Центробанк готовит изменения в «Закон о рынке ценных бумаг», который предполагает повышение требований к брокерской деятельности. Об этом на конференции НАУФОР в Екатеринбурге сообщил зампред Банка России Владимир Чистюхин.
Регулятор планирует, что в новой редакции закон будет предъявлять к профучастникам требования о предоставлении лучших условий проведения сделки для клиентов. Кроме того, в нем будет прописаны правила для брокера в случае возникновения конфликта интересов.
«Также мы планируем ввести защиту для клиентов брокерских организаций в случае их банкротства. Особенно это касается банковских организаций», — рассказал Чистюхин. Он напомнил, что в случае банкротства банков средства физлиц на брокерских счетах не возвращаются в отличие от банковских вкладов. Но, по словам зампреда ЦБ, пока это дискуссионный вопрос.
Позже в кулуарах форума Владимир Чистюхин уточнил, что пока речь идет исключительно о клиентах банков. «При банкротстве брокера средства его клиентов выделяются из конкурсной массы и возвращаются инвесторам. В банках такой четкой системы нет», — сказал он. Поэтому, по словам зампреда ЦБ, сейчас идут споры о том, почему клиенты банка-брокера имеют какое-то преимущество перед другими категориями клиентов банка. «Мы хотим уравнять права клиентов банков и клиентов брокерских компаний», — пояснил Чистюхин.
Предправления инвесткомпании «Финам» Владислав Кочетков считает, что схема, при которой средства клиенту у обанкротившегося брокера выделяются на отдельные счета, не всегда защищает инвесторов от недобросовестных профучастников. Например, брокер может забрать бумаги клиентов и использовать их в качестве залога по сделкам РЕПО. «Свои обязательства по сделке брокер не выполнит, и назад свои деньги вы не получите», — констатирует Кочетков.
«Поэтому стоило бы ввести страхование средств брокерских компаний, как в ряде стран. Например, на Кипре средства клиентов страхуются на 20 тысяч долларов», — рассуждает он. Минус введения страхования, по словам Кочеткова, в том, что это может увеличить стоимость брокерских услуг. «Но стабильность дороже», — подчеркнул финансист.
Комментарии
Я считаю, что данная мера была бы недостаточна,
так как часть сделок походит в режиме t+1 или вовсе t+2.
Но надо продумать механизм в случае, если у банка отозвана лицензия/
введён мораторий на требования кредитора/отключение от бэсп.
Предположим, что клиент условно в день T подал заявку на покупку рыночных офз(для них режим t+1)
и она вроде исполнилась. Но на следующий день с банком наступило 1 из указанных событий,
вследствие чего деньги с брокерском счёта не смогут уйти. И как развернуть сделку ?
Или наоборот клиент вроде продал офз( и возможно, на эти деньги вроде купил другие офз с более подходящим сроком или более подходящей доходностью), а на следующий день с банком 1 из 3 событий.
Как развернуть сделку? Вкладчик обычно может догадаться, что с банком что-то не так: проблемы с межбанковскими платежами, запрет пополнения вкладов и открытия новых вкладов либо наоборот подозрительно высокие ставки. А как клиент брокера догадается?
То есть если вводить страхование брокерских средств, нужно продумать как минимум "страхование" покупателя офз от клиента другого брокера, у которого на следующий/послеследующий день возникнет проблема с платежами. А также страхование покупателя: в случае отзыва лицензии у банка средства вообще не дойдут до брокера, в случае моратория - застрянут в банке, не дойдя до клиента.
может вот это-национальный клиринговый центр http://www.nkcbank.ru/viewCatalog.do?menuKey=164
Прочёл. Насколько понял, эта мера действительно защищает от проблем брокера другой стороны сделки.
Но насчёт роблем со своим брокером не уверен. Если проблемы только у брокера, то что происходит с почти купленными ли почти проданными бумагами (то есть в день t заявка вроде исполнена, а начиная со дня t+1 брокеру уже запретили работать)? Кроме того в случае, если у брокера счёт только в одном банке, то никакой нкц не сможет помочь в случае проблем с этим банком.