Сколько новых продуктов на базе «Мира» запустит банк «Россия» в ближайшем будущем? Чем отличаются дебетовая и классическая карты «Мир»? Являются ли банки — эмитенты карт «Мир» конкурентами друг для друга?
— В вашей линейке есть дебетовая карта «Мир» и классическая карта «Мир». В чем их принципиальное отличие друг от друга?
— К моменту запуска платежной системы «Мир» на «карточном» рынке сложилась парадоксальная ситуация: в стремлении к более высокому IRF (комиссионные платежи, осуществляемые между двумя участниками платежной системы. — Прим. ред.) банки, по сути, девальвировали разницу в картах международных платежных систем, и в настоящий момент банки третьего ряда зачастую могут предложить больше опций по картам более низкого уровня, чем крупнейшие банки по премиальным картам. Поэтому клиенту необходимо смотреть в первую очередь на содержание тарифных планов и возможности дистанционных сервисов и только потом уже непосредственно на уровень карты. Мы, со своей стороны, поддерживаем рациональный подход Национальной системы платежных карт (НСПК) и не сомневаемся, что платежная система «Мир» поэтапно реализует весь набор возможностей для карт разного уровня, избежав ошибок международных платежных систем, создавших множество похожих и избыточно платных продуктов с огромным количеством программ лояльности, запутывающих и банки, участвующие в процессе, и клиентов.
Поскольку банк «Россия» в текущий момент фокусируется на держателях карт в рамках зарплатных проектов, наши тарифы выстроены с учетом потребностей именно этой аудитории. В настоящее время мы выпускаем три вида карт «Мир»: дебетовые, классические и премиальные, и, с учетом привилегий, предусмотренных тарифными планами банка для клиентов, разница между ними на данном этапе выглядит не столь значительной. Для карт действуют разные размеры комиссий за годовое обслуживание, перевыпуск, снятие наличных в банкоматах сторонних банков и тому подобные услуги, также есть различия по ряду дополнительных опций. К примеру, держатель классической карты может подключить услугу кредитования по карточному счету — овердрафт, тогда как дебетовая карта этой возможности не предусматривает. Однако необходимо понимать, что работа над картами «Мир» сейчас в самом разгаре и их возможности будут постоянно дополняться и расширяться.
— Какая у вас статистика по использованию клиентами карт «Мир»?
— Карта «Мир» — это карта нормального человека. Наши клиенты ходят в обычные магазины и совершают обычные покупки. По статистике, большинство операций происходит при оплате в кассах супермаркетов — люди приобретают продовольственные и бытовые товары, предметы для домашних и личных нужд. Это закономерно, поскольку карты «Мир» уже принимаются к оплате в большинстве торгово-сервисных предприятий. Сейчас к «Миру» подключены более 90% устройств (банкоматов и POS-терминалов) по всей стране.
С начала 2017 года по настоящее время величина среднего чека при оплате картами «Мир» составила около 964 рублей за операцию. Встречаются и более крупные платежи — самой «денежной» в текущем году стала операция на сумму около 1,2 миллиона рублей, по карте была оплачена покупка автомобиля в автосалоне.
— Насколько у вас популярны виртуальные карты «Мир»? Вы видите рост спроса на них?
— Виртуальные карты «Мир» — это современный высокотехнологичный продукт, и спросом он пользуется в первую очередь у «продвинутых» клиентов, которые заботятся о безопасности операций и хотят обеспечить дополнительную защиту своих средств. Главным преимуществом виртуальной карты является не только отсутствие физического носителя, но и отсутствие лимита на наличные операции — то есть даже в случае компрометации карты никто не сможет снять с нее деньги (а это самый распространенный вид мошенничества). Безналичные же операции по всем картам «Мир», включая виртуальные, защищены технологией MIRaccept.
Банк «Россия» первым приступил к работе с виртуальными картами «Мир», это относительно новое предложение в нашей линейке, нацеленное на перспективу. Наш собственный опыт показывает, что клиенты очень быстро учатся — еще несколько лет назад в ряде регионов не все были способны обналичить деньги по пластиковой карте, а уже в прошлом году именно клиент нашего банка провел первую интернет-трансакцию по карте «Мир». Мы прикладываем значительные усилия по повышению уровня финансовой грамотности населения, проводим презентации на предприятиях для держателей зарплатных карт, задействуем корпоративные СМИ, в которых подробно рассказываем о новинках, и это приносит свои плоды.
