Иностранным банкам удается в России работать эффективнее отечественных: их рентабельность за последние полгода вдвое выше, чем у российских кредитных организаций, пишет во вторник газета «Ведомости». Подконтрольные иностранцам банки в России по итогам I квартала заработали 37,7% от прибыли, полученной всеми банками в стране, говорится в материалах ЦБ. Этот показатель как минимум в два раза выше, чем доля подконтрольных нерезидентам банков в активах (18,6%) и капитале (17,6%) российских кредитных организаций.
Несильно меняется картина, если рассмотреть 100-процентные «дочки» иностранцев. К 1 апреля на них приходилось 32,2% всей прибыли системы при их доле в совокупных активах и собственных средствах на уровне 12,8 и 12,3% соответственно. Хотя к 1 января на них приходилось лишь 14,8% прибыли при доле в активах и капитале в 13 и 12,2% соответственно. Эти банки повысили рентабельность активов за квартал с 1,9 до 2,1% годовых, а капитала — с 13,4 до 15,9%, подсчитал аналитик Максим Осадчий. Хотя в целом по системе рентабельность активов, по его подсчетам, осталась на уровне 0,8%, а капитала — снизилась с 6,2 до 6%.
Прибыль иностранных банков в России оказалась более устойчивой к негативным условиям, считает директор парижского офиса S&P Екатерина Трофимова. «У них меньший объем просроченной задолженности и, соответственно, резервов, их прибыль меньше зависела от операций на фондовом рынке, а кредиты основывались на плавающих ставках. Это и помогло им защитить процентную маржу», — отмечает она.
Банки с иностранным участием обычно проводят гораздо более жесткую политику контроля за расходами, напоминает предправления ЮниКредит Банка (группе Unicredit принадлежит 100%) Михаил Алексеев. Соотношение расходов и доходов у этой кредитной организации, например, составляет сейчас 29%, говорит он. Российские банки также начали контролировать собственные затраты, уверяет Трофимова, но эффект от этих действий не успел проявиться.
Еще 2—3 года назад иностранцы пытались активнее развиваться, а многие российские банки готовились к продаже, им было не до эффективности, все думали о захвате доли рынка, кредитном портфеле и развитии филиальной сети, считает старший аналитик Moody’s Ярослав Совгира. Основные затратные статьи у банков одинаковы, разницу в доходности дают отчисления в резервы, полагает Совгира, если сравнивать показатели до отчислений в резервы, то разница сократится.
Иностранцы могут финансово подпитываться у материнских структур, а проблемы с просрочкой нивелируются за счет пролонгаций кредитов, ведь иностранные банки влезали в большие кредиты, считает предправления банка «Возрождение» Дмитрий Орлов: «Да и кредитная политика, судя по тому, что я вижу, у них не такая уж безрисковая: она не всегда соответствует нашим реалиям».
Впрочем, и иностранцы не избегают убытков в России. С ним, например, закончили квартал принадлежащие Societe Generale Росбанк и Банк Сосьете Женераль Восток или Абсолют Банк из группы КВС. Но были убытки и у крупных российских банков — «Уралсиба», «Русского Стандарта» и других. Банк Сосьете Женераль Восток оказался в неплохой компании, что говорит не о проблеме банка, а об общерыночной тенденции, затронувшей многих игроков, показывающих честные цифры и не юлящих с балансом, уверен член правления банка Иван Анисимов.