Первый год работы нового российского правительства во главе с Владимиром Путиным проходил в непростых условиях — мировой финансовый кризис ударил и по экономике, но Кабинет министров в целом справился с этим вызовом; немного подпортила картину лишь макроэкономика, считает большинство опрошенных РИА Новости экспертов.
Путин, занимавший пост президента России с 2000 по 2008 год, был утвержден председателем правительства 8 мая 2008 года — на следующий день после инаугурации третьего президента РФ Дмитрия Медведева. Премьер достаточно быстро сформировал новый Кабинет министров, внеся в него ряд изменений, в частности увеличив количество вице-премьеров. Помимо кадровых перестановок, Путин ввел и новые формы работы правительства, в том числе реанимировал институт президиума Кабинета министров. Если раньше правительство в полном составе заседало еженедельно, то с мая — раз в месяц. Президиум в составе ключевых членов Кабинета министров собирается примерно раз в неделю, чаще всего по понедельникам.
Помимо произведенных в мае структурных изменений, в связи с кризисом в правительстве появились новые комиссии; одна из них — под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова — занимается повышением устойчивости развития российской экономики.
Эксперты отмечают как плюсы, так и минусы деятельности правительства Путина. «Год был непростой. На долю правительства выпало много испытаний. Но оно достаточно хорошо себя проявило в условиях ухудшения глобальных и внутренних факторов», — сказал ведущий аналитик Дойче Банка Ярослав Лисоволик. По его мнению, принятые властями меры позволили предотвратить развитие кризиса по наихудшему сценарию. В актив Кабинету министров экономист отнес выделение значительных средств банковской системе, позволившее избежать финансового кризиса, и плавную девальвацию рубля, которая дала возможность гражданам и компаниям сберечь свои средства. «Эти два фактора можно записать в актив», — констатировал Лисоволик.
В пассив эксперт отнес очень ощутимый спад в реальном секторе экономики и значительную безработицу. «Есть вопросы и к эффективности отдельных мер по поддержке экономики, на многие из этих вопросов еще предстоит ответить. Но мне кажется, что самое сложное для Кабинета министров уже позади», — добавил аналитик Дойче Банка. Он ожидает, что во второй половине года в российской экономике будет наблюдаться стабилизация.
Этот прогноз разделяет и директор Института народнохозяйственного прогнозирования, академик РАН Виктор Ивантер. «Я не вижу оснований для катастрофических выводов. Объективно промышленность, действительно, легла на дно. Но дальнейшего спада мы не прогнозируем. А по ряду секторов уже наблюдается рост», — сказал академик. В то же время он отметил недостаточную оперативность правительства в принятии в целом правильных решений, в частности по кредитованию реального сектора экономики. «Правительство в значительной мере справилось с этой проблемой, своевременно оценило риски. Но проблема в том, что все делалось и делается медленно», — полагает Ивантер. Он подчеркнул, что очень трудно оценить эти действия, пока они не дали результат. «Но если власть действительно реализует все то, что наметила, и сделает это быстро, то мы сможем достаточно быстро выйти из кризиса», — считает академик.
По словам экономиста, кризис подсказал два вывода. «Первый — для власти: никто за нас ничего не сделает, и нужно следить за эффективностью выделяемых ресурсов. Второй вывод — для бизнеса: что халява кончилась, что компании больше не будут получать доходность на уровне 80—100% и выше и нужно научиться жить при доходности 10—15%», — сказал Ивантер.
Директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев считает, что экономические показатели первого года премьерства Путина «не очень интересны». «Об экономике надо судить по показателям, а картина первого квартала прошлого и этого года — полярная», — подчеркнул он. Николаев напомнил, что по итогам трех месяцев этого года падение ВВП составило 9,5% по сравнению с ростом в 8,7% годом ранее. «Получается принципиальное расхождение — около 20 процентных пунктов», — констатирует он.
По мнению Николаева, такое сравнение является корректным, несмотря на кризис, ведь, например, экономики Китая и Индии, которые входят в БРИК, все равно продолжают расти. «И Россия, и Китай — страны с быстрорастущими экономиками. Мы пострадали от падения цен на сырье, а Китай — от снижения экспорта потребительских товаров. Но ВВП Китая в первом квартале вырос на 6,5%, а мы проваливаемся очень глубоко», — пояснил экономист. Плохи дела в России и с другими макроэкономическими данными. «Инфляция остается высокой — 13—14%, это очень много в кризис», — отметил Николаев. Шок от падения цен на нефть уже прошел, а негативный эффект от снижения потребительского спроса еще только начинает проявляться. Эксперт считает, что власти РФ выбрали неправильную стратегию борьбы с кризисом, накачивая банковскую систему деньгами и не уделяя должного внимания поддержке спроса.