееся в феврале 17 года, далеко не тот срок, когда можно успеть приобрести доверие. Позавчера мы "таргетировали курс" ( через "валютный коридор" ), потом "таргетировали инфляцию", щас опять будем "таргетировать курс", завтра ( после очередной девальвации, произведенной не без помощи минфина ) снова начнем "таргетировать инфляцию".
С - стабильность.
Как я могу судить, весьма крупная часть валютных сбережений была сформирована в самом конце 2014 года, когда доллар к рублю был намного выше, чем сейчас. Есть люди, которые покупали доллар за 80 и до сих пор ищут момента, как от этих долларов избавиться.
Ну дак, покупать на овершутах и при панике - крайне сомнительная стратегия. Надо все делать заранее и как минимум захеджировать свой портфель. А если три девальвации и деноминация ничему не научили и при резких движениях начинаешь метаться из стороны в сторону, тут уж любые советы бессмыслены - своих мозгов нет, чужие не вставишь ...
В нашем сценарии цены на нефть (сейчас слегка завышенные) опускаются в диапазон 52,5—55 долларов за баррель в первом полугодии и дорастают до 60 в конце года
Ага, ну и вот, опять вернулись к нефти-кормилице. По ходу, все эти "планы" по слезанию с сырьевой иглы - очередная имитация ...
Конечно, его девальвируют, а он крепчает.
От себя хочу добавить, что "Рынок всегда прав"-это аксиома! А наши чинуши-чиновники и горе-эксперты очень часто высказываютя о "непонятливом", "недальновидном" рынке!
А есть валютные ипотечники, которые брали кредит при курсе 26 и до сих пор ждут хотя бы 45-50 за доллар, чтобы от этих ипотек избавиться. Вам ли в Сосьете Женераль этого не знать?