Большинство российских пенсионеров не знают о современных каналах проведения платежей. Так, более 60% респондентов старше 60 лет не знают ни о мобильном банке, ни о мобильном и электронном кошельке, ни об интернет-банке, ни о возможности оплачивать товары и услуги в Интернете с помощью банковской карты. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в 2017 году.
Пожилых россиян можно отнести к категории наиболее финансово исключенных граждан. Так, среди непользователей финансовых услуг доля пожилых людей составляет 27%, в то время как в среднем по России доля непользователей не превышает 21%.
Самая популярная финансовая услуга — платежи ЖКХ, ею за последние шесть месяцев пользовались 79% опрошенных. Вторым по популярности продуктом является банковская карта, оформленная работодателем или пенсионным фондом (68%).
Несколько лучше пожилые россияне знакомы с переходными каналами платежей: оплата через терминалы и банкоматы с помощью наличных либо банковской картой знакома двум третям респондентов старше 60 лет. Наиболее известными способами оплаты услуг для них являются традиционные каналы — отделения банков и отделения Почты России (90% и 84% соответственно).
Почти половина опрошенных пожилых россиян не рассматривают для себя возможность использования современных каналов платежей, несмотря на рост числа обладателей компьютеров и смартфонов. Интернет-банком не планируют пользоваться 42% пожилых людей, мобильным банком — 40%, электронными кошельками — 42% пожилых. При условии первичного обучения технологиям оплаты (с помощью специалиста, родственника) небольшая часть пожилых готова использовать эти каналы: интернет-банк — 5% опрошенных старше 60 лет, оплату в Интернете с помощью банковских карт — 7%, мобильный банк — 4%, электронный кошелек — 6%.
Причины консерватизма — в привычном удобстве платежей через кассу банка и в недоверии к дистанционным каналам, отмечают аналитики. Подавляющее большинство пожилых считает наиболее удобным традиционный канал оплаты наличными в отделении банка (74% респондентов). Все остальные каналы, по их мнению, значительно уступают в удобстве: второй по удобству — платежный терминал или банкомат в банке (49% опрошенных), третий — оплата наличными через платежный терминал (43% опрошенных) и оплата картой через платежный терминал / банкомат (41%). Самыми неудобными способами оплаты пожилые люди считают дистанционные каналы: интернет-банк и мобильный банк (28% и 22% пожилых респондентов соответственно), а также электронный и мобильный кошельки (31% и 24% соответственно).
Цифровые каналы, по мнению пожилых россиян, значительно уступают в безопасности традиционным каналам. Так, оплату через кассу в отделении банка считают безопасной более 80% опрошенных, оплату наличными через терминал — 43%, оплату картой через банкомат — 35%, с помощью мобильного банка — 17%.