Банкам стало труднее удаленно получать согласие заемщика на запрос его кредитной истории, а в некоторых случаях — невозможно, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух банков из топ-50.
После того как в августе вступили в силу поправки к закону «О кредитных историях», остался только один более или менее доступный механизм, с помощью которого человек, не являющийся клиентом банка, может дать согласие на получение его кредитной истории без личного визита в банк, указывает председатель некоммерческого партнерства «Национальный совет финансового рынка» Андрей Емелин. Сделать это теперь можно, только введя логин и пароль от подтвержденной учетной записи на портале госуслуг, тогда как раньше банки получали такое согласие с помощью СМС.
Доступность СМС и учетной записи на «Госуслугах», очевидно, серьезно различается, отмечает он: не у всех граждан подтверждена учетная запись. К тому же многие не помнят свои логин и пароль, и на их восстановление уходит время, что уже не позволяет говорить о заявках на кредит онлайн.
Ранее закон предусматривал два способа получения согласия: в электронном виде с электронной подписью и в бумажном. Тип электронной подписи не конкретизировался, но при этом все возможные виды электронной подписи предусматривают однозначную идентификацию человека. В России это пока возможно обеспечить, только если человек хотя бы раз куда-то придет для физической идентификации, например в офис банка или при подтверждении учетной записи на «Госуслугах».
Новый закон сохраняет вариант бумажного согласия, а также конкретизирует виды электронной подписи: это усиленная квалифицированная подпись, простая электронная подпись (через «Госуслуги»), электронная подпись, выданная банком. Однако усиленная квалифицированная электронная подпись есть лишь у немногих, данные портала госуслуг не всегда под рукой, а в случае электронной подписи, выданной банком, человек должен сначала все равно прийти в отделение, указывает источник в банке из топ-50. В результате человек не может подать заявку на кредит без визита в банк, и это означает отказ от многих цифровых сервисов.
Комментарии
При подаче онлайн заявки банк в любом случае выдаёт только предварительное одобрение. Реальный лимит и ставка устанавливается после встречи с представителем и после проверки документов (в офисе банка или с «курьером». В этот момент банки и будут проверять КИ.
А часть банков продолжит проверять на основе онлайн заявки, рассчитывая, что количество пожаловавшихся на запросы в БКИ клиентов будет ничтожно мало.
Закон изменили, но если регулятор и дальше будет закрывать глаза на наличие проблемы незаконных запросов КИ, то особенно ситуация не изменится.