Исследование: клиенты МФО «​помолодели»

Дата публикации: 08.11.2017 00:00
5 715
Время прочтения: 4 минуты

Доля молодых клиентов микрофинансовых организаций увеличилась. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании «Е заем», которая проанализировала, кто пользуется услугами российских МФО.

Так, доля клиентов микрофинансовых организаций в возрасте от 20 до 24 лет увеличилась на 2 процентных пункта по сравнению с результатами III квартала 2016 года и составила 19%. Кроме того, на 1 п. п. выросла доля возрастной группы 25—29 лет и на 2 п. п. — 30—34 года. По итогам III квартала на них пришлось 27% и 20% клиентов МФО соответственно. Доли клиентов более старшего возраста снизились либо не изменились. В целом, если разделить всех клиентов на тех, кому меньше и кому больше 30, то доля первых за год выросла на 3 п. п., а за три года — на 4 п. п.

По итогам исследования компании «Е заем» также стало известно, что большинство клиентов имеют высшее образование и средний уровень доходов, а заняты они зачастую в торговле и бюджетной сфере.

В 2017 году продолжился рост доли мужчин среди клиентов МФО. В целом за три года она выросла на 5 п. п. и составила 52%. В 2016 году доля заемщиков-мужчин составляла 51%, а женщин — 49%. Стоит отметить, что ситуация, когда количество мужчин, пользующихся услугами МФО, превышает количество женщин, наблюдается только начиная с 2016 года.

Семейное положение клиентов во многом зависит от их возраста: «омоложение» заемщиков определило рост доли холостых. Но при этом на 2 п. п. выросла доля тех, кто разведен. В итоге доля незамужних и неженатых составила 46% против 38% в браке. В гражданском браке состоит 10% заемщиков, а в разводе находится 5% клиентов МФО.

Также с ростом доли холостых клиентов выросла доля тех, кто не имеет детей. Годом ранее их было 57%, а в этом году уже 59%.

С «омоложением» заемщиков произошло снижение доли тех, кто имеет собственное жилье. По итогам III квартала 2017 года их доля составила 41%, снизившись на 3 п. п.

С ростом доли молодежи среди клиентов выросла доля тех, кто зарабатывает менее 20 тыс. рублей. А доля зарабатывающих более 60 тыс. снизилась на 1 п. п. и составляет теперь 11%.

Доходы заемщиков

Доходы, тыс. рублей

2014 год, III кв., %

2015 год, III кв., %

2016 год, III кв., %

2017 год, III кв., %

До 20

20

15

11

13

20—30

30

29

30

29

30—40

21

23

25

25

40—50

13

14

14

14

50—60

6

7

8

8

60+

10

12

12

11

«Из возможных объяснений потенциально значимого феномена следует назвать в первую очередь спрос на кредитование среди тех, кто еще не пошел на работу, но уже вынужден платить, например за образование или ипотеку для молодой семьи», — считает директор аналитического департамента ИК «Golden Hills КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.

На 2 п. п. снизилась доля клиентов с высшим образованием. Теперь таких 45%, а 28% приходится на тех, кто имеет только среднее.

В 2017 году среди клиентов МФО на 1 п. п. снизились доли штатных и самозанятых работников. При этом также на 1 п. п. выросла доля безработных. Бюджетники и работники сферы торговли по-прежнему составляют большинство клиентов МФО, но доля первых снизилась на 2 п. п., а доля вторых на столько же выросла. Доля занятых в сферах строительства и транспорта уменьшилась на 1 п. п., а доля заемщиков из финансовой сферы на 1 п. п. выросла.

Сфера деятельности заемщиков

Сфера деятельности

2014 год, III кв., %

2015 год, III кв., %

2016 год, III кв., %

2017 год, III кв., %

Торговля

22

19

21

23

Бюджетная сфера

17

23

20

18

Услуги

18

14

16

17

Телекоммуникации, IT

7

12

13

14

Промышленность

13

10

9

9

Строительство, транспорт

11

9

8

7

Творческие профессии

3

5

6

7

Финансовая сфера

2

4

4

5

Неработающие (декрет, студенты, пенсионеры)

7

4

3

3

Цель займа — один из важнейших показателей, характеризующих заемщиков. Самая популярная из них традиционно «непредвиденные расходы»: на них в 2017 году пришлось 59% выданных займов. Следующая по популярности цель — ремонт дома и автомобиля: ее доля составила 15%. Третья — ежедневные расходы: на них пришлось 8%. На погашение кредита и подарки близким было получено 6% и 7% микрозаймов соответственно.

Среди регионов, входящих в топ-10 по объему займов, выданных МФО, в этом году значительно снизились доли трех крупнейших — Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. При этом в 2017 году в десятку вошли два новых региона: Нижегородская область и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Они вытеснили оттуда Кемеровскую и Челябинскую области.

По мнению финансового директора сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Мамуки Ризаева, за последний год клиенты значительно «помолодели», так как активная фаза кризиса прошла и компании стали вновь кредитовать молодежь, которая традиционно считается более высокорисковым клиентским сегментом. У подавляющего числа заемщиков по-прежнему нет детей, что говорит, во-первых, об их молодости, а во-вторых, о том, что займы интересны в первую очередь тем, кто пока не имеет стабильного финансового положения.

«Но наличие высшего образования у 45% из них говорит о том, что для многих клиентов это временно. При этом чаще всего они живут в собственном жилье или с родственниками, лишь 23% снимают его», — отмечает он.

Наталья СТРЕЛЬЦОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Pamir
08.11.2017 00:58
В МФО идут за деньгам вынужденно. От слова нужда. Берегите своих детей и внуков от нужды.
Гоните в шею нынешнее росначальство.
10

ambuazz
08.11.2017 07:33
Pamir пишет:
В МФО идут за деньгам вынужденно. От слова нужда. Берегите своих детей и внуков от нужды.
Гоните в шею нынешнее росначальство.

Дети и внуки идут в магазины ( М видео, Евросеть, Связной) за айфонами и телефонами новейшей последней модели , а там им предоставляют кредиты от МФО( договора займа мало кто читает+ впаренная страховка на 3 тыс руб) .
Идут за телефонами вынужденно? А в итоге попадают в МФО, потому как потребительские товарные кредиты выдаваемые сотрудниками "ОТП Банка" выдаются от МФО "ОТП финанс" под 36% годовых .Займы, перечисляемые на банковские карты, круглосуточно
ОТП Финанс 127299, г. Москва, ул. Клары Цеткин, д. 4А
Телефоны горячей линии
— займы в торговых точках, круглосуточно

— займы, перечисляемые на банковские карты, круглосуточно

— займы наличными, круглосуточно
1

Mrs Phoenix
08.11.2017 10:09
«Из возможных объяснений потенциально значимого феномена следует назвать в первую очередь спрос на кредитование среди тех, кто еще не пошел на работу, но уже вынужден платить, например за образование или ипотеку для молодой семьи»
Это как? Занять в МФО под дикие проценты, чтобы платить ипотеку, не работая при этом? А отдавать чем?
2

cotyoshkin
08.11.2017 10:13
Mrs Phoenix пишет:
«Из возможных объяснений потенциально значимого феномена следует назвать в первую очередь спрос на кредитование среди тех, кто еще не пошел на работу, но уже вынужден платить, например за образование или ипотеку для молодой семьи»
Это как? Занять в МФО под дикие проценты, чтобы платить ипотеку, не работая при этом? А отдавать чем?

Так это мошенники оформили кредит или человек недееспособный. Итог: 1) уголовное дело с участием "полиграфа-Шарикова" на сотрудника МФО или клиента-мошенника; или 2) банкротство физлица.
0

cotyoshkin
08.11.2017 10:23
А сколько мошенников в этой сфере?
0

Обучение

Материалы по теме