В России основные инструменты хеджирования традиционно связаны с хеджированием валютного риска. Однако в ближайшее время значимость процентного риска в глазах инвесторов может вырасти в разы. Об этом рассказала руководитель группы исследования и прогнозирования рейтингового агентства АКРА Наталья Порохова.
«Валютный риск остается доминирующим в силу масштабов валютного долга, который у нас есть, который составляет треть. Но есть несколько факторов, которые свидетельствуют о том, что процентный риск будет более значимым. В чем будет проявляться эта значимость? Ставки снижаются, и есть ожидания, что за счет снижения ставок заемщики будут увеличивать бремя долга. В рамках низких ставок реализация процентного риска без какого-то хеджа — это рост ставок на обслуживание текущего долга», — отметила Порохова.
По ее мнению, чтобы понять значимость данного процесса для финансовой системы, необходимо посмотреть на ситуацию в развитых странах, где процентный риск считается самым главным.
«Кризис 2008 года в Америке начинался с процентного риска для ипотечных заемщиков, у которых ставки были плавающими. Он начал реализовываться, когда стоимость обслуживания стала дороже. Безусловно, этот фактор возникнет не завтра. По мере того как наша финансовая система будет взрослеть, этот риск станет не так чтобы доминирующим, но достаточно важным», — считает эксперт.
В России, по ее словам, тем не менее пока вообще не развиты инструменты, позволяющие страховать заемщиков от процентного риска.
Комментарии
При низких ставках и больших суммах кредита меньше смысла в частичном досрочном погашении кредита, платеж будет не сильно снижаться, это неприятно :о) Из кабалы становится реально сложнее выбраться, такой вот неприятный побочный эффект низких ставок, как это ни странно на первый взгляд. Но это же не называется процентным риском, наверное? По крайней мере, все определения связывают процентный риск именно с вероятностью изменения ставки.