Банки сократили выдачи кредитных карт людям после 70 лет. За первые пять месяцев 2018 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года уровень одобрения заявок на кредитные карты сократился почти в два раза — с 64,7% до 34,7%, свидетельствуют данные Объединенного кредитного бюро (ОКБ).
Уровень одобрения заявок клиентам до 50 лет за это время, наоборот, вырос — с 30,8% до 40,9%. При этом доля возрастных клиентов в банках очень низка: на клиентов старше 65 лет приходится менее 5% от всех выдач кредитов наличными и примерно 1% от выдач кредитных карт. На возрастную группу от 50 до 55 лет приходится 8,7% от всех выдач наличными, на 55—60 лет — 10,1%, 60—65 лет — 7,1%. В кредитных картах на заемщиков от 50 до 55 лет приходится 9,5%, 55—60 лет — 9,7%, 60—65 лет — 6,7%.
При сокращении банками выдач кредитных карт пожилым людям они стали чаще брать микрозаймы. Среди возрастных граждан чаще всего в микрофинансовые организации обращаются люди до 55 лет, отмечается в исследовании MoneyMan. За первые пять месяцев 2018 года на них приходилось около 45% от всех займов возрастных заемщиков. Следом идут граждане до 60 лет (29%) и до 65 лет (15%). На заемщиков от 65 до 70 лет приходится 8% займов, старше 70 лет — 3%.
Кредитные карты на Банки.ру
За год соотношение клиентов всех категорий осталось почти неизменным, кроме самой возрастной группы — ее доля выросла в два раза. Количество таких заявок выросло почти в три раза, что значительно опережает темпы роста рынка. Уровень одобрения для новых заемщиков один из самых высоких по сектору — 40—50%, возрастные заемщики более надежные и ответственные, они всегда платят вовремя, утверждает гендиректор MoneyMan Ирина Хорошко.
По данным опроса MoneyMan, самая частая причина, по которой пожилые люди идут в МФО, — отказ в банковском обслуживании.
«Если у пенсионера нет поручителей или залога, ему не так просто получить кредит, — объясняет Хорошко. — Консервативные банки осторожно подходят к возрастным заемщикам, они опасаются выдавать длинные кредиты, особенно без страховки, боясь не успеть получить средства назад. Кроме этого, пенсионерам, как правило, нужны небольшие суммы, банкам невыгодно с ними работать, потому что стоимость привлечения и обслуживания всех клиентов одинакова».