— Какие еще новые продукты на базе «Мира» предложит ваш банк клиентам?
— В настоящее время наши специалисты работают над запуском кредитной карты на базе платежной системы «Мир» с льготным периодом погашения, и в ближайшее время мы планируем приступить к реализации этого продукта среди клиентов. Также в нашей линейке появится «золотая» карта «Мир».
С декабря 2016 года банк «Россия» участвует в пилотной программе лояльности платежной системы «Мир» и будет принимать активное участие в последующих проектах. Кроме того, мы готовим собственные программы лояльности для клиентов — в первую очередь будет реализована опция cash-back и начисление процента на остаток средств.
Из других новшеств — ведется работа над внедрением бесконтактных карт «Мир», технически мы уже готовы к их выпуску и проходим этап тестирования. Кредитные карты к моменту эмиссии будут оснащены «бесконтактом», а летом текущего года все карты «Мир» будут выпускаться по этой технологии.
— Согласно рейтингу Банки.ру, в октябре 2016 года АБ «Россия» был вторым по количеству эмитированных карт «Мир» банком в России. За счет чего банку удалось выдать даже больше карт «Мир», чем работающий конкретно на Крымском полуострове Генбанк?
— Банк «Россия» стал одной из первых кредитных организаций, приглашенных НСПК для участия в запуске платежной системы «Мир», и для нас проект по массовому выпуску карт сразу стал приоритетным. Мы участвовали в построении платежной системы на всех этапах — от тестирования до первой эмиссии — и, как следствие, всегда находились в авангарде процесса. Учитывая количество наших клиентов, в том числе в рамках зарплатных проектов, мы были заинтересованы в оперативном начале работы с картами «Мир» и максимальном охвате. Поскольку банк действует в 25 регионах РФ, включая Крым, и «Мир» — это единственная платежная система, с которой мы на данный момент сотрудничаем, эмиссия действительно получилась масштабной. Мы не планируем останавливаться на этом: к концу 2017 года количество выпущенных банком «Россия» карт «Мир» по нашему плану должно составить уже около 600 тысяч.
— Осенью прошлого года 96% «мировых» карт, эмитированных вашим банком, приходилось на «зарплатников». Сейчас ситуация как-то изменилась?
— На данном этапе нашей целевой аудиторией по эмиссии карт «Мир» остаются клиенты, получающие заработную плату на карты банка «Россия», их доля составляет примерно 92% от общего числа. Однако с внедрением кредитных карт, а также с развитием собственных программ лояльности в текущем году мы планируем привлечь дополнительный объем новых клиентов с высоким трансакционным потенциалом.
— Какая доля выданных вами карт «Мир» приходится на премиальные?
— Доля премиальных карт составляет 4,45% от общего числа карт «Мир», выпущенных банком.
— Вообще типичный держатель непремиальной карты «Мир» в вашем банке — кто он?
— Большинство держателей карт «Мир» банка «Россия» — это работники бюджетной сферы, находящиеся на обслуживании в рамках зарплатных проектов. На их долю приходится примерно 65% от общего числа «зарплатников».
— На ваш взгляд, можно ли считать, что банки — эмитенты карт «Мир» являются конкурентами? Или они скорее союзники, учитывая социальную направленность самого проекта национальной платежной системы?
— Российские банки в данной ситуации, безусловно, играют в одной команде и реализуют конкурентные преимущества своей отечественной платежной системы перед международными игроками на своем родном поле. Образно выражаясь, это домашний матч со 100 миллионами болельщиков, и мы обязаны победить. Перед российским банковским сообществом стояла беспрецедентная задача по объединению усилий для создания национальной платежной системы, от функционирования которой зависело будущее банковских операций — их защищенность, безопасность, независимость от международных платежных систем. И в кратчайшие сроки под эгидой Центрального банка РФ и НСПК она была успешно решена. Социальная составляющая проекта, безусловно, очень важна, однако уже сейчас можно говорить о коммерческом потенциале карт платежной системы «Мир». Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от выбранных банками приоритетов в работе с продуктами.
Беседовала Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru