ЦБ направил президенту и в Кабмин «Основные направления развития финрынка на 2019—2021 годы»

Дата публикации: 25.10.2018 17:17
3 112
Время прочтения: 8 минут
Источник
Banki.ru

Банк России завершил публичное обсуждение проекта «Основных направлений развития финансового рынка РФ на период 2019—2021 годов» и направил обновленный документ в правительство, президенту России, в Государственную думу и Национальный финансовый совет. Об этом сообщает пресс-служба ЦБ.

Как напоминает регулятор в документе, разработка «Основных направлений» один раз в три года предусмотрена федеральным законом о Центральном банке. «За период действия основных направлений на период 2016—2018 годов удалось многого достичь. Банк России активно вел очистку рынка от недобросовестных и финансово несостоятельных игроков, доработал механизмы контролируемого вывода проблемных компаний с финансового рынка, повысил требования к корпоративному управлению участников, ввел систему поведенческого надзора, перешел на электронное взаимодействие с поднадзорными финансовыми организациями, существенно повысил устойчивость ключевой инфраструктуры, заложил фундамент для широкого применения финансовых технологий при предоставлении финансовых услуг, ввел элементы пропорционального регулирования для банков, активно способствовал развитию интеграционных процессов, в частности созданию общего финансового рынка Евразийского экономического союза», — подчеркивают в ЦБ.

При разработке нового документа особое внимание уделялось обеспечению преемственности. ЦБ сохранил такие приоритетные цели развития финрынка, как (1) повышение уровня и качества жизни граждан РФ за счет использования инструментов финансового рынка, (2) содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков и (3) создание условий для роста финансовой индустрии. При этом Банк России сократил до четырех количество направлений развития, реализуемых для достижения указанных целей (формирование доверительной среды; развитие конкуренции на финансовом рынке; поддержание финансовой стабильности; обеспечение доступности финансовых услуг и капитала), расширил их охват и придал им ценностный характер.

В список мероприятий по развитию финансового рынка на период 2019—2021 годов включено 18 пунктов.

1. Создание благоприятной среды для цифровизации финансового рынка. Среди задач указываются развитие платформы для удаленной идентификации получателей финуслуг, электронного документооборота с ЦБ, создание правовых условий в сфере оборота цифровых финансовых активов, регуляторной среды для функционирования роботов-советников, распространение применения отчетности XBRL.

2. Развитие конкуренции на финансовом рынке (в том числе через проект «Маркетплейс», предусматривающий равный доступ пользователей к финансовому рынку).

3. Повышение финансовой доступности (с фокусом на жителях отдаленных районов и сельской местности, субъектах МСП, лицах с низким уровнем дохода, с инвалидностью, пожилых и других маломобильных группах населения). В числе прочего указывается, что повышению финансовой доступности и качества услуг для населения, а также уровня доходов после выхода граждан на пенсию будет способствовать создание третьего компонента пенсионной системы — института индивидуального пенсионного капитала.

4. Развитие сегмента длинных денег (увеличение доступности ассортимента инвестиционных инструментов долевого и долгового финансирования, упрощение доступа инновационных компаний и субъектов МСП к традиционным механизмам долевого и долгового финансирования и развитие альтернативных механизмов с использованием коллективного управления в области финансирования; совершенствование регулирования индивидуальных инвестиционных счетов).

5. Развитие корпоративных отношений. В качестве одной из задач названо снижение издержек эмитента, связанных с раскрытием информации, без создания информационного вакуума для инвесторов.

6. Развитие надзорного подхода Банка России. В числе первостепенных задач указано повышение оперативности и своевременности надзорного реагирования, обеспечение превентивного характера надзора, в частности за счет расширения применения профессионального суждения. Планируется рассмотреть возможность расширения применения оценки качества корпоративного управления и принятия решений в финансовых организациях в надзорном процессе. Также предполагается развивать надзорное стресс-тестирование, расширять взаимодействие с аудиторами.

7. Противодействие недобросовестным практикам, профилактика и пресечение правонарушений. Например, рассматривается возможность введения требования об исключении конфликтов интересов, которые могут нанести убытки клиентам, или раскрытии информации о таких конфликтах. Планируется развитие технологий автоматизированного мониторинга финансового рынка.

8. Развитие международного взаимодействия (продолжение работы по финансовой интеграции в рамках ЕАЭС с целью формирования к 2025 году общего финансового рынка ЕАЭС с возможностью трансграничного оказания финуслуг; взаимодействие с партнерами по БРИКС, в частности в рамках проекта создания фонда облигаций стран БРИКС).

9. Совершенствование регулирования бюро кредитных историй. Так, Банк России намерен развивать институт кредитной истории путем расширения доступных для БКИ сведений, а также наделения БКИ особыми правами на получение, обработку и передачу персональных данных при обязательности поддержания должного уровня их защищенности.

10. Защита прав потребителей и инвесторов. Предполагаются обсуждение и внедрение концепции системы квалификации инвесторов-юрлиц с учетом их инвестиционного профиля; внедрение института финансового уполномоченного в качестве альтернативного механизма разрешения споров между потребителями и финансовыми организациями; внедрение поведенческого надзора с оценкой числа жалоб на компанию в сравнении со средними значениями по рынку; проактивная политика в отношении регулирования трансграничных финансовых услуг.

11. Повышение финансовой грамотности (повышение охвата и качества финансового образования).

12. Развитие инфраструктуры и совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка. В рамках этого пункта, в частности, планируется продолжить развитие инструментария макропруденциального стресс-тестирования: расширить его периметр, включив профессиональных участников рынка ценных бумаг, лизинговые компании, институты развития. Также предполагается оценивать системные эффекты коллективных действий участников; учитывать взаимовлияние шоков финансового и реального секторов экономики.

13. Задачи по развитию банковского сектора. В их числе — оценка качества и результатов внутренних процедур оценки достаточности капитала кредитных организаций и банковских групп; развитие стимулирующего регулирования, создающего стимулы для кредитных организаций развивать операции, способствующие экономическому росту, и введение регулятивных требований по ограничению кредитования сделок слияния и поглощения, не приводящих к экономическому росту; совершенствование механизма проектного финансирования на базе Внешэкономбанка; обеспечение специализации банков с базовой лицензией на кредитовании МСП; реформирование законодательства для укрепления рыночной дисциплины и предотвращения вывода залогов.

14. Задачи по развитию рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов. В числе прочего планируется внесение изменений в регулирование, устраняющих правовую неопределенность при банкротстве профучастников рынка ценных бумаг путем распространения на кредитные организации в случае осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг обязанности осуществлять раздельный учет клиентских и собственных активов. Также ЦБ продолжит развитие рынка производных финансовых инструментов, являющихся важнейшими инструментами хеджирования рыночных рисков, с целью повышения финансовой стабильности и устранения существующих барьеров для использования широкого спектра инструментов рынка капитала. Рассматривается возможность внесения в российское законодательство определения «хеджирующей сделки», в том числе для установления четких различий между хеджирующими и спекулятивными сделками.

15. Задачи по развитию страхового сектора. В частности, Банк России продолжит направлять свои действия на создание сбалансированной модели ОСАГО, при которой у страховщиков сохраняется экономический интерес к работе в этом сегменте, а потребитель получает доступную и качественную услугу. Первостепенное значение будет придаваться внедрению риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора. Банк России планирует предпринимать последовательные действия по развитию электронных каналов дистрибуции отдельных видов страховых услуг. По мнению ЦБ, положительный эффект от цифровизации страхования возможен в первую очередь, опять же, в сегменте ОСАГО как наиболее массовом. Также будут рассматриваться меры по повышению заинтересованности субъектов страхового дела, граждан и юридических лиц в более широком использовании механизмов добровольного страхования. Среди приоритетных задач на среднесрочный период выделена необходимость выстраивания взвешенной политики регулирования деятельности филиалов иностранных страховщиков (перестраховщиков), обусловленная разрешением их присутствия на рынке с августа 2021 года в соответствии с обязательствами РФ в рамках ВТО.

16. Задачи по развитию сектора коллективных инвестиций и доверительного управления. Одним из ключевых проектов в области развития частного пенсионного обеспечения станет запуск системы добровольных пенсионных накоплений с упрощенным порядком вступления — ИПК. Институт индивидуального пенсионного капитала — это пенсионная схема индивидуального негосударственного пенсионного обеспечения, предполагающая формирование источника пенсионных выплат за счет отчислений самого гражданина (с предоставлением налоговых льгот) и/или работодателя. Работодатель сможет софинансировать взносы работника, получая льготы. Предусматривается наличие пробного периода, в течение которого участник вправе принять решение об отказе от уплаты последующих взносов и получить назад ранее уплаченные средства. Кроме того, участник вправе самостоятельно определять ставку, по которой осуществляются отчисления, либо приостанавливать уплату взносов. Средства ИПК будут защищены капиталом негосударственных пенсионных фондов и системой гарантирования пенсионных накоплений. ИПК станет для управляющих привлекательным источником инвестирования на долгий срок без принятия повышенного риска, рассчитывают в ЦБ.

17. Задачи по развитию сектора микрофинансирования. В целях защиты прав заемщика МФО планируется снизить предельный размер обязательств заемщика перед кредитором по договору потребительского займа, а также ввести предельный уровень долговой нагрузки заемщика. Кроме того, для обеспечения финансовой устойчивости сектора планируется усовершенствовать подходы к формированию резервов на возможные потери по займам.

18. Задачи по развитию платежных систем и платежной инфраструктуры. Будут реализовываться мероприятия по стимулированию роста безналичных операций, созданию условий для развития конкуренции на рынке платежных услуг, снижению стоимости операций. Планируется развитие платежной системы Банка России за счет внедрения новых современных платежных сервисов. Будет продолжено продвижение национальных платежных инструментов как внутри страны, так и на пространстве Евразийского экономического союза и в странах основных для россиян туристических направлений.

Окончательную версию документа и план мероприятий к нему (дорожную карту) Банк России планирует утвердить в конце текущего — начале 2019 года, указано в релизе ЦБ.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